4. Бери две за одну, даже если среди них есть пешка.

(ни май гаэ-нара фу-томо сэё.)

Словарь: ни май=две фигуры, гаэ (каэ)=размен, нара=если, томо=даже если, сэё=делай


(1)

Сначала позвольте мне привести "таблицу балансов" для размена фигур.

N+L < R < G+S,       N+L < B < S+L,  
G+P ~ R < G+P+*,   S+P+* < B ~ S+P
Значок '~' тут означает, что диспозиция этих ценностей зависит от ситуации; '*' обозначает дополнительное преимущество наподобие оставления противника без пешек или создания в его рядах плохой формы.

Нет нужды говорить, что старшие фигуры сильнее, поэтому когда Вы готовитесь сменять Вашу старшую фигуру на две другие, одна из которых пешка, спросите себя, сможете ли Вы в результате получить за этот размен дополнительное преимущество. Зачастую, оно Вам понадобится.


Диаграмма 1. После B*2e.

На (1) показана одна из позиций дзёсэки из дебюта с разменом слонов. Белые только что сбросили слона. Как Вам на это отвечать?

Ходы после (1):
Rx3b+   Sx3b
S-3h    ---> (2)


Диаграмма 2. После S-3h.

Дзёсэки учат здесь жертвовать ладью. Чёрные меняют ладью на золото и пешку.

Ходы после (2):

...     S-3c
S-7g    ---> (3)
Если после (2) белые сыграют P-8f, то за этим последует Px8f, Rx8f, и затем чёрные сыграют B*2b. Поэтому белым лучше сделать ход S-3c заранее.


Диаграмма 3. После S-7g.

На (3) у белых нет пешек в руке, и их слон сидит на неудобном поле. Они заплатили за приобретение ладьи. Поэтому эта позиция в пользу чёрных. В современных играх это общепринятые вычисления.



(2)


Диаграмма 1. После B*6h.

Перед (1) белые свободно ответили на размен чёрными пешек по второй вертикали: ходами S-2c и P*2d.Видя это, чёрные сбросили слона на 6h, основываясь на идее, которой учит пословица.

Ходы после (1):
...    B*5a
Если белые не уделят внимания планам чёрных и сыграют как-либо иначе, к примеру, K-3a, то чёрные сыграют Bx2d, Sx2d, Rx2d. (A)


Диаграмма A. После Rx2d.

На (A) белые позволили чёрным прорваться по второй вертикали, что оказалось критическим для их замка. Также, в отличие от чёрных, у белых нет пешек в руке. В целом, у чёрных маленькое преимущество перед белыми.

После (1) белые могут играть G-3c, чтобы предотвратить тэсудзи "две за одну", на что чёрные смогут ответить ходом P3f. Далее последует: K-3a, N-3g. После этого они соберутся играть P-2e.

Когда Вы играете за белых, Вы должны избегать хода G-3c на раннем этапе, поскольку это поле может быть легко бито конём.

Поэтому, после (1) наиболее часто играемый ход - это B*5a. Затем, после нескольких ходов, игроки попадают в позицию наподобие (2).


Диаграмма 2. После K-8h.

Грубо говоря, позиция эта в равновесии, но в то время, как чёрный слон может двигаться относительно свободно, белый слон обязан сидеть и охранять поле 2d. В этом смысле на данный момент чёрные должны чувствовать себя немного комфортабельнее.

Хотя это и неочевидно, идея "две за одну" присутствовала тут всегда.


Диаграмма 1. После ...P-8e.

Эта диаграмма взята из дебюта крутящейся ладьи, в котором белые только что сыграли P-8e. Теперь чёрные могут применить схему "две за одну" на практике.

Ходы после (1):

P-7d   Px7d
Bx6d   G-7c
Bx7c+  Nx7c
Rx7d   P*7b  ---> (2)


Диаграмма 2. После ... P*7b.

После хода белых G-7c назревает ход Bx7c+. Ко времени (2) чёрные отдали слона в обмен на золото и пешку, что является материально невыгодной сделкой. Но, вновь, белые остались без пешек в руке, чего более чем достаточно, чтобы скомпенсировать материальные потери на данный момент.

Ходы после (2):

R-6d     K-2b
R-2a+    ---> (3)


Диаграмма 3. После R-6a+.

Ход R-6d хорош, поскольку у белых нет пешки для сброса на 6c. Теперь чёрные, поскольку их ладья перевернулась, явно лидируют.


В начало