50-й матч Ои, игра 2

Чёрные: Кимура Кадзуки, Претендент 
Белые: Фукаура Коичи, Ои
Дата: 22-23 июля 2009

1.P2g-2f     00:01:00  00:00:00
2.P8c-8d     00:01:00  00:03:00
3.P2f-2e     00:02:00  00:03:00
4.P8d-8e     00:02:00  00:03:00
5.G6i-7h     00:03:00  00:03:00
6.G4a-3b     00:03:00  00:03:00
7.P2e-2d     00:04:00  00:03:00
8.P2cx2d     00:04:00  00:04:00
9.R2hx2d     00:04:00  00:04:00
10.P*2c      00:04:00  00:04:00
11.R2d-2h    00:05:00  00:04:00

Дебют Айгакари с ладьёй, отступившей на 2h. Он продолжает быть популярным среди профессионалов, так что сюрпризов тут пока нет.

12.P3c-3d    00:05:00  00:09:00
13.S3i-3h    00:10:00  00:09:00
14.P8e-8f    00:10:00  00:14:00
15.P8gx8f    00:10:00  00:14:00
16.R8bx8f    00:10:00  00:14:00
17.P*8g      00:10:00  00:14:00
18.R8f-8d    00:10:00  00:14:00
19.P9g-9f    00:18:00  00:14:00
20.S7a-6b    00:18:00  00:24:00
21.P1g-1f    00:22:00  00:24:00
22.P1c-1d    00:22:00  00:24:00
23.P7g-7f    00:24:00  00:24:00
24.P9c-9d    00:24:00  00:39:00
25.P4g-4f    00:52:00  00:39:00
26.P6c-6d    00:52:00  00:40:00
27.P*2d      01:08:00  00:40:00
28.P2cx2d    01:08:00  01:11:00
29.R2hx2d    01:08:00  01:11:00
30.P6d-6e    01:08:00  01:11:00

Это - классический метод защиты боковой пешки на 3d открытием горизонтали ладьи одновременно с оказанием давления на чёрного короля авангардной пешкой на 6e. Однако эта пешка может стать целью, так как защитить её нелеко. Чёрные могут попытаться забрать её ходами S4g .. S5f, что мы и увидим в этой игре.


31.S3h-4g    01:21:00  01:11:00
32.K5a-4b    01:21:00  01:22:00
33.R2d-2h    02:05:00  01:22:00
34.B2bx8h+   02:05:00  01:26:00
35.S7ix8h    02:07:00  01:26:00
36.S3a-2b    02:07:00  01:26:00
37.S4g-5f    02:29:00  01:26:00
38.N2a-3c    02:29:00  02:09:00
39.K5i-6h    02:53:00  02:09:00
40.P3d-3e    02:53:00  02:23:00

Diagram 1

Выглядит это так, будто белым хорошо, и это - другая авангардная пешка, косвенно защищающая пешку на 6e. Чёрные не могут взять эту пешку, так как после 41.Sx6e P3f Px3f B*4g белые могут перевернуть слона, который защитит слабую 2-ю вертикаль.


41.G4i-3h    02:56:00  02:23:00

Чёрные вновь угрожают взять пешку на 6e. Если она достанется им даром, то белые будут в беде, поэтому Фукаура принимает более радикальные меры.


42.P6e-6f    02:56:00  03:45:00
43.P6gx6f    03:01:00  03:45:00
44.B*4i      03:01:00  03:45:00

Похоже, что ход 44.P*2f является здесь хорошей альтернативой, так как на 45.Rx2f есть ответ 46.B*4i, и белые могут создать перевёрнутого слона. Однако если чёрные просто сыграют 45.B*5h, защищаясь от сброса слона, то пешка на 2f будет очень уязвима, и позиция белых станет слишком растянута.


45.B*5h      03:05:00  03:45:00
46.B4ix3h+?! 03:05:00  03:46:00

Видимо, данная игра показала, что это уже чересчур. Кондо (6-й дан) предложил выдвинуть чёрного короля в центр ходами 46.Bx5h+ Kx5h, и далее запустить атаку ходом P1e.


47.R2hx3h    03:05:00  03:46:00
48.G*2g      03:05:00  03:46:00
49.R3h-3i    03:56:00  03:46:00
50.G2g-2h    03:56:00  03:48:00
51.R3i-6i    04:03:00  03:48:00
52.G2hx1i    04:03:00  03:48:00

Diagram 2

Белые забрали стрелку, и теперь у них золото со стрелкой за слона, так что разница в материале невелика. Узлом этой игры будет золото на 1i. Если у белых появится время на его активизацию, то они получат преимущество. Если чёрные смогут запустить атаку при золоте, всё ещё стоящем далеко от короля, то им будет лучше. Похоже, что Фукаура рассудил, что чёрным будет нелегко начать атаку, так как их слон и ладья стоят в неуклюжей позиции, а чёрному королю рядом с серебряной стеной будет грозить много опасностей, если позиция откроется. Поэтому он рассчитывал на получение времени для активизации золота, но Кимура нашёл, как это предотвратить.


53.P4f-4e    04:07:00  03:48:00
54.P*2f      04:07:00  03:53:00
55.S5f-5e    04:52:00  03:53:00
56.P2f-2g+   04:52:00  04:50:00
57.P4e-4d    04:53:00  04:50:00
58.P4cx4d    04:53:00  04:52:00
59.R6i-4i!   04:55:00  04:52:00

Diagram 3

Вот план Кимуры. Размен ладей выглядит очень опасным, так как король и слон стоят на одной горизонтали и серебро на 8h не оставляет королю пути к бегству, но Кимура видел, что важнее было активизировать ладью на 6i.


60.G6a-5b?   04:55:00  05:47:00

После игры об этом ходе Фукаура сожалел более всего, так как похоже, что здесь есть множество лучших вариантов. Во-первых, защититься от размена ладей ходом 60.G4c. Например, атака 61.P*4e Nx4e N1g G1h Rx4e Px4e P*4d выглядит сильной, но чёрные отдают серьёзный материал, так что неочевидно, что она будет сильной достаточно. Лучше, чем 60.G5b, и ход 60.G5a. Чуть позднее мы увидим, почему он лучше.


61.R4ix4d    05:22:00  05:47:00
62.R8dx4d    05:22:00  05:47:00
63.S5ex4d    05:22:00  05:47:00
64.R*4h      05:22:00  05:47:00
65.P*4c      05:27:00  05:47:00
66.K4b-3a    05:27:00  05:50:00
67.R*6a      05:49:00  05:50:00

Этот сброс ладьи даже сильнее, чем сброс белой ладьи на 4h. Если бы белые сыграли 60.G5a вместо 60.G5b, то этот сброс не был бы возможен. Даже если чёрные попытаются форсировать его ходом B*4b, белый король может просто убежать через K2a, и чёрная атака, видимо, выбьется из колеи.


68.L*5a      05:49:00  05:52:00

Diagram 4

Кажется, что эта форма из золота, серебра и стрелки является сильной защитой, но у золота на 5b есть важная слабость, как будет показано далее.


69.R6ax8a+   05:52:00  05:52:00

Сыграно хладнокровно. Кимура понял, что лучший способ сломать белую защиту - это сбросить слона на 6a.


70.G1ix2i    05:52:00  06:20:00

Вариант 70.Rx4d+ B*6a P*4a +Rx9a тоже хорош для чёрных, так как далее эту стрелку можно использовать на 4-й вертикали.


71.B*6a      06:07:00  06:20:00
72.N*4f      06:07:00  06:36:00

Это выглядит очень пугающе, но...

73.B6ax5b+   06:15:00  06:36:00

Кимура и не шелохнулся. Сёги - игра не для малодушных.


74.N4fx5h+   06:15:00  06:36:00
75.K6h-7g    06:15:00  06:36:00
76.B*5i      06:15:00  06:55:00
77.N*6h      06:16:00  06:55:00
78.P*4a      06:16:00  06:55:00

Diagram 5

Похоже, белые выжили. Эта пешка защищает от цумэро P4b+, а 79.+Bx6b - не цумэро, так что после 80.+Nx6h белые побеждают.


79.S8h-7i!   06:23:00  06:55:00

Эта серебряная стена всё время была проблемой в позиции чёрных, но Кимура уловил идеальный момент для того, чтобы от неё освободиться. Это серебро не только защищает коня на 6h, но и королю даёт неожиданно много места для побега. В результате у чёрных появляется достаточно пространства для дыхания.


80.R4hx4d+   06:23:00  07:01:00

Or 80.Lx5b G*4b and black wins.


81.+B5bx6b   06:24:00  07:01:00
82.S2b-2c    06:24:00  07:01:00
83.+R8ax5a   06:28:00  07:01:00

Теперь белая защита сломлена, и чёрную атаку не остановить. Фукаура безнадёжно пытался далее подловить Кимуру на ошибке, но всё напрасно.


84.K3a-2b    06:28:00  07:01:00
85.+B6bx5c   06:31:00  07:01:00
86.+R4d-4h   06:31:00  07:05:00
87.P*2d      06:41:00  07:05:00
88.S2cx2d    06:41:00  07:06:00
89.P4c-4b+   06:43:00  07:06:00
90.P4ax4b    06:43:00  07:22:00
91.G*3d      07:12:00  07:22:00
92.S*2c      07:12:00  07:24:00
93.G3dx2d    07:12:00  07:24:00
94.S2cx2d    07:12:00  07:25:00
95.S*3d      07:13:00  07:25:00
96.+N5hx6h   07:13:00  07:43:00
97.S7ix6h    07:22:00  07:43:00
98.+R4hx5g   07:22:00  07:43:00
99.L*6g      07:27:00  07:43:00
100.N*8e     07:27:00  07:47:00
101.K7g-8f   07:27:00  07:47:00
102.+R5gx6h  07:27:00  07:48:00
103.G7hx6h   07:32:00  07:48:00
104.B5ix6h+  07:32:00  07:48:00
105.N*7g     07:35:00  07:48:00
106.K2b-1c   07:35:00  07:52:00
107.+R5ax1a  07:39:00  07:52:00
108.G*1b     07:39:00  07:52:00
109.S*2a     07:41:00  07:52:00
110.G*2b     07:41:00  07:52:00
111.+R1ax1b  07:42:00  07:52:00
112.G2bx1b   07:42:00  07:52:00
113.S2ax3b=  07:42:00  07:52:00
114.S*2b     07:42:00  07:53:00
115.R*1a     07:43:00  07:53:00
116.Сдался   07:43:00  07:55:00

Final Diagram

Чёрным - цумэро G*2c, и эффективной защиты тут нет. На 116.Gx1a или 116.Sx1a, конечно же, последует ответ 117.G*2c, а ход 116.P*2c тоже ведёт к цумэ 117.Rx1b+ Kx1b G*1a и т.д. Тут, после двух минут размышлений, Фукаура сдался, и Кимура стал вести в матче со счётом 2-0 в результате ещё одной сильной игры. Золото на 2i в финальной позиции показывает, что он оказался крайне успешен в предотвращении активизации этой жизненно важной фигуры. Теперь положение у Фукауры суровое, но в следующей игре он играет чёрными, а четвёртая игра пройдёт в его родном городе Сасэбо, в котором он получит всю помощь, какую только можно попросить. Ещё не поздно развернуть этот матч вспять, но чтобы иметь шансы, ему надо победить в третьей игре.

eng->rus: shogi.ru, Д.К., 29.9.9, Карьер Мяглово.