1. Приближайся к королю, окружая его.

(Гёку-ва цуцуму-ёни ёсэё.)


Словарь: цуцуму=обёртывать, ёсэё=достигай мата (короля)


(1)

На (1) приведена зачаточная позиция "ёсэ", то есть предматовая (концовка игры). Сбрасывание золота на 3b создаёт угрозу мата: белые не могут защититься ходом G*4a и G*6a одновременно. Даже если белые сыграют G-6c для побега короля, ход G*4b закончит игру.


Диаграмма 1.

Помните: наиболее эффективный путь - это не преследовать короля с одной стороны, но атаковать с обоих флангов.

Как бы сыграть на (2), успешно применяя пословицу?


Диаграмма 2.

Ходы после (2):

 Rx4a+   Kx4a
G*2b    ---> (3)


Диаграмма 3. После G*2b.

А вот ещё одна задачка.


Диаграмма 4.

Ходы +P-4b или S*4b недостаточно хороши. Быстрейший и более стильный набор ходов таков:

Bx3a+   Kx3a
G*1b    Lx1b
S*1a    ---> (5)


Диаграмма 5. После S*1a.

Король и впрямь был "обёрнут".


(2)

Как бы Вы стали работать со следующей позицией?


Диаграмма 1.

Подобная позиция легко может возникнуть в реальной игре. Не делайте ходов наподобие S*5b: тогда последует K-3a. Вам следует заметить, что у короля есть путь к бегству: через 2b и 1c на 2d и 3e. Если это случится, мы скажем, что король убежал очень глубоко.

Играть здесь следует G*2b (2).


Диаграмма 2. После G*2b.

Если белые не ответят на вызов, работу сделает ход G*5b. Если Sx2b, то S*5b, K-3a, G*4a. Если Gx4b, то S*5b, K-3a, G*4a, K-3b, +P4c.

Лишь сброс G*2b делает белых беззащитными.

Подобные ходы носят название тэсудзи "сброс фигуры, закрывающий путь побега короля". Если белые ответят взятием, то этим отрежут себе путь к бегству.

Похожее тэсудзи может возникнуть в миттельшпиле, когда Вы сбрасываете пешку, которая наверняка будет взята (3). Как бы ни ответили белые - Sx2b, или Gx2b, они создадут на второй вертикали нежелательную стену.


Диаграмма 3. После P*2b.


(3)


Диаграмма 1. После ... G-5c.

Диаграмма (1) показывает позицию прямо перед большим финалом. Как бы Вы тут сыграли? Серия +P3b-4b, K-6b, +P3c-4c, G-6d, +P4b-5b, K-7b потерпела бы крах слишком быстро, чтобы называться большим финалом. У короля всё ещё будет достаточно места для движения.

S*7a ---> (2)

На третьей вертикали у чёрных два токина, поэтому белый король может бежать только на свой правый фланг. Вам следует подумать, как отсечь ему путь к бегству. Ход S*7a сделан в согласии с пословицей.


Диаграмма 2. После S*7a.

Ходы после (2):

 ...     R-7b
G-8b    K-6a 
Чёрные усиливают свою схему ходом G-8b. Ход белых упорен. Тут Вы должны быть спокойными и не торопиться брать ладью. Дальнейшие ходы:
 +P3b-4b Rx7a
+P3c-4c ---> (3)


Диаграмма 3. После +P3c-4c.

Оставление ладьи - очень хороший ход. Приближайтесь к королю с двух сторон.

Суммируя: в эндшпиле не давайте королю даже возможности убежать на простор. Смотрите влево и вправо, и приближайтесь к королю так, как будто Вы укутываете его.


В начало