15. Уводи лошадь дракона в свой лагерь. (Ума-ва дзидзин-ни)
Словарь: ума=лошадь, дзидзин=свой лагерь
Лошадь бывает на удивление сложно использовать в атаке. Она куда эффективнее, когда сидит в своём лагере, угрожая лагерю противника издалека. В этом и состоит идея пословицы.
На (1) белые только что сбросили ладью на 2i. Если чёрные сыграют R*4a, то белые ответят P*2b (2), блокируя путь чёрного перевёрнутого слона
Если бы, как на (3), в лагере белых вместо лошади дракона был дракон, то после P*2b чёрные могли бы сыграть +R-2i. Таким образом чёрные могут поместить дракона в ключевую точку всего за один ход. Но на (2) чёрным, прежде чем лошадь попадёт на хорошее поле, придётся сделать два хода: +B-1b и +Bx3d.
Вы должны всегда быть готовы к сбросу противником блокирующей пешки.
Возвращаясь к (1): ход, который стоило сделать - +B-6f. (4). Убедитесь, что теперь дошадь на хорошем поле, как для атаки, так и для защиты.
Ходы после диаграммы 4:
... Rx1i+ P-9e Px9e P*9c ---> Диаграмма 5
С лошадью позади атака по краю весьма эффективна.
После (5), если белые сыграют Lx9c, Вы можете продолжить ходом P*9d. Белые ответят Lx9d, затем Вы можете сыграть N*8f, одновременно нацеливаясь на стрелку на 9d и пешку на 7d. Для Вас эта позиция весьма благоприятна.
Помните: всё это произошло благодаря отводу лошади в свой лагерь.
Позиция (1) взята из профессионального титульного матча. Исход игры решил ход, который можно назвать квинтэссенцией вышеприведённой пословицы.
Игра началась дебютом хинэри-бися, который привёл к дикому миттельшпилю, в котором игроки соперничают за освобождение своих ладей из ловушек (сабаку). На (1) белые только что сыграли N-4g+, приближаясь к лагерю чёрных. Поскольку охрана короля тонка, ход белых S*5i или +N5h будет опустошительным.
Ходы после диаграммы 1:
+B-7g --->Диаграмма 2
Следуя пословице, чёрные усилили свой лагерь.
Ходы после диаграммы 2:
... S*5h G-4d --->Диаграмма 3
Ход чёрных G-4d был спокойным и просчитанным, отлично использующим бездействующую фигуру и расчищая путь ладье, что позволит им, когда настанет необходимость, сыграть P*3h, блокируя белую ладью.
Ходы после диаграммы 3:
... Sx6g= +Bx6g +N-5h +Bx5h Rx5h+ L*8f сдались --->Диаграмма 4
У белых осталось немного выбора. Они взяли слона и сыграли +N-5h. Далее последовал отличный контрход чёрных, завершивший игру. Они взяли коня, а затем сбросили стрелку на 8f, давая белому королю форсированный мат.
Ходы до мата:
... P*8c Lx8c+ Kx8c N*7e K-7d S*8e Kx8e N7g K8d G*8e