Рейтинг-система FESA (Федерации европейских ассоциаций сёги)

текущий рейтингk
2240 <= tr 16
1920 <= tr < 2240 20
1560 <= tr < 1920 24
1280 <= tr < 1560 28
1040 <= tr < 1280 32
720 <= tr < 1040 36
tr < 720 40

1. Основная формула изменения рейтинга:

     d = k * [res - 1 / (1+10(or-tr)/400) ], где

  d — изменение рейтинга (округляется до целого),
  k — коэффициент,
  res — результат партии (победа = 1, поражение = 0, ничья = 0,5)
  or — рейтинг противника,
  tr — обновляемый рейтинг (рейтинг игрока перед началом партии).

Зависимость коэффициента k = k(tr) от рейтинга игрока см. в таблице справа.

Если для победившего игрока выполнено соотношение d'>d, где d'= k*(or-tr)/160  (A),
то изменение его рейтинга происходит по формуле (A).

d'>d ~ or-tr >103, т.е. (A) — бонус за победу над существенно более сильным противником (прим.перев.)

2. В рейтинговую систему входит, также, система разрядов. Повышения в ней основаны на рейтингах, и совершаются по следующей таблице:

разрядLBMPUB#LB#MP разрядLBMPUB#LB#MP
6 дан2440 2540 2640 8 кю 960 1000 1040 8 4
5 дан2240 2340 2440 10 9 кю 880 920 960 8 4
4 дан2080 2160 2240 16 8 10 кю 800 840 880 8 4
3 дан1920 2000 2080 16 8 11 кю 720 760 800 8 4
2 дан1800 1860 1920 14 7 12 кю 640 680 720 6 3
1 дан1680 1740 1800 14 7 13 кю 560 600 640 6 3
1 кю 1560 1620 1680 14 7 14 кю 480 520 560 6 3
2 кю 1460 1510 1560 12 6 15 кю 400 440 480 6 3
3 кю 1360 1410 1460 12 6 16 кю 320 360 400 6 3
4 кю 1280 1320 1360 12 6 17 кю 240 280 320 6 3
5 кю 1200 1240 1280 10 5 18 кю 160 200 240 6 3
6 кю 1120 1160 1200 10 5 19 кю 80 120 160 6 3
7 кю 1040 1080 1120 10 5 20 кю 1 40 80 6 3

Здесь LB — нижняя граница, MP — средняя граница, UB — верхняя граница, а значение #LB и #MP объясняется в п.10.

3. При рейтинговании турнира игроки делятся на три категории:

— неотрейтингованные игроки
— игроки с временным рейтингом (неустановившиеся игроки)
— установившиеся игроки

Игроки, предыдущие результаты которых включают только победы или только поражения (включая игроков без предыдущих результатов), и игроки, сыгравшие менее 9 партий, считаются неотрейтингованными игроками.

Остальные игроки являются игроками с временным рейтингом, если у них сыграно менее 18 партий, иначе они считаются установившимися игроками. При этом в данное число ("9", "18") входят партии текущего турнира.

4. Несыгранные партии не рейтингуются. Поэтому, если игрок получает "отдых" в туре, или партия не состоялась — например, потому, что один из игроков по любой причине отсутствовал, то результат на подсчёт рейтингов влияния не оказывает.
4a. Партии, переигранные из-за сэннититэ или дзисёги, рейтингуются, как ничьи.

5. "Рейтинг выступления" набора результатов игрока — это рейтинг, нужный игроку, чтобы закончить выступление с не изменившимся рейтингом, если набор его результатов отрейтинговать "обычным образом". Отдельный результат состоит из результата партии (победы, поражения или ничьи) и рейтинга противника. Рейтинг выступления не определён, если результат всех партий — 100% побед, или 100% поражений.

6. Неотрейтингованные игроки получают рейтинг в результате расчёта рейтинга их выступления для всех предыдущих результатов и всех сыгранных партий текущего турнира. При записи результата рейтингом противника считается его рейтинг после текущего турнира. Если доля побед игрока 0%, то его рейтинг устанавливается равным 1. Если доля побед 100%, то ему даётся временный результат, равный результату ничьи против высшего по рейтингу из противников. Эта фиктивная ничья в результаты не записывается, и используется лишь для вычисления рейтинга выступления.

7. Новичок системы ELO, уже имеющий разряд, рейтингуется как неотрейтингованный игрок, но начинает турнир с предварительным результатом двух фиктивных партий, состоящих из одной победы и одного поражения против фиктивного игрока с рейтингом, равным MP разряда игрока в таблице (2). Этот предварительный разряд должен быть официально выданным за реальные результаты. Оценка, произведённая профессионалом или кем-либо ещё, базирующаяся на субъективных ощущениях качества некоторых сыгранных партий, предварительного разряда новичку не даёт.
Этот имевшийся ранее разряд не является разрядом ФЕСА, и в рейтинг-листе ФЕСА записывается в отдельной колонке.

8. При рейтинговании установившегося игрока используется формула (1), где tr — рейтинг игрока с учётом партий, уже сыгранных им в данном турнире, а or — рейтинг противника после турнира.

9. Игроки с рейтингом до 1800, сыгравшие менее 100 партий, получают за каждую партию бонус в размере (1800 - tr)/200 очков.

10. Продвижения. Используется таблица (2). У установившегося игрока есть 3 пути повышения своего разряда:

— достичь UB.
— оставаться выше MP в течение #MP партий.
— оставаться выше LB в течение #LB партий включая 1 партию выше MP.

Неустановившиеся игроки могут получить разряд, лишь достигнув UB следующего разряда.

Неотрейтингованные игроки не могут получить разряд, но у них сохраняется любой разряд, выданный им ранее.

5 и 6 даны не даются без одобрения Японской ассоциации сёги.

11. Под словом "турнир" в данной системе подразумевается "таблица", являющаяся основным элементом рейтингования. Рейтинги игроков обновляются после обновления по каждой таблице. Все результаты одной турнирной таблицы считаются происходящими одновременно. В (10), при подсчёте числа партий с рейтингом выше границы, полное изменение рейтинга за турнир делится поровну между всеми сыгранными партиями. Реальная последовательность партий при этом не учитывается.

12. При рейтинговании форовых партий действие форы (измеряемое в разрядах) определяется по следующей таблице:

фора
действие
Выбор сэнтэ без фуригомы 0.2
Стрелка (левая) 0.6
Слон 1.5
Ладья 2.1
Ладья + левая стрелка 2.7
2 фигуры (ладья + слон) 3.6
4 фигуры (RBLL) 5.0
5 фигур (RBLL + правый конь) 6.5
6 фигур (RBLLNN) 8.0

Asle Olufsen, FESA, 2010-2011


Источник: shogi.net/fesa/, декабрь 2011.
eng→rus: shogi.ru, Д.К., 5.11.7 (обновлённая версия 2.11.20)


Примечания переводчика

  1. В рейтинг-лист включаются участники всех официальных турниров за последние 2 года.
  2. Рейтингуются лишь турниры с регламентом не менее 30 минут основного времени и 30 секунд бёёми (или 20 минут основного времени и 40 секунд бёёми).
  3. Рейтингуются лишь турнирные таблицы, включающие не менее 30% игроков, уже имеющих рейтинг ФЕСА.
  4. В 2012 году п.11 был изменён: теперь рейтинги перерассчитываются после каждого тура.
  5. Эмпирически замечено, что система ФЕСА учитывает и хранит и дробные доли рейтингов, хотя в рейтинг-листах и публикуются лишь их целые части.
  6. Де-факто, вместо правила 4a действует правило NSR для любителей: при дзисёги победитель определяется по "системе 27 очков", и партия не переигрывается.