3. Против короля на краю двигай крайнюю пешку.

(хаси гёку-нива хаси фу.)


Словарь: хаси=край, нива=против


(1)

Когда король сидит на крайней вертикали, зачастую бывает эффективным ход пешкой, целящейся в его голову. Взгляните на (1) и поймите, как тут следует приближаться к королю.


Диаграмма 1.

Ходы G*8b, K-9c, Gx8a дадут Вам в руку коня, но взамен Вы выпустите из руки золото. Хуже то, что король убежит через поле 9c. Другая атака, +P-6b, а затем +P-7b, крепка но медленна. Очень жаль, что даже второй ход, P-7b, не создаёт угрозы мата.

Лучший ход здесь - P9e (2). Он ещё не создаёт угрозы мата, но дальнейший ход Px9d оставит белых беззащитными.


Диаграмма 2. После P-9e

Если белые ответят ходом Px9e, то далее последует Lx9e, P*9c, G*8b.

Если белые сыграют P-8d, надеясь открыть королю путь к бегству, то ходы G*8b, K-9c, Px9d приведут к мату.

Ход боковой пешкой против короля на краю создаёт в конце игры громадную разницу. Когда у Вас в подобной позиции есть несколько вариантов выбора, я советую Вам думать о ходе боковой пешкой в первую очередь.


(2)

Каков лучший ход на (1)?


Диаграмма 1.

Ход G*8e может показаться эффективным в блокировании королю пути к бегству. Но против него белые сыграют P-8d. Даже если Вы решили играть Gx9d, Вас ждёт продолжение Kx9d, P9e, K-8c, G*8b, K-7d (A).


Диаграмма A. После ... K-7d.

Так что и в этом случае играть следует в согласии с пословицей: P-9e.

Ходы после (1):

 P-9e    Px9e
G*8e    ---> (2)


Диаграмма 2. После G*8e.

Ход белых P-9e после (1) - это угроза мата (Px9d, K-8d, G*7e), поэтому белые вынуждены отвечать Px9e. И, далее, ход G*8e приводит к верной поимке короля. Ходы после (2):

 ...    S*9d
Lx9e   ---> (3)


Диаграмма 3. После Lx9e.

После (3) единственная защита белых - это прервать бой стрелы, поэтому они вынуждены сбрасывать серебро на 9d. Но даже этот ход не сработает. Далее чёрные играют Lx9e, оставляя белых совершенно беззащитными. Теперь, если белые сыграют Sx9e, то далее последует P*9d, K9b, G*8b (мат).


В начало