ЛОШАДЬ

15. Уводи лошадь дракона в свой лагерь. (Ума-ва дзидзин-ни)

Словарь: ума=лошадь, дзидзин=свой лагерь


(1)

Лошадь бывает на удивление сложно использовать в атаке. Она куда эффективнее, когда сидит в своём лагере, угрожая лагерю противника издалека. В этом и состоит идея пословицы.


Диаграмма 1. После ... R*2i.

На (1) белые только что сбросили ладью на 2i. Если чёрные сыграют R*4a, то белые ответят P*2b (2), блокируя путь чёрного перевёрнутого слона


Диаграмма 2. После ... P*2b.

Если бы, как на (3), в лагере белых вместо лошади дракона был дракон, то после P*2b чёрные могли бы сыграть +R-2i. Таким образом чёрные могут поместить дракона в ключевую точку всего за один ход. Но на (2) чёрным, прежде чем лошадь попадёт на хорошее поле, придётся сделать два хода: +B-1b и +Bx3d.

Вы должны всегда быть готовы к сбросу противником блокирующей пешки.


Диаграмма 3. После ... P*2b.

Возвращаясь к (1): ход, который стоило сделать - +B-6f. (4). Убедитесь, что теперь дошадь на хорошем поле, как для атаки, так и для защиты.


Диаграмма 4. После +B6f.

Ходы после диаграммы 4:

...     Rx1i+
P-9e     Px9e
P*9c    ---> Диаграмма 5


Диаграмма 5. После N*8f.

С лошадью позади атака по краю весьма эффективна.

После (5), если белые сыграют Lx9c, Вы можете продолжить ходом P*9d. Белые ответят Lx9d, затем Вы можете сыграть N*8f, одновременно нацеливаясь на стрелку на 9d и пешку на 7d. Для Вас эта позиция весьма благоприятна.

Помните: всё это произошло благодаря отводу лошади в свой лагерь.


(2)

Позиция (1) взята из профессионального титульного матча. Исход игры решил ход, который можно назвать квинтэссенцией вышеприведённой пословицы.


Диаграмма 1. После ...N4g+.

Игра началась дебютом хинэри-бися, который привёл к дикому миттельшпилю, в котором игроки соперничают за освобождение своих ладей из ловушек (сабаку). На (1) белые только что сыграли N-4g+, приближаясь к лагерю чёрных. Поскольку охрана короля тонка, ход белых S*5i или +N5h будет опустошительным.

Ходы после диаграммы 1:

+B-7g    --->Диаграмма 2


Диаграмма 2. После +B-7g.

Следуя пословице, чёрные усилили свой лагерь.

Ходы после диаграммы 2:

...     S*5h
G-4d     --->Диаграмма 3


Диаграмма 3. После G-4d.

Ход чёрных G-4d был спокойным и просчитанным, отлично использующим бездействующую фигуру и расчищая путь ладье, что позволит им, когда настанет необходимость, сыграть P*3h, блокируя белую ладью.

Ходы после диаграммы 3:

...     Sx6g=
+Bx6g   +N-5h
+Bx5h   Rx5h+
L*8f    сдались    --->Диаграмма 4


Диаграмма 4. После L*8f.

У белых осталось немного выбора. Они взяли слона и сыграли +N-5h. Далее последовал отличный контрход чёрных, завершивший игру. Они взяли коня, а затем сбросили стрелку на 8f, давая белому королю форсированный мат.

Ходы до мата:

 ...     P*8c
Lx8c+   Kx8c
N*7e    K-7d
S*8e    Kx8e
N7g     K8d
G*8e 

В начало