2. Уводи короля на дно.

(Гёку-ва гэдан-ни отосэ.)


Словарь: гэ=нижний, дно, дан=горизонталь, отосэ=сбрасывай



(1)

Поскольку большая часть фигур в сёги бьёт вперёд сильнее, чем назад, естественно, что эффективнее загонять короля спереди. У короля, сидящего на ближней горизонтали, меньше места для побега.

Каков лучший ход на (1)? Ход P-4c+ лишь позволил бы королю убежать на 1c.


Диаграмма 1.

 B*3a  ---> (2)


Диаграмма 2. После B*3a.

Ходы после (2):

 .......       Kx3a  
P4c+  
Здесь ход P-4c+ создаёт угрозу мата: если белые не ответят на этот вызов, то чёрные сыграют G*3b.

Дальнейшие ходы:

 ...      K-2b
B*3a     K-1b
+P-3b     ---> (3)


Диаграмма 3. После +P-3b.

Белые играют K-2b, чтобы спастись от угрозы мата, но далее следует ход чёрных B*3a, на который белые вынуждены отвечать K-1b, после чего +P-3b оставляет их совершенно беззащитными.



(2)

На (1), с бесценной висячей пешкой на 2d, у белых есть очень хороший ход.


Диаграмма 1.

Ходы после (1):

G*2c        Gx2c    ---> (2)


Диаграмма 2. После ... Gx2c.

Не играйте Px2c+! За этим ходом последует Kx2c, Rx2a+, после чего белые сыграют G*2b (A).


Диаграмма A. После ... G*2b.

Если после этого чёрные сыграют +Rx1a, то белые ходом G*2a возьмут ладью.

Эти ходы безуспешны потому, что чёрные пытались поймать короля сзади. Но как же тогда приблизиться к нему с фронта?

Ходы после (2):

 Rx2a+     Kx2a
Px2c+     ---> (3)


Диаграмма 3. После Px2c+.

Жертвуйте свою ладью, когда приходит время. Этим король будет заставлен уйти на крайнюю горизонталь.

Дальнейшие ходы:

...  G*3b
N*3c ---> (4)


Диаграмма 4. После N*3c.

Конь сбрасывается на голову золота. Это ещё одно тэсудзи приближения к королю. Ходы Gx3c, G*2b, или K-3a, G*4a завершают игру.

Посмотрите вновь на (A) и на (3), и запомните, какую разницу создаёт попытка приближения к королю сзади (A) по сравнению с загонянием его на первую горизонталь с нанесением завершающего удара (3).


В начало