ПЕШКА (1)

1. Пешка стоит тысячи золотых (Иппу атай сэнкин)

Словарь: иппу=одна пешка, атай=стоить, сэн=тысяча, кин=золото


(1)

Существует гораздо больше, чем Вы думаете, ситуаций, в которых наличие пешки в руке играет громадную роль. Посмотрите на диаграмму 1.


Диаграмма 1. Ход черных.

У белых - крепость ягура без серебра. С учетом черного коня на 2e сброс пешки на 3c будет очень эффективен. Так будет, если есть пешка в руке. Так что пешку в руке здесь можно сравнить по эффективности с тысячей золотых генералов.

Наиболее вероятное продолжение:


  P*3c    Nx3c 
Nx1c+ ...

После хода черных P*3c, белые могут и отойти G-3a, но это создаст для них плохую позицию. Поэтому, Nx3c - естественный ход, предотвращающий потерю материала. Отметьте следующий ход: Nx1c+. Думаете зря? Вовсе нет. Далее последует

  ...     Lx1c 
P-1d Lx1d
Lx1d,

и черные прорываются по краю.

Вернемся к диаграмме 1. Если в руке больше одной пешки, можно сыграть так:

  P*3c    Nx3c 
Nx3c+ G4cx3c
N*2e G3c-4c
P*3c

Поэтому, штурмуя ягуру, получите в руку хотя бы одну пешку прежде, чем пойти N-2e.

(2)

На диаграмме 2 белые сыграли Px2d в ответ на P-2d чёрных. Каков теперь следующий ход черных, использующий пешку в руке при атаке ягуры?


Диаграмма 2. После ... Px2d

Вы помните ход P*2e? Когда обе стороны играют ягуру, тэсудзи "вступающей пешки" (сброс пешки перед пешкой противника с целью, что её возьмут) может быть очень эффективно на королевской вертикали.

На P*2e белые не могут ответить Px2e, так как тогда последует P*2d и снова твердый плацдарм, чтобы затем чёрные могли сыграть Nx2e. Это будет хорошо для чёрных. Белые, предотвращая потерю материала, будут вынуждены сыграть Sx2d, на что чёрные ответят Nx1c+.

1) Если белые отреагируют Lx1c, то Bx2d.
2) Если Nx1c, то тоже Bx2d.
В любом случае чёрные ломают ягуру.
3) Если Kx1c, то ответ P*2e просто сметёт позицию белых.

Помните! Если король противника на диагонали Вашего слона - атакуйте защищающие его от слона фигуры! Это очень важный приём.

Играя ягуру, многие, играющие белыми, в ответ на P-2d играют не Px2d, а Sx2d, избегая этим тэсудзи "вступающей пешки". Это даёт идею как эффективно сбросить пешку.


Диаграмма 3.

Куда сбросить пешку против мино на диаграмме 3?

Решающий ход - P*6b. Если белые ответят G-5b, то пешка перевернется на 6a. Так что белые ответят G-7a, после чего последует:


Rx7a+     Kx7a
P-6a+ ...

Ход Rx7a+ - решительный. Белые обязаны брать дракона Kx7a. Чёрные играют P-6a+, двойной шах! После чего мат неминуем.

Если Вы не можете сбросить пешку на шестую вертикаль, проверьте, можете ли сбросить её на пятую. Ход P*5b также эффективный (см. диаграмму 4).


Диаграмма 4. После P*5b.

Затем, на переворот P-5a+, белые ответят G-7a, после чего надо отвести токина назад +P-5b, и крепость Мино практически разрушена.

Но что, если на диаграмме 4 белые ответят Gx5b? Вы это знаете. R-7a+ приведёт точно к такой же позиции, рассмотренной выше.

Если же Вы задумали сыграть P*5c вместо P*5b, помните: ответ белых P*5a изменит ситуацию не в Вашу пользу.

Играя против крепости Мино, атакуйте золото на 6a - вот золотое правило.


(4)

Иногда пешка в руке решает исход игры. Посмотрите на диаграмму 5. Чёрные сыграли Rx2d, на что белые ответили R-3b, неумышленно давая чёрным шанс.


Диаграмма 5. После ... R-3b

P*3c. Это называется фокусной точкой сброса.
Она окружена тремя белыми фигурами. Посмотрите внимательнее и увидите, что теперь белые не могут избежать потерь, как бы они не отвечали.

Диаграмма 6 также показывает другой разрушительный вариант сброса пешки.


Диаграмма 6. После ... Px2d

P*4b.

При ответе Bx4b, чёрные отвечают Bx4d, задаром съедая серебро.
А на Rx4b отвечают Rx2d.

Итак, сброс пешки на поле, защищённое более, чем одной фигурой, должен блокировать одну из них, тем самым ломая всю систему защиты противника.

(5)

На диаграмме 7 игра статичной ладьи против смещённой входит в среднюю фазу. Отметьте, что пешка чёрных с четвёртой вертикали уже не на доске, а в руке. Это для них серьёзное преимущество, дающее возможность продемонстрировать использование афоризма.


Диаграмма 7. После ... G-6c

Ходы после диаграммы 7:

P-2d   Px2d
P*2b ...

За счёт пешки в руке чёрные могут начать атаку по второй вертикали P-2d. Если на P*2b белые ответят Bx2b, чёрные могут сыграть Rx2d, в результате чего ситуация для них улучшится.

Если же белые не ответят на P*2b и сыграют иначе, чёрные смогут задаром взять коня (а потом и стрелку) ходом Px2a+.

Если же, после хода P-2d на диаграмме 7, белые ответят Bx2d, то P*2b будет также хорошим ходом. После ответа ... N-3c, последует P-2a+. и этого токина белые не смогут взять (ладьёй), ибо тогда серебро на 4d останется незащищённым от удара слоном.

Предположим, что белые ответят на Px2a+ как-то иначе. Как тогда играть чёрным? +Px1a? Неплохо, но можно лучше. +P-2b и затем +Px2c будет разрушительнее для противника. Такую серию ходов называют "основной".

Взгляните вновь на диаграмму 7. Атака по второй вертикали, нацеленная на решающий сброс пешки, причинит белым много головной боли. Возможно даже, они решат сдаться задолго до завершающей фазы игры.

Играя статичную ладью против смещённой, спрашивайте себя, как добиться хода Rx2d, потому что это часто может изменить игру в Вашу пользу. Также проверяйте, можете ли Вы сыграть P*2b с целью перевернуть пешку и заставить её работать.

Когда Вы попадёте в ситуацию, подобно описанной выше, а это может произойти, пожалуйста, помните об этих ключевых моментах.
В начало