(о:гома-ва чикадзукэтэ укэё.)
Словарь: о:гома=старшая фигура, чикадзукэтэ=приманить поближе, укэё=защищайся
Старщие фигуры, а именно - ладья и слон, наиболее эффективны, когда угрожают издалека. Однако в ближнем бою они иногда вынуждены отступать, чтобы не быть захваченными менее ценными фигурами. Используя эту их характеристику, Вы можете получить преимущество в защите.
На (1) белые только что дали чёрному королю шах ходом B-5e. Как бы Вы стали тут защищаться? Ход S-7g накликал бы ответ белых P*7f. Итак, Ваш ход ...?
P-6f ---> (2).
P*6f. Такой ход называется "вставка". Если её идея Вам не знакома, до этого хода сложно догадаться.
Ходы после (2): ... Bx6f S-7g ---> (3).
Жертвуя одну пешку, Вы можете отпугнуть слона. После того, как белые походят им на безопасное поле, будет Ваш ход, который может иметь решающее значение, особенно в конце игры.
Пусть старшая фигура подойдёт поближе, так чтобы Вы смогли перехватить инициативу. Как только Вы выучили этот приём, он сильно поможет Вам в реальной игре.
На этой диаграмма чёрные атакованы в слабую точку крепости мино. Если оставить эту атаку без внимания, то белые сыграют N*3f...мат. Если чёрные сыграют (K-3i) ради раннего побега, то работу выполнит ход G*2h. И даже если чёрные походят K-4h, то за этим последует N*5f, K-5g, G*6f (мат).
Если бы в руке у чёрных было что-нибудь для сброса на 4f, это укрепило бы замок, но фигур в руке нет. Как же тогда им играть?
P4f.
Этот ход может казаться напрасной тратой времени, но фактически он далёк от этого.
Дальнейшие ходы: ... Bx4f G-4g ---> (2).
После Bx4g угроза мата чёрным сохраняется, но ход G-4g одновременно бьёт слона и защищает поле 3f.
Для тех, кто любит играть смещённую ладью, это тэсудзи будет очень полезно.
На (1) изображена частичная позиция из конца игры. Как чёрные должны играть, чтобы победить? Сеёчас им следует защищаться от шаха. За ходом K-8i последует S*8h, K-9h, Sx7g+ (мат). Также бесполезен и ход K-7i (из-за S*7h). Поэтому они должны сделать вставку каким-нибудь сбросом. Ход G*7h, самый обычный, позволит белым сыграть S*6g (A), после чего они будут в состоянии продолжить свою атаку.
После (A) чёрные могут сыграть P*6h, но тогда белые ответят хорошим ходом Sx6h+. После этого последует Gx6h, +Rx6h, S*7h, G*6g (B). И на (B) чёрные беззащитны.
С другой стороны, если бы чёрные только могли сыграть +P-6b, у короля белых не было бы защиты. Чтобы выиграть, чёрным необходимо выгадать время. Обычная защита не срабатывает. Как же быть...?
P*6h
Пословица окажет большую помощь.
Дальнейшие ходы: ....... +Rx6h G*7h ---> (2).
Если после (2) белые сыграют +R-5h, то чёрные смогут сделать упомянутый ход +P-6h, и закончить игру. Если белые сыграют S*7i, то ход K-8i будет страшноватым но хорошим.
Помните: перехват инициативы в эндшпиле может оказаться критическим. Приманивая старшую фигуру ближе а затем отгоняя её, Вы можете оказаться в состоянии перехватить инициативу.
И наконец, я хотел бы, чтобы Вы отметили, что это тэсудзи предназначено не только для эндшпиля. Диаграмма (1) взята из дебюта крутящейся ладьи, в котором белые только что сбросили висячую пешку на 8f. Чтобы справиться с нависшей угрозой P-8g+, у чёрных могут быть три варианта:
1) Защитить поле 8g ещё одной фигурой.
2) Уменьшить эффективность воздействия противника на поле 8g.
3) Сделать ход, который был бы для белых ещё более разрушительным, чем ход P-8g+ для чёрных.
На данный момент чёрным доступен только вариант 2).
Ходом P*8d реализуется идея, которой учит пословица. Далее последует: Rx8d, B6f, R8b, S8h. (A)
Конечно же, чёрные смогли предотвратить разрушения, которые вызвал бы ход P-8g+, но в процессе они потеряли одну пешку. Хуже то, что в ближайшем будущем они не в состоянии взять пешку на 8f. Поэтому такая защита не является эффективной.
Ходы после (1): P*8e Rx8e N-7g R-8b P*8e ---> (2).
P*8e. Ходы после (2): ... S-6b P-7e P-6d R-8f ---> (3)
Чёрные должны играть P*8e. Ход N-7g передаёт им инициативу, и на (3) чёрные забирают пешку назад. Теперь позиция у них обещающая.