(сю:бан-ва кома-но сонтоку ёри сокудо:.)
Словарь: сю:бан=конец игры, кома=фигура, сонтоку=приобретение и потеря, ...ёри...=...чем..., сокудо:=скорость
Существует три фактора, которые следует принимать во внимание при принятии решения, у какой стороны в данной позиции превосходство. Это материальный баланс, защищённость короля и очерёдность хода.
В дебюте и миттельшпиле при вычислении того, кто лидирует, более важны превосходство в материале и безопасность короля. Но в эндшпиле третий фактор становится очень важен. Скорость, или то, сколь быстро можно добраться до короля, может стать предметом, решающим исход игры.
На (1) белые только что перевели своего перевёрнутого слона с поля 4i на 5i. Ход S-4f был бы здесь слишком медленным. Не время беспокоиться о потере серебра. Если S-4f, то белые сыграют P-8f, после чего последует Px8f, Sx8f (A).
После (A), даже если чёрные сыграют P*8g, за этим последует Sx8g+, Gx8g, Rx8g+, Kx8g, P*8f...мат.
Поэтому, возвращаясь к (1): лучший ход тут - N*2d (2).
Этот сброс коня имеет специальное название: тэсудзи "сокрушение ягуры".
Ходы после (2):
... Px2d Px2d Sx2d Rx2d P*2c S*3a ---> (3).
Последний ход, S*3a, это завершающий удар. Если K-3c, то +Bx3b, Kx3b, G*2b, K-3c, Rx2c+ (мат).
Эта диаграмма взята из игры статической ладьи против смещённой, в которой белые только что сыграли S-5c, нацелившись на слона. Как бы Вы тут сыграли?
Ходы после (1):
Bx5c+ Gx5c S*6bЕсли вместо этого сыграть Bx1a+, то белые ответят Rx2i+ (A), после чего возьмут стрелку на 1i. На диаграмме (A) нет материального дисбаланса, но король чёрных гораздо больше открыт. Далее чёрным будет просто невозможно победить.<
В конце игры Вы должны в первую очередь думать о том, как продвинуть свои фигуры вперёд, а не о том, как получить материальную выгоду. После (1) следует играть Bx5c+, что практически подведёт белого короля к мату.
Дальнейшие ходы: ... Gx6b S*7a K-9c Sx6b+ ---> (2)
Ход S*6b - это жертва, о которой Вы должны помнить, когда хотите сокрушить крепость мино. После Gx6b Вы можете шаховать сбросом серебра на 7a.
Диаграмма (2) обещает чёрным определённую победу. На (1) белого короля защищали четыре генерала, однако теперь король почти голый. Всё зависит от Вашего выбора: скорость или материальная выгода.
В этом разделе Вы увидите реальную игру. Это покажет Вам, как прекрасно пословицу можно применять на практике.
Белые только что сыграли S*5g, нацелившись на ладью. Если чёрные сыграют R-4g, то далее последует Sx6h+, Gx6h, S*5f, R-3g, S5fx4e. Чёрные потеряют коня на 4e, который должен бы служить подножием для атаки. Помимо этого, их король будет слабже охраняем. Перспективы у них будут весьма неблагоприятны.
Ходы после (1):
P*3c Nx3cИтак, чёрным пришло время подумать об атаке.
Даже после того, как белые ответят Nx3c, чёрные не будут пытаться спасти свою ладью.
N-5c+ Sx4f+ P*4d ---> (2).
Ход N-5c+, прыжок в другом направлении, был хорошим ходом, и когда далее последовал ход P*4d, он оказался для белых смертельным.
Ходы после (2):
... +S-5g Px4c+ +Sx6h Gx6h Sx4c S*4a ---> (3)
Белые получили ладью, но это стоило им двух ходов: Sx4f+ чтобы взять ладью, и +S-5g чтобы вернуть перевёрнутое серебро назад в ряды атакующих сил. Чёрные же, напротив, использовали два свои хода эффективно, подведя белого короля близко к мату.
В конце игры материальные потери значат меньше, в то время как скорость значит больше.