Сёги развивают мозг
Профессиональный игрок Хабу Ёсихару + исследователь мозга Моги Кэнъитиро
Познакомившись с сёги в 1-м классе младшей школы, мальчик Хабу стал мэйдзином (наивысший титул) среди младшеклассников, и вскоре вырос, став сильнейшим профессиональным игроком. Что же в это время произошло с мозгом Хабу Ёсихару? Сёги оказывают на мозг удивительное воздействие; эту магию сёги объясняет исследователь мозга Моги Кэнъитиро.
Эта статья - реконструкция специальной беседы, которую Хабу Ёсихару и Моги Кэнъитиро провели 14 декабря 2009 года в районе Адатику, в младшей школе Такэноцка.
Хабу: Когда в важной позиции анализируется 1000 ходов, лишь 1 из них становится решающим.
Моги: Человеческий мозг восхитителен, ведь он неразрывно связывает нас с ощущениями детства.
Важно именно то, что не видно глазу: размышления, ощущения.
Сёги - материал высочайшего уровня для обучения этому.
В голове фигурки сёги свободно двигаются по доске!
Моги: Добрый день всем. Сегодня мы с Хабу-саном хотим поговорить о том, как сёги развивают мозг. Этот Хабу-сан - очень необычный человек. Он не водит автомобилей.
Дети: Ого!
Моги: В поездках он думает о сёги, и в голове у него возникает доска сёги, по которой начинают двигаться фигурки. Это создаёт опасность, из-за которой он не садится за руль. У него в голове только сёги, это удивительный человек. Хабу-сан, каким ребёнком Вы были, когда учились в младшей школе?
Хабу: Да совершенно обычным младшеклассником. С сёги я познакомился в первом классе, но особо их тогда не изучал, а, как помнится, просто играл в сёги и хасами-сёги с друзьями и окружающими для развлечения.
Моги: А затем, став профессионалом, завоевали несколько титулов и даже стали Мэйдзином, пройдя огромный путь; но как же Вы стали таким сильным?
Хабу: Главным правилом, как я помню, было то, что я так или иначе много играл. Наигрывая сотни партий, я учился на их обдумывании; думаю, что я прогрессировал, не отдавая себе в том отчёта. В детстве особо глубоких мыслей у меня не было, я просто много играл и продолжал обдумывать игру.
Моги: Хабу-сан, Ваша игра в сёги отличается от всего остального. Вы известны, как человек с боевыми мыслями. ...Даже слишком, не так ли? Пожалуй, всех приковывает сражение, которое вот-вот начнётся. Вы же, после партии, ещё раз воспроизводите её с самого начала до самого конца: "вот это было хорошо, а вот это - зря".
Хабу: Это история отдельной партии, какой она была: чтобы информация хорошо усваивалась, игры должны отпечатываться в памяти.
Моги: Кто бы мог подумать?
Хабу: Да, именно так. Искусство бывает и таким: стоит услышать первые ноты и слова песни, и сразу можешь её продолжить. Как будто вспоминаешь из древности, и всё оживает; такие ощущения.
Моги: Все тут, наверное, помнят какие-нибудь песни. Значит, этот момент важен и для партий в сёги.
Хабу: Вот и в сёги желательно увидеть партию, как историю: ведь если запомнить её облик, то её будет легко оживить.
Моги: Сила вашего мышления может удивительно возрасти. Но придумав выигрышный ход, вы можете на этом не останавливаться. А ещё раз вспомнить его, чтобы освежить в памяти; и если подумать всерьёз, то конечно же, так и надо поступать. Хабу-сан, а что Вы можете посоветовать для возраста младшей школы, чтобы улучшить мышление при игре в сёги?
Чтобы запоминать игру, увеличить численные показатели
Хабу: Увеличивать численные показатели. Учить как можно больше приёмов, решать как можно больше задач цумэ-сёги; это почти одно и то же. При игре в сёги количество и скорость решения имеют практическое значение и углубляют понимание.
Моги: Посмотрите, пожалуйста, на Хабу-сана. У него удивительное и, наверное, правильное отношение к делу. Всем вам с недавних пор надо бы вести себя потише. А в сёги тоже учатся этикету?
Хабу: Это большая радость - серьёзно думать; во время концентрации отдыхать, оставаясь в спокойствии. Начиная с приветствия онэгаи-симас! ("приятной игры") и до завершающих слов аригато годзаимасита ("спасибо за игру"), чтобы игра была хороша.
Моги: Наверное, те, кто тут недавно расшумелись, не концентрируются.
Хабу (смеясь): Такова детская натура.
Развить умение непрерывно концентрироваться два дня подряд
Моги: Все ли могут продолжать заниматься одним и тем же делом с 9 часов утра до 9 вечера, и на следующий день точно так же? Партия в матче Мэйдзин - это непрерывная партия в сёги, идущая два дня подряд. С утра до вечера игроки думают над партией. Наверное, это потрясающая способность концентрироваться.
Хабу: Без подготовки это невозможно, но если длительность концентрации понемногу увеличивать, то Вы сможете концентрироваться и подолгу. Для меня это сначала тоже было очень тяжело, но постепенно, практикуясь, я перестал уставать и развил умение концентрироваться. Наверное, это похоже на марафонский бег.
Моги: Да, наверное. Конечно же, нужна практика. А вот вы все можете сильно концентрироваться в течение часа?
Дети: Не можем.
Моги: А концентрироваться 5 часов?
Дети: Ни за что.
Моги: Но если вы будете тренироваться, то сможете непрерывно учиться по 8 часов подряд...
Дети: Да ну!
Моги: Не говорите "да ну". Ведь это возможно! У всех мозг работает так же, а если вы станете сильны в чём-то одном, то сможете применить эту силу и во всём другом. Поэтому, как и Хабу-сан, тот, кто научится концентрироваться в сёги, сможет применить это умение концентрироваться и в других делах. В чтении, в учёбе. Умение концентрироваться связано с работой лобных долей мозга, но Хабу-сан их тонким образом разгружает, задействуя очень большие области мозга. А вместе с силой концентрации у него есть и сильное упорство. Сколько, примерно, ходов Вы анализируете во время партии?
Хабу-сан анализирует до 1000 ходов
Хабу: Анализ всего лишь 1 варианта на 10-15 ходов вперёд, из-за ветвления, выливается в 100-1000 ходов.
Моги: Слушайте все, Хабу-сан сказал ужасную вещь. Когда вы все играете в сёги, или когда я играю, и когда думаю, что противник дальше походит вот так, а тогда я похожу так, то сколько ходов мы при этом просчитываем? А вот Хабу-сан просчитывает около 1000 ходов!
Дети: Ого!
Моги: Хабу-сан, как Вам это удаётся?
Хабу: Надо уметь обращаться со временем. Чтобы подумать об одном ходе, достаточно примерно 1 секунды, поэтому если думать 30 минут или 1 час, можно произвести длительный анализ.
Моги: Знаете, я видел в лицо совершенно необычных существ, но таких, как Хабу-сан, раньше не встречал! Будучи ребёнком, он просто ни о чём не думая, зачем-то стал, делая ходы, обдумывать игру; но, наверное, это происходило нечасто?
Хабу: На самом деле, про каждый играемый ход мне сразу думается о многом: плох ли он, возможен ли он.
Моги: Это интуиция?
Хабу: Очень важной составляющей является умение беглым взглядом определять, возможен ли такой-то ход, или же думать о нём и смысла нет.
Моги: Вот результаты анкетирования 161 профессионального сёгиста. На вопрос "что сёги изменили в Вас в первую очередь?" 95 профессионалов ответили: "в первую очередь, появилось умение концентрировать свои мысли". В отличие от них всех, у меня умения концентрироваться нет; у кого это так же, поднимите руки.
Дети: Да-а!
Моги: Хорошо-о; все, кто подняли руки - с завтрашнего дня начинаем играть в сёги! В анкете следующим по частоте был ответ "появилось понимание того, что такое интенсивный бой". Вы все, когда проигрываете, наверное, огорчаетесь.
Дети: Да.
Хабу: Если когда-нибудь вы научитесь думать в интенсивных битвах, это сильно поможет вам точно оценивать свои реальные силы.
Моги: Понимаете, Хабу-сан предлагает смотреть на всё очень хладнокровно, даже на по-настоящему яростные вещи: как человек, который хочет посмотреть на вулкан. А теперь - задачка. Конечно, тот, кто поймёт, какой ход здесь ведёт к победе, станет как Хабу-сан.
Дети: Дать шах!
Моги: Дать шах? А вот и нет. Правильный ответ - потрясающий ход фигурой из руки. Примерно над такими решающими ходами думают, концентрируясь на игре, интенсивные игроки. Ребёнок, стремящийся победить, тоже может ухватить подобное ощущение; безусловно, для победы надо думать с большим усилием, но что же для этого может потребоваться?
Если думать с радостью, выделяется дофамин
Хабу: Очень важно думать с радостью и с интересом. Если есть радость от концентрации, чтобы далее думать с упорством. Важно состояние, в котором проявляются позитивная радость и интерес, и спонтанно думается: "я хочу победить".
Моги: У вас всех в мозгу есть вещество дофамин. Когда вы радуетесь, выделяется дофамин, и наступает радость. Когда Хабу-сан был ребёнком, игра в сёги приносила ему радость, и выделялся дофамин. Поэтому он опять радовался, и тут же выделялся ещё дофамин; таким образом он и стал сильным в сёги. Думаю, все, кто любит учиться, заниматься спортом или чем-то ещё, думают об этом с радостью. Но этой радости без дофамина не было бы. Встречаясь с трудностями, мы не думали бы о них с радостью. Причина же радости в том, что серьёзные усилия ведут к победе.
Хабу: Да, именно так. Без очень умелого вождения не получилось бы ездить на велосипеде, а ведь это очень здорово, правда?
Дети: Здорово!
Хабу: А когда подобного опыта набирается много, он начинает связываться, различные ситуации начинают вызывать радость и счастье, и победа приносит особый экстаз.
Игра в сёги делает понятными человеческие ощущения.
Моги: В той анкете был интересный ответ: "для игры в сёги надо понимать человеческие ощущения".
Хабу: В сёги, если думать только о своём состоянии, ничего хорошего не выйдет. Ставя себя на место противника, надо думать о том, какой бы ход он сыграл. Надо смотреть на доску не только со своей стороны, а думать и о положении противоположной стороны.
Моги: Думать о противнике примерно так же, как и о том, какой ход играть мне. А для этого надо понимать человеческое сердце.
Понимание сёги учит умению принимать решения
Моги: Хабу-сан написал книгу Кэцудан-рёку ("умение принимать решения"), а ещё есть программа для Nintendo с таким же названием.
Дети: Знаем! У нас она есть!
Моги: Есть? Значит, слушая её, вы станете очень сильными! Хабу-сан, а сёги учат и умению принимать решения?
Хабу: Когда принимается решение, самое важное - это готовность, не обладая душой другого человека, самому ухватить результат. В сёги накапливается личный опыт того, как результат принятого решения оказывает обратное воздействие на себя, и так оттачивается умение принимать решения.
Моги: Старшеклассницы, которым 14-го февраля подарят шоколадки, вы приняли решение? Это тоже важное решение. Когда вы дома будете кушать рис, можете решить: сделать гамбургер, или поджарить курицу.
Дети: Нам не реши-и-ить!
Моги: Не может быть, чтобы вы сами не могли выбрать! Если так, то вам вообще никакого дела доверить нельзя.
Хабу: Личная ответственность может быть и неприятной. Тогда подумайте о ней иначе. Ведь так происходит обучение.
Моги: Если выбор будут делать папа с мамой, может выйти что-нибудь неприятное - то, что вам лично не подходит.
Время младшей школы даёт ощутимые шансы на запоминание
Моги: Кстати, мой сын учится в 4-м классе младшей школы, и ходит на курсы сёги рядом с домом. И 2 дня назад я ему уже проиграл.
Дети: Ого!
Хабу: Дело в том, что в младшем возрасте развитие идёт быстро.
Моги: Год назад это было бы совершенно невозможно. Ведь он ходит на курсы сёги лишь один раз в 2 недели, на 2 часа, но уже говорит то, чего я не знаю. Что такое кинсоко-но-фу ("пешка-якорь")? И потом, в той позавчерашней партии он как-то быстро вывел серебро. Это, вроде, стратегия богин ("карабкающееся серебро"); год назад он её ещё не знал, а тут серебро пошло в атаку, и я проиграл как по книжке. Время в младшей школе действительно как-то растянуто.
Хабу: В этот период можно запомнить много всяких вещей, и таким образом создать плохую или хорошую форму; ощутимо, что обучение идёт с огромной скоростью.
Моги: Вы поняли, в чём смысл? Те, кому нравятся Пикачуу и Райчуу (герои-"покемоны" из глупых мультиков), станут такими же. Если вы возьмётесь за сёги и научитесь выстраивать в них фигурки, то это будет хорошая форма, а плохая форма - это как если вам будет нравиться Пикачуу, вот так это можно понять.
Хабу: Если вы будете много узнавать, то будете прогрессировать.
Моги: Я, когда учился в 5-м классе младшей школы, встретился со знаменитым учителем Сиромидзу Такаси из Университета Кюсю, исследовавшим бабочек; эта встреча длилась лишь 20 минут. После этого, хотя я нигде и не публиковался, я стал стремиться найти новый вид бабочек. Теперь мне уже 47 лет, но те 20 минут я помню и сейчас. Поэтому встретившись и поговорив сегодня с Хабу-саном и ещё с одним человеком со взъерошенными волосами (так Моги говорит о себе - Д.К.), вы это запомните. Возможно, вы часто видите увлечённых чем-то людей, но на самом деле вы ещё не видели ничего столь же важного, как то, чему вас тут учил Хабу-сан. Как думать, как ощущать. Сёги - это штука, дающая превосходный материал для обучения этому. Хабу-сан, хотите ли вы напоследок сказать что-нибудь о сёги?
Хабу: Сёги увеличивают радость в мире. Запомнив их правила, дедушки могут играть с внуками. К тому же, в отличие от спорта, ими можно заниматься и в преклонном возрасте. Если есть немного времени, доска и фигурки, ими можно насладиться где угодно и с кем угодно; связывая людей друг с другом, они расширяют наше пространство.
Моги: Человеческий мозг так удивителен, ведь он постоянно не даёт нам потерять связь с ощущениями детства. А вслед за папами, мамами и учителями похожие ощущения возникают и у вас. Хотя Хабу-сану уже 39 лет, в каком-то смысле он похож на младшеклассника. Он хочет побеждать в сёги; когда проигрывает - огорчается, а когда выигрывает, у него дрожат руки. Эти детские ощущения Хабу-сан смог сохранить потому, что есть сёги. Хотелось бы, чтобы вы это запомнили. Впечатления детства хранят ощущение интереса к множеству разных вещей. Они не забываются и тогда, когда человек становится взрослым. Благодаря беседе с Хабу-саном, я сегодня тоже ещё раз их вспомнил. Большое всем спасибо за сегодня!
После беседы дети задали Хабу-сану и Моги-сану вопросы!
Вопрос: Что делать, чтобы не забывать то, что запоминаешь?
Хабу: Вновь и вновь к этому возвращаться. Потом, стремиться к глубокому пониманию. То, что понял, уже не забудешь.
Моги: Память - это запас поля временных ассоциаций в голове; когда мы запоминаем, информация сохраняется в фронтальных долях мозга. Если запоминать разные вещи, этот контур тренируется.
Вопрос: Хабу-сан, что Вы чувствуете, делая ходы во время партии?
Хабу: Сначала я ощущаю спокойствие, но с продвижением партии возникают человеческие эмоции. Чтобы они приносили преимущество на доске, их надо контролировать.
Моги: За логическое мышление отвечает левое полушарие мозга, а за эмоции - правое. Хабу-сан силён потому, что хорошо умеет поддерживать баланс между холодным левым полушарием и горячим правым.
Вопрос: Что полезно делать, чтобы научиться понимать, как играть в сёги?
Хабу: Учиться у друзей, запоминать из книг, применять игровые программы. Используйте такой метод обучения, который приносит вам радость.
Моги: Даже если просто играть по одной партии в день, вы будете набирать опыт упорного сопротивления.
Интервью с мамами детей, которые очень любят сёги
Игра в сёги оказывает положительный эффект как на учёбу, так и на характер!
В Токио, в младшей школе Такэноцка, собрались мамы, приводящие своих детей по субботам поиграть в клуб сёги; там с ними прошла специальная беседа.
Каваками Акико (3 ребёнка) |
Фудзита Ёсиэ (6 детей) |
Хитоми Кадзуми (6 детей) |
Хомма Тиэко (5 детей) |
Такэда Хироко (1 ребёнок) |
Как Ваши дети начали играть в сёги?
Каваками: Он увидел, как в сёги играют школьные друзья; ему захотелось поиграть самому, и он стал по субботам ходить в школьный клуб сёги.
Фудзита: В Новый Год и на Фестивале Фонарей он играл в доме мужа с дедушкой, поэтому знал, как ходят фигурки, и когда был объявлен Кубок Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий, он принял в нём участие, чтобы потренироваться.
Хитоми: Муж одновременно научил играть трёх дочек; средней понравилось, и теперь у неё что-то типа монополии на игру с отцом.
Хомма: В школе по субботам есть клуб сёги; там учатся и муж, и сын. Сражаясь за доской сёги в доме родителей, они оба постепенно к этому пристрастились.
Такэда: Мы с мужем заинтересовали его тем, что он проиграл программе по сёги; а когда он проиграл и родителям, то захотел научиться играть, и стал для этого ходить в школьный клуб сёги.
Что, по-Вашему, хорошо в сёги?
Каваками: Когда захлёстывает досада, говорят макэмасита ("я проиграл") и склоняют голову. Если бы не было признания поражения, партии были бы незавершёнными.
Фудзита: В отличие от быстротечных игр, тут можно проделать обратный путь к "тем ходам", которые привели к поражению.
Хитоми: Без умения концентрироваться долгое время на стуле не усидишь, а когда играешь в сёги, то концентрация такая, что даже о туалете забываешь.
Хомма: Ребёнку сёги помогли завести друзей младше и старше по возрасту; придя на турнир в первый раз, он подружился с детьми, которых там встретил.
Такэда: Дома мой сын любит играть с окружающими. Ведь он выигрывает и у дедушки и у отца. Он пока всего лишь первоклассник, но с лёгкостью превосходит своих сверстников.
Каков воспитательный эффект сёги?
Такэда: Несколько дней назад им в школе прямо на уроке показали телевизионную программу про сёги. И похоже, из домашних радостей игра в сёги стала для него первейшей.
Хомма: Проигрывая, он повторно анализирует партии, двигая по доске фигурки, выстроенные "с самого начала партии". Это учит его концентрации и выдержке.
Хитоми: Ощущения противников подобны ощущениям вещей, запечатлённым в стихах. Возможно, эффект от сёги таков, что они учат думать, "влезая в шкуру противника".
Фудзита: Это лучший образец тщательности в выборе для того, как решать арифметические задачки. Думаю, что для сдачи экзаменов они (сёги) тоже полезны.
Каваками: Когда уже проигрываешь, может зажечься свет: найтись хороший ход. Думаю, это подобно ощущению от пойманного желанного взгляда.
Ведущий: Большое всем спасибо!
Анкета: ответы 161 профессионального сёгиста!
Опрошено | Ответили | |
Профессионалы (играющие) | ||
Профессионалы (в отставке) | ||
Профессионалки (играющие) | ||
Профессионалки (в отставке) | ||
Дата опроса: август 2009 г.
Отметьте, пожалуйста, все подходящие пункты. | |
Повысили математические способности | 68 чел. |
Ускорили счёт в уме | 61 чел. |
Повысили способности к родному языку | 28 чел. |
Повысили умение общаться | 18 чел. |
Повысили научные способности | 10 чел. |
Повысили художественные способности | 4 чел. |
Повысили лингвистические способности | 4 чел. |
Повысили домохозяйственность | 0 чел. |
Отметьте, пожалуйста, все подходящие пункты. | |||
Появилось умение концентрировать свои мысли | 95 чел. | ||
Появилось понимание того, что такое интенсивный бой | 78 чел. | ||
Произошли улучшения в этикете и в речи | 68 чел. | ||
Выросли амбиции и стремления улучшить себя | 61 чел. | ||
Выросло умение преодолевать, не отступать до конца | 57 чел. | ||
Появилось умение честно признавать свой проигрыш | 51 чел. | ||
Появилось своё собственное мужество | 41 чел. | ||
Появилась привычка учиться, сидя за столом | 18 чел. | ||
Появилось умение чётко излагать своё мнение | 18 чел. | ||
| 8 чел. |
услышали хороший отзыв о сёги? | |
От учителя в школе | 65 чел. |
От друга (того же пола) | 53 чел. |
От родителей | 46 чел. |
От друга (другого пола) | 31 чел. |
От дедушки или бабушки | 23 чел. |
От братьев или сестёр | 16 чел. |
От других (родственников, родительских знакомых, из общества) |
и отзывов окружающих, это оказалось хорошо и полезно? | |
Общением с людьми разных возрастов, возможностью многому у них учиться | |
Развитием способности думать | |
Развитием способности концентрироваться | |
Развитием способности понимать человеческие ощущения | |
Появилось умение видеть среди вопросов из тестов "вопросы-удочки" | |
Появился интерес к японской культуре и гордость за неё | |
Начав читать книги по сёги, привык читать и обычные книги (и т.д.) |
Имена собственные
羽生善治 - Хабу Ёсихару 茂木健一郎 - Моги Кэнъитиро: 白水隆 - Сиромидзу (Такаси?) 河上昭子 - Каваками (Акико?) 藤田克枝 - Фудзита (Ёсиэ?) 人見和美 - Хитоми (Кадзуми?) 本間智子 - Хомма (Тиэко?) 竹田裕子 - Такэда (Хироко?) 足立区 - (район) Адатику 竹の塚 - (младшая школа) Такэноцка 九州大学 - Университет (острова) Кюсю
4-кандзи
礼儀作法 (рэйги-сахо:) - этикет 喜怒哀楽 (кидо-айраку) - эмоции (радость, гнев, пафос, юмор) 文部科学 (монбу-кагаку) - [Министерство] образования, культуры, спорта, науки и технологий
Издание: Японская ассоциация сёги
Источник: дар И.Синельникова
jap→rus: shogi.ru, Д.К., февраль-март 2012
Версия: 14.3.20