Сёги развивают мозг

Профессиональный игрок Хабу Ёсихару + исследователь мозга Моги Кэнъитиро


Познакомившись с сёги в 1-м классе младшей школы, мальчик Хабу стал мэйдзином (наивысший титул) среди младшеклассников, и вскоре вырос, став сильнейшим профессиональным игроком. Что же в это время произошло с мозгом Хабу Ёсихару? Сёги оказывают на мозг удивительное воздействие; эту магию сёги объясняет исследователь мозга Моги Кэнъитиро.

Эта статья - реконструкция специальной беседы, которую Хабу Ёсихару и Моги Кэнъитиро провели 14 декабря 2009 года в районе Адачику, в младшей школе Такэноцка.

Хабу: Когда в важной позиции анализируется 1000 ходов, лишь 1 из них становится решением.

Моги: Человеческий мозг восхитителен, ведь он неразрывно связывает нас с ощущениями детства.


Важно именно то, что не видно глазу: размышления, ощущения.
Сёги - материал высочайшего уровня для обучения этому.

В голове фигурки сёги свободно двигаются по доске!

Моги: Добрый день всем. Сегодня мы с Хабу-саном хотим поговорить о том, как сёги развивают мозг. Этот Хабу-сан - очень необычный человек. Он не водит автомобилей.

Дети: Ого!

Моги: В поездках он думает о сёги, и в голове у него возникает доска сёги, по которой начинают двигаться фигурки. Это создаёт опасность, из-за которой он не садится за руль. У него в голове только сёги, это удивительный человек. Хабу-сан, каким ребёнком Вы были, когда учились в младшей школе?

Хабу: Да совершенно обычным младшеклассником. С сёги я познакомился в первом классе, но особо их тогда не изучал, а, как помнится, просто играл в сёги и хасами-сёги с друзьями и окружающими для развлечения.

Моги: А затем, став профессионалом, завоевали несколько титулов и даже стали Мэйдзином, пройдя огромный путь; но как же Вы стали таким сильным?

Хабу: Главным правилом, как я помню, было то, что я так или иначе много играл. Наигрывая сотни партий, я учился на их обдумывании; думаю, что я прогрессировал, не отдавая себе в том отчёта. В детстве особо глубоких мыслей у меня не было, я просто много играл и продолжал обдумывать игру.

Моги: Хабу-сан, Ваша игра в сёги отличается от всего остального. Вы известны, как человек с боевыми мыслями. ...Даже слишком, не так ли? Пожалуй, всех приковывает сражение, которое вот-вот начнётся. Вы же, после партии, ещё раз воспроизводите её с самого начала до самого конца: "вот это было хорошо, а вот это - зря".

Хабу: Это история отдельной партии, какой она была: чтобы информация хорошо усваивалась, игры должны отпечатываться в памяти.

Моги: Кто бы мог подумать?

Хабу: Да, именно так. Исскуство бывает, например, таким: как только слышишь первые ноты и слова песни, сразу же можешь её продолжить. Как будто вспоминаешь из древности, и всё оживает; такие ощущения.

Моги: Все тут, наверное, помнят какие-нибудь песни. Значит, этот момент важен и для партий в сёги.

Хабу: Вот и в сёги желательно увидеть партию, как историю: ведь если запомнить её облик, то её будет легко оживить.

Моги: Сила вашего мышления может удивительно возрасти. Но придумав выигрышный ход, вы можете на этом не останавливаться. А ещё раз вспомнить его, чтобы освежить в памяти; и если подумать всерьёз, то конечно же, так и надо поступать. Хабу-сан, а что Вы можете посоветовать для возраста младшей школы, чтобы улучшить мышление при игре в сёги?

Чтобы запоминать игру, увеличить численные показатели

Хабу: Увеличивать численные показатели. Учить как можно больше приёмов, решать как можно больше задач цумэ-сёги; это почти одно и то же. При игре в сёги количество и скорость решения имеют практическое значение и углубляют понимание.

Моги: Посмотрите, пожалуйста, на Хабу-сана. У него удивительное и, наверное, правильное отношение к делу. Всем вам с недавних пор надо бы вести себя потише. А в сёги тоже учатся этикету?

Хабу: Это большая радость - серьёзно думать; во время концентрации отдыхать, оставаясь в спокойствии. Начиная с приветствия онэгаи-симас! ("приятной игры") и до завершающих слов аригато годзаимасита ("спасибо за игру"), чтобы игра была хороша.

Моги: Наверное, те, кто тут недавно расшумелись, не концентрируются.

Хабу (смеясь): Такова детская натура.


Развить умение непрерывно концентрироваться два дня подряд

Моги: Что делать всем, кто с 9 часов утра до 9 вечера продолжает заниматься одним и тем же делом, и на следующий день точно так же? Партия в матче Мэйдзин - это игра в сёги два дня подряд. С утра до вечера Вы продолжаете размышлять над партией. Наверное, это потрясающая способность концентрироваться.

Хабу: Без подготовки это невозможно, но если длительность концентрации понемногу увеличивать, то Вы сможете концентрироваться и подолгу. Для меня это сначала тоже было очень тяжело, но постепенно, практикуясь, я перестал уставать и развил умение концентрироваться. Наверное, это похоже на марафонский бег.

Моги: Да, наверное. Конечно же, нужна практика. А вот вы все можете сильно концентрироваться в течение часа?

Дети: Не можем.

Моги: А концентрироваться 5 часов?

Дети: Ни за что.

Моги: Но если вы будете тренироваться, то сможете непрерывно учиться по 8 часов подряд...

Дети: Да ну!

Моги: Не говорите "да ну". Ведь это возможно! У всех мозг работает так, а если вы станете сильны в чём-то одном, то сможете применить эту силу и во всём другом. Поэтому, как и Хабу-сан, тот, кто научится концентрироваться в сёги, сможет применить это умение концентрироваться и в других делах. В чтении, в учёбе. Умение концентрироваться связано с работой лобных долей мозга, но Хабу-сан их тонким образом разгружает, задействуя очень большие области мозга. А вместе с силой концентрации у него есть и сильное упорство. Сколько, примерно, ходов Вы анализируете во время партии?


Хабу-сан анализирует до 1000 ходов

Хабу: Анализ всего лишь 1 варианта на 10-15 ходов вперёд, из-за ветвления, выливается в 100-1000 ходов.

Моги: Слушайте все, Хабу-сан сказал ужасную вещь. Когда вы все играете в сёги, или когда я играю, и когда думаю, что противник дальше походит вот так, а тогда я похожу так, то сколько ходов мы при этом просчитываем? А вот Хабу-сан просчитывает около 1000 ходов!

Дети: Ого!

Моги: Хабу-сан, как Вам это удаётся?

Хабу: Надо уметь обращаться со временем. Чтобы подумать об одном ходе, достаточно примерно 1 секунды, поэтому если думать 30 минут или 1 час, можно произвести длительный анализ.

Моги: Знаете, я видел в лицо совершенно необычных существ, но таких, как Хабу-сан, раньше не встречал! Будучи ребёнком, он просто ни о чём не думая, зачем-то стал, делая ходы, обдумывать игру; но, наверное, это происходило нечасто?

Хабу: На самом деле, про каждый играемый ход мне сразу думается о многом: плох ли он, возможен ли он.

Моги: Это интуиция?

Хабу: Очень важной составляющей является умение беглым взглядом определять, возможен ли такой-то ход, или же думать о нём и смысла нет.

Моги: Вот результаты анкетирования 161 профессионального сёгиста. На вопрос "что сёги изменили в Вас в первую очередь?" 95 профессионалов ответили: "в первую очередь, появилось умение концентрировать свои мысли". В отличие от них всех, у меня умения концентрироваться нет; у кого это так же, поднимите руки.

Дети: Да-а!

Моги: Хорошо-о; все, кто подняли руки - с завтрашнего дня начинаем играть в сёги! В анкете следующим по частоте был ответ "появилось понимание того, что такое интенсивный бой". Вы все, когда проигрываете, наверное, огорчаетесь.

Дети: Да.

Хабу: Если когда-нибудь вы научитесь думать в интенсивных битвах, это сильно поможет вам точно оценивать свои реальные силы.

Моги: Понимаете, Хабу-сан предлагает смотреть на всё очень хладнокровно, даже на по-настоящему яростные вещи: как человек, который хочет посмотреть на вулкан. А теперь - задачка. Конечно, тот, кто поймёт, какой ход здесь ведёт к победе, станет как Хабу-сан.

Дети: Дать шах!

Моги: Дать шах? А вот и нет. Правильный ответ - потрясающий ход фигурой из руки. Примерно над такими решающими ходами думают, концентрируясь на игре, интенсивные игроки. Ребёнок, стремящийся победить, тоже может ухватить подобное ощущение; безусловно, для победы надо думать с большим усилием, но что же для этого может потребоваться?


Если думать с радостью, выделяется допамин

Хабу: Очень важно думать с радостью и с интересом. Если есть радость от концентрации, чтобы далее думать с упорством. Важно состояние, в котором проявляются позитивная радость и интерес, и спонтанно думается: "я хочу победить".

Моги: У вас всех в мозгу есть вещество допамин. Когда вы радуетесь, выделяется допамин, и наступает радость. Когда Хабу-сан был ребёнком, игра в сёги приносила ему радость, и выделялся допамин. Поэтому он опять радовался, и тут же выделялся ещё допамин; таким образом он и стал сильным в сёги. Думаю, все, кто любит учиться, заниматься спортом или чем-то ещё, думают об этом с радостью. Но этой радости без допамина не было бы. Встречаясь с трудностями, мы не думали бы о них с радостью. Причина же радости в том, что серьёзные усилия ведут к победе.

Хабу: Да, именно так. Без очень умелого вождения не получилось бы ездить на велосипеде, а ведь это очень здорово, правда?

Дети: Здорово!

Хабу: А когда подобного опыта набирается много, он начинает связываться, различные ситуации начинают вызывать радость и счастье, и победа приносит особый экстаз.


Игра в сёги делает понятными человеческие ощущения.

Моги: В той анкете был интересный ответ: "для игры в сёги надо понимать человеческие ощущения".

Хабу: В сёги, если думать только о своём состоянии, ничего хорошего не выйдет. Ставя себя на место противника, надо думать о том, какой бы ход он сыграл. Надо смотреть на доску не только со своей стороны, а думать и о положении противоположной стороны.

Моги: Думать о противнике примерно так же, как и о том, какой ход играть мне. А для этого надо понимать человеческое сердце.


Понимание сёги учит умению принимать решения

Моги: Хабу-сан написал книгу Кэцудан-рёку ("умение принимать решения"), а ещё есть программа для Nintendo с таким же названием.

Дети: Знаем! У нас она есть!

Моги: Есть? Значит, слушая её, вы станете очень сильными! Хабу-сан, а сёги учат и умению принимать решения?

Хабу: Когда принимается решение, самое важное - это готовность, не обладая душой другого человека, самому ухватить результат. В сёги накапливается личный опыт того, как результат принятого решения оказывает обратное воздействие на себя, и так оттачивается умение принимать решения.

Моги: Старшеклассницы, которым 14-го февраля подарят шоколадки, вы приняли решение? Это тоже важное решение. Когда вы дома будете кушать рис, можете решить: сделать гамбургер, или поджарить курицу.

Дети: Нам не реши-и-ить!

Моги: Не может быть, чтобы вы сами не могли выбрать! Если так, то вам вообще никакого дела доверить нельзя.

Хабу: Личная ответственность может быть и неприятной. Тогда подумайте о ней иначе. Ведь так происходит обучение.

Моги: Если выбор будут делать папа с мамой, может выйти что-нибудь неприятное - то, что вам лично не подходит.


Время младшей школы даёт ощутимые шансы на запоминание

Моги: Кстати, мой сын учится в 4-м классе младшей школы, и ходит на курсы сёги рядом с домом. И 2 дня назад я ему уже проиграл.

Дети: Ого!

Хабу: Дело в том, что в младшем возрасте развитие идёт быстро.

Моги: Год назад это было бы совершенно невозможно. Ведь он ходит на курсы сёги лишь один раз в 2 недели, на 2 часа, но уже говорит то, чего я не знаю. Что такое кинсоко-но-фу ("пешка-якорь")? И потом, в той позавчерашней партии он как-то быстро вывел серебро. Это, вроде, стратегия богин ("карабкающееся серебро"); год назад он её ещё не знал, а тут серебро пошло в атаку, и я проиграл как по книжке. Время в младшей школе действительно как-то растянуто.

Хабу: В этот период можно запомнить много всяких вещей, и таким образом создать плохую или хорошую форму; ощутимо, что обучение идёт с огромной скоростью.

Моги: Вы поняли, в чём смысл? Те, кому нравятся Пикачуу и Райчуу (герои-"покемоны" из глупых мультиков), станут такими же. Если вы возьмётесь за сёги и научитесь выстраивать в них фигурки, то это будет хорошая форма, а плохая форма - это как если вам будет нравиться Пикачуу, вот так это можно понять.

Хабу: Если вы будете много узнавать, то будете прогрессировать.

Моги: Я, когда учился в 5-м классе младшей школы, встретился со знаменитым учителем Сиромидзу Такаси из Университета Кюсю, исследовавшим бабочек; эта встреча длилась лишь 20 минут. После этого, хотя я нигде и не публиковался, я стал стремиться найти новый вид бабочек. Теперь мне уже 47 лет, но те 20 минут я помню и сейчас. Поэтому встретившись и поговорив сегодня с Хабу-саном и ещё с одним человеком со взъерошенными волосами (так Моги говорит о себе - Д.К.), вы это запомните. Возможно, вы часто видите увлечённых чем-то людей, но на самом деле вы ещё не видели ничего столь же важного, как то, чему вас тут учил Хабу-сан. Как думать, как ощущать. Сёги - это штука, дающая превосходный материал для обучения этому. Хабу-сан, хотите ли вы напоследок сказать что-нибудь о сёги?

Хабу: Сёги увеличивают радость в мире. Запомнив их правила, дедушки могут играть с внуками. К тому же, в отличие от спорта, ими можно заниматься и в преклонном возрасте. Если есть немного времени, доска и фигурки, ими можно насладиться где угодно и с кем угодно; связывая людей друг с другом, они расширяют наше пространство.

Моги: Человеческий мозг так удивителен, ведь он постоянно не даёт нам потерять связь с ощущениями детства. А вслед за папами, мамами и учителями похожие ощущения возникают и у вас. Хотя Хабу-сану уже 39 лет, в каком-то смысле он похож на младшеклассника. Он хочет побеждать в сёги; когда проигрывает - огорчается, а когда выигрывает, у него дрожат руки. Эти детские ощущения Хабу-сан смог сохранить потому, что есть сёги. Хотелось бы, чтобы вы это запомнили. Впечатления детства хранят ощущение интереса к множеству разных вещей. Они не забываются и тогда, когда человек становится взрослым. Благодаря беседе с Хабу-саном, я сегодня тоже ещё раз их вспомнил. Большое всем спасибо за сегодня!


После беседы дети задали Хабу-сану и Моги-сану вопросы!

Вопрос: Что делать, чтобы не забывать то, что запоминаешь?

Хабу: Вновь и вновь к этому возвращаться. Потом, стремиться к глубокому пониманию. То, что понял, уже не забудешь.

Моги: Память - это запас поля временных ассоциаций в голове; когда мы запоминаем, информация сохраняется в фронтальных долях мозга. Если запоминать разные вещи, этот контур тренируется.


Вопрос: Хабу-сан, что Вы чувствуете, делая ходы во время партии?

Хабу: Сначала я ощущаю спокойствие, но с продвижением партии возникают человеческие эмоции. Чтобы они приносили преимущество на доске, их надо контролировать.

Моги: За логическое мышление отвечает левое полушарие мозга, а за эмоции - правое. Хабу-сан силён потому, что хорошо умеет поддерживать баланс между холодным левым полушарием и горячим правым.


Вопрос: Что полезно делать, чтобы научиться понимать, как играть в сёги?

Хабу: Учиться у друзей, запоминать из книг, применять игровые программы. Используйте такой метод обучения, который приносит вам радость.

Моги: Даже если просто играть по одной партии в день, вы будете набирать опыт упорного сопротивления.


Интервью с мамами детей, которые очень любят сёги

Игра в сёги оказывает положительный эффект как на учёбу, так и на характер!

В Токио, в младшей школе Такэноцка, собрались мамы, приводящие своих детей по субботам поиграть в клуб сёги; там с ними прошла специальная беседа.


Участницы беседы
Каваками Акико (3 ребёнка)
Фудзита Ёсиэ (6 детей)
Хитоми Кадзуми (6 детей)
Хомма Чиэко (5 детей)
Такэда Хироко (1 ребёнок)

Как Ваши дети начали играть в сёги?

Каваками: Он увидел, как в сёги играют школьные друзья; ему захотелось поиграть самому, и он стал по субботам ходить в школьный клуб сёги.

Фудзита: В Новый Год и на Фестивале Фонарей он играл в доме мужа с дедушкой, поэтому знал, как ходят фигурки, и когда был объявлен Кубок Министерства Монбу-кагаку (Образования, Культуры, Спорта, Науки и Технологий), он принял в нём участие, чтобы потренироваться.

Хитоми: Муж одновременно научил играть трёх дочек; средней понравилось, и теперь у неё что-то типа монополии на игру с отцом.

Хомма: В школе по субботам есть клуб сёги; там учатся и муж, и сын. Сражаясь за доской сёги в доме родителей, они оба постепенно к этому пристрастились.

Такэда: Мы с мужем заинтересовали его тем, что он проиграл программе по сёги; а когда он проиграл и родителям, то захотел научиться играть, и стал для этого ходить в школьный клуб сёги.


Что, по-Вашему, хорошо в сёги?

Каваками: Когда захлёстывает досада, говорят макэмасита ("я проиграл") и склоняют голову. Если бы не было признания поражения, партии были бы незавершёнными.

Фудзита: В отличие от быстротечных игр, тут можно проделать обратный путь к "тем ходам", которые привели к поражению.

Хитоми: Без умения концентрироваться долгое время на стуле не усидишь, а когда играешь в сёги, то концентрация такая, что даже о туалете забываешь.

Хомма: Ребёнку сёги помогли завести друзей младше и старше по возрасту; придя на турнир в первый раз, он подружился с детьми, которых там встретил.

Такэда: Дома мой сын любит играть с окружающими. Ведь он выигрывает и у дедушки и у отца. Он пока всего лишь первоклассник, но с лёгкостью превосходит своих сверстников.


Каков воспитательный эффект сёги?

Такэда: Несколько дней назад им в школе прямо на уроке показали телевизионную программу про сёги. И похоже, из домашних радостей игра в сёги стала для него первейшей.

Хомма: Проигрывая, он повторно анализирует партии, двигая по доске фигурки, выстроенные "с самого начала партии". Это учит его концентрации и выдержке.

Хитоми: Ощущения противников подобны ощущениям вещей, запечатлённым в стихах. Возможно, эффект от сёги таков, что они учат думать, "влезая в шкуру противника".

Фудзита: Это лучший образец тщательности в выборе для того, как решать арифметические задачки. Думаю, что для сдачи экзаменов они (сёги) тоже полезны.

Каваками: Когда уже проигрываешь, может зажечься свет: найтись хороший ход. Думаю, это подобно ощущению от пойманного желанного взгляда.

Ведущий: Большое всем спасибо!


Анкета: ответы 161 профессионального сёгиста!


Анкетируемые
ОпрошеноОтветили
Профессионалы (играющие)
159
136
Профессионалы (в отставке)
43
Профессионалки (играющие)
38
25
Профессионалки (в отставке)
4
Всего
244
161

Дата опроса: август 2009 г.


Вопрос 1: Как сёги повлияли на Ваше мышление?
Отметьте, пожалуйста, все подходящие пункты.
Повысили математические способности68 чел.
Ускорили счёт в уме61 чел.
Повысили способности к родному языку28 чел.
Повысили умение общаться18 чел.
Повысили научные способности10 чел.
Повысили художественные способности4 чел.
Повысили лингвистические способности4 чел.
Повысили домохозяйственность0 чел.

Вопрос 2: Каким именно образом это произошло?
Отметьте, пожалуйста, все подходящие пункты.
Появилось умение концентрировать свои мысли95 чел.
Появилось понимание того, что такое интенсивный бой78 чел.
Произошли улучшения в этикете и в речи68 чел.
Выросли амбиции и стремления улучшить себя61 чел.
Выросло умение преодолевать, не отступать до конца57 чел.
Появилось умение честно признавать свой проигрыш51 чел.
Появилось своё собственное мужество41 чел.
Появилась привычка учиться, сидя за столом18 чел.
Появилось умение чётко излагать своё мнение18 чел.
Другие ответы: Появилась уверенность в себе
Появилась усидчивость
Появилось личное общение со старшими
Появилось умение контролировать себя
8 чел.

Вопрос 3: От кого Вы впервые
услышали хороший отзыв о сёги?
От учителя в школе65 чел.
От друга (того же пола)53 чел.
От родителей46 чел.
От друга (другого пола)31 чел.
От дедушки или бабушки23 чел.
От братьев или сестёр16 чел.
От других (родственников,
родительских знакомых, из общества)

Вопрос 4: Когда Вы начали играть в сёги, то чем, кроме результатов
и отзывов окружающих, это оказалось хорошо и полезно?
Общением с людьми разных возрастов, возможностью многому у них учиться
Развитием способности думать
Развитием способности концентрироваться
Развитием способности понимать человеческие ощущения
(остальные ответы немногочисленны)
Появилось умение видеть среди вопросов из тестов "вопросы-удочки"
Появился интерес к японской культуре и гордость за неё
Начав читать книги по сёги, привык читать и обычные книги (и т.д.)


Имена собственные

羽生善治 - Хабу Ёсихару
茂木健一郎 - Моги Кэнъитиро:
白水隆 - Сиромидзу (Такаси?)
河上昭子 - Каваками (Акико?)
藤田克枝 - Фудзита (Ёсиэ?)
人見和美 - Хитоми (Кадзуми?)
本間智子 - Хомма (Чиэко?)
竹田裕子 - Такэда (Хироко?)
足立区 - (район) Адатику
竹の塚 - (младшая школа) Такэноцка
九州大学 - Университет (острова) Кюсю

4-кандзи

礼儀作法 (рэйги-сахо:) - этикет
喜怒哀楽 (кидо-айраку) - эмоции (радость, гнев, пафос, юмор)
文部科学 (монбу-кагаку) - (министерство) Образования, Культуры, Спорта, Науки и Технологий

Издание: Японская ассоциация сёги
Источник: дар И.Синельникова
jap->rus: shogi.ru, Д.К., февраль-март 2012
Версия: 28.4.13