8. В конце игры скорость важнее материала.

(сю:бан-ва кома-но сонтоку ёри сокудо:.)


Словарь: сю:бан=конец игры, кома=фигура, сонтоку=приобретение и потеря, ...ёри...=...чем..., сокудо:=скорость



(1)

Существует три фактора, которые следует принимать во внимание при принятии решения, у какой стороны в данной позиции превосходство. Это материальный баланс, защищённость короля и очерёдность хода.

В дебюте и миттельшпиле при вычислении того, кто лидирует, более важны превосходство в материале и безопасность короля. Но в эндшпиле третий фактор становится очень важен. Скорость, или то, сколь быстро можно добраться до короля, может стать предметом, решающим исход игры.


Диаграмма 1. После ... +B-5i.

На (1) белые только что перевели своего перевёрнутого слона с поля 4i на 5i. Ход S-4f был бы здесь слишком медленным. Не время беспокоиться о потере серебра. Если S-4f, то белые сыграют P-8f, после чего последует Px8f, Sx8f (A).


Диаграмма A. После ... Sx8f.

После (A), даже если чёрные сыграют P*8g, за этим последует Sx8g+, Gx8g, Rx8g+, Kx8g, P*8f...мат.

Поэтому, возвращаясь к (1): лучший ход тут - N*2d (2).


Диаграмма 2. После N*2d.

Этот сброс коня имеет специальное название: тэсудзи "сокрушение ягуры".

Ходы после (2):

 ...    Px2d
Px2d    Sx2d
Rx2d    P*2c
S*3a    ---> (3).


Диаграмма 3. После S*3a.

Последний ход, S*3a, это завершающий удар. Если K-3c, то +Bx3b, Kx3b, G*2b, K-3c, Rx2c+ (мат).


(2)


Диаграмма 1. После ... S-5c.

Эта диаграмма взята из игры статической ладьи против смещённой, в которой белые только что сыграли S-5c, нацелившись на слона. Как бы Вы тут сыграли?

Ходы после (1):

Bx5c+   Gx5c
S*6b
Если вместо этого сыграть Bx1a+, то белые ответят Rx2i+ (A), после чего возьмут стрелку на 1i. На диаграмме (A) нет материального дисбаланса, но король чёрных гораздо больше открыт. Далее чёрным будет просто невозможно победить.<


Диаграмма A. После ... Rx2i+.

В конце игры Вы должны в первую очередь думать о том, как продвинуть свои фигуры вперёд, а не о том, как получить материальную выгоду. После (1) следует играть Bx5c+, что практически подведёт белого короля к мату.

Дальнейшие ходы:
 ...    Gx6b
S*7a    K-9c
Sx6b+   ---> (2)


Диаграмма 2. После Sx6b+.

Ход S*6b - это жертва, о которой Вы должны помнить, когда хотите сокрушить крепость мино. После Gx6b Вы можете шаховать сбросом серебра на 7a.

Диаграмма (2) обещает чёрным определённую победу. На (1) белого короля защищали четыре генерала, однако теперь король почти голый. Всё зависит от Вашего выбора: скорость или материальная выгода.


(3)

В этом разделе Вы увидите реальную игру. Это покажет Вам, как прекрасно пословицу можно применять на практике.


Диаграмма 1. После ... S*5g.

Белые только что сыграли S*5g, нацелившись на ладью. Если чёрные сыграют R-4g, то далее последует Sx6h+, Gx6h, S*5f, R-3g, S5fx4e. Чёрные потеряют коня на 4e, который должен бы служить подножием для атаки. Помимо этого, их король будет слабже охраняем. Перспективы у них будут весьма неблагоприятны.

Ходы после (1):

P*3c    Nx3c
Итак, чёрным пришло время подумать об атаке.

Даже после того, как белые ответят Nx3c, чёрные не будут пытаться спасти свою ладью.

N-5c+   Sx4f+
P*4d    ---> (2).


Диаграмма 2. После P*4d.

Ход N-5c+, прыжок в другом направлении, был хорошим ходом, и когда далее последовал ход P*4d, он оказался для белых смертельным.

Ходы после (2):

 ...    +S-5g
Px4c+   +Sx6h
Gx6h    Sx4c
S*4a    ---> (3)


Диаграмма 3. После S*4a.

Белые получили ладью, но это стоило им двух ходов: Sx4f+ чтобы взять ладью, и +S-5g чтобы вернуть перевёрнутое серебро назад в ряды атакующих сил. Чёрные же, напротив, использовали два свои хода эффективно, подведя белого короля близко к мату.

В конце игры материальные потери значат меньше, в то время как скорость значит больше.


В начало