Рейтинг-система FESA (Федерации европейских ассоциаций сёги)

1. Основная формула изменения рейтинга:

     d = k * (res - 1 / (1+10^((or - tr)/400)) ), где

     d - изменение (округляется до целого),
     k - коэффициент,
     res - результат партии (победа = 1, поражение = 0, ничья = 0.5)
     or - рейтинг противника,
     tr - обновляемый рейтинг (рейтинг игрока перед началом партии).

Коэффициент k = k(tr) зависит от обновляемого рейтинга так:
                        k=
     2240 <= tr         16
     1920 <= tr < 2240  20
     1560 <= tr < 1920  24
     1280 <= tr < 1560  28
     1040 <= tr < 1280  32
      720 <= tr < 1040  36
             tr < 720   40 

Если для победившего игрока выполнено соотношение d'>d, где d'= k*(or-tr)/160  (A),
то изменение его рейтинга происходит по формуле (A).
 [d'>d для победившего ~ or-tr > 103, т.е. (A) увеличивает прибавку
  при победе над ощутимо более сильными противниками - прим.перев.]

2. В рейтинговую систему входит, также, система разрядов.
Повышения в ней основаны на рейтингах, и совершаются по следующей таблице:

    разряд   LB   MP   UB    #LB  #MP    |  разряд   LB   MP   UB    #LB  #MP
                                         |
     6 дан  2440 2540 2640               |    8 кю   960 1000 1040     8    4
     5 дан  2240 2340 2440         10    |    9 кю   880  920  960     8    4
     4 дан  2080 2160 2240    16    8    |   10 кю   800  840  880     8    4
     3 дан  1920 2000 2080    16    8    |   11 кю   720  760  800     8    4
     2 дан  1800 1860 1920    14    7    |   12 кю   640  680  720     6    3
     1 дан  1680 1740 1800    14    7    |   13 кю   560  600  640     6    3
     1 кю   1560 1620 1680    14    7    |   14 кю   480  520  560     6    3   
     2 кю   1460 1510 1560    12    6    |   15 кю   400  440  480     6    3
     3 кю   1360 1410 1460    12    6    |   16 кю   320  360  400     6    3
     4 кю   1280 1320 1360    12    6    |   17 кю   240  280  320     6    3
     5 кю   1200 1240 1280    10    5    |   18 кю   160  200  240     6    3
     6 кю   1120 1160 1200    10    5    |   19 кю    80  120  160     6    3
     7 кю   1040 1080 1120    10    5    |   20 кю     1   40   80     6    3

   Здесь LB - нижняя граница,  MP - средняя граница,  UB - верхняя граница,
   а значение #LB и #MP объясняется в п.10.

3. При рейтинговании турнира игроки делятся на три категории:

- неотрейтингованные игроки
- игроки с временным рейтингом (неустановившиеся игроки)
- установившиеся игроки

Игроки, предыдущие результаты которых включают только победы или только поражения (включая игроков без предыдущих результатов), и игроки, сыгравшие менее 9 партий, считаются неотрейтингованными игроками.

Остальные игроки являются игроками с временным рейтингом, если у них сыграно менее 18 партий, иначе они считаются установившимися игроками. При этом в данное число ("9", "18") входят партии текущего турнира.

4. Несыгранные партии не рейтингуются. Поэтому, если игрок получает "отдых" в туре, или партия не состоялась - к примеру, из-за того, что один из игроков по любой причине отсутствовал, то результат на подсчёт рейтингов влияния не оказывает.
4a. Партии, переигранные из-за сэннититэ или дзисёги, рейтингуются, как ничьи.

5. "Рейтинг выступления" набора результатов игрока - это рейтинг, нужный игроку, чтобы закончить выступление с не изменившимся рейтингом, если набор его результатов отрейтинговать "обычным образом". Отдельный результат состоит из результата партии (победы, поражения или ничьи) и рейтинга противника. Рейтинг выступления не определён, если результат всех партий - 100% побед, или 100% поражений.

6. Неотрейтингованные игроки получают рейтинг в результате расчёта рейтинга их выступления для всех предыдущих результатов и всех сыгранных партий текущего турнира. При записи результата рейтингом противника считается его рейтинг после текущего турнира. Если доля побед игрока 0%, то его рейтинг устанавливается равным 1. Если доля побед 100%, то ему даётся временный результат, равный результату ничьи против высшего по рейтингу из противников. Эта фиктивная ничья в результаты не записывается, и используется лишь для вычисления рейтинга выступления.

7. Новичок системы ELO, уже имеющий разряд, рейтингуется как неотрейтингованный игрок, но начинает турнир с предварительным результатом двух (фиктивных) партий, состоящих из одной победы и одного поражения против фиктивного игрока с рейтингом, равным MP разряда игрока в таблице (2). Этот предварительный разряд должен быть официально выданным за реальные результаты. Оценка, произведённая профессионалом или кем-либо ещё, базирующаяся на субъективных ощущениях качества некоторых сыгранных партий, предварительного разряда новичку не даёт.
Этот имевшийся ранее разряд не является разрядом ФЕСА, и в рейтинг-листе ФЕСА записывается в отдельной колонке.

8. При рейтинговании установившегося игрока используется формула (1), где tr = рейтингу игрока с учётом партий, уже сыгранных им в данном турнире, а or = рейтингу противника после турнира.

9. Игроки с рейтингом до 1800, сыгравшие менее 100 партий, получают за каждую партию бонус в размере (1800 - tr)/200 очков.

10. Продвижения. Используется таблица (2). У установившегося игрока есть 3 пути повышения своего разряда:

- достичь UB.
- оставаться выше MP в течение #MP партий.
- оставаться выше LB в течение #LB партий включая 1 партию выше MP.

Неустановившиеся игроки могут получить разряд, лишь достигнув UB следующего разряда.

Неотрейтингованные игроки не могут получить разряд, но у них сохраняется любой разряд, выданный им ранее.

5 и 6 даны не даются без одобрения Японской ассоциации сёги.

11. Под словом "турнир" в данной системе подразумевается "таблица", являющаяся основным элементом рейтингования. Рейтинги игроков обновляются после обновления по каждой таблице. Все результаты одной турнирной таблицы считаются происходящими одновременно. В (10), при подсчёте числа партий с рейтингом выше границы, полное изменение рейтинга за турнир делится поровну между всеми сыгранными партиями. Реальная последовательность партий при этом не учитывается.

12. При рейтинговании форовых партий действие форы (измеряемое в разрядах) определяется по следующей таблице:

Выбор сэнтэ без фуригомы     0.2
Стрелка (левая)              0.6
Слон                         1.5
Ладья                        2.1
Ладья + левая стрелка        2.7
2 фигуры (ладья + слон)      3.6
4 фигуры (RBLL)              5.0
5 фигур (RBLL + правый конь) 6.5
6 фигур (RBLLNN)             8.0

Asle Olufsen, FESA, 2010-2011

Источник: shogi.net/fesa/, декабрь 2011.
eng->rus: shogi.ru, Д.К., 5.11.7 (обновлено 8.8.16)

Примечания переводчика

  1. В рейтинг-лист включаются участники всех официальных турниров за последние 2 года.
  2. Рейтингуются лишь турниры с регламентом не менее 30' основного времени и 30" бёёми (также, примерно с 2014 года, стал допустим контроль 25'+60").
  3. Рейтингуются лишь турнирные таблицы, включающие не менее 30% отрейтингованных игроков.
  4. В 2012 году п.11 был изменён: теперь рейтинги перерассчитываются после каждого тура.
  5. Эмпирически замечено, что система ФЕСА учитывает и хранит и дробные доли рейтингов, хотя в рейтинг-листах и публикуются лишь их целые части.
  6. Де-факто, вместо правила 4a действует правило NSR для любителей: при дзисёги победитель определяется по "системе 27 очков", и партия не переигрывается. Наверное, на очередном собрании ФЕСА стоит предложить внести в п.4а соответствующую поправку.