Фора в пять фигур (слева)

Фора в пять фигур (убираются ладья, слон, обе стрелки и один из коней) играется редко,, и когда она играется по нормальному, убирается конь, стоящий по правую руку белых. Причина этого в том, что ладья и слон чёрных нацелены на левую сторону белых, поэтому белые наверняка выбрали бы оставить своего левого коня, чтобы защитить свою более слабую сторону.

Однако для игрока, который только что вырос из форы в шесть фигур, от неё очень большой шаг до форы в пять фигур справа, поэтому обоснованна вставка пяти фигур слева (что означает убирание левого коня белых), как промежуточной форы. В любом случае, уроки этой статьи будут жизненно важны для понимания меньших фор, особенно четырёх фигурной.

Стратегия, которую я рекомендую чёрным - играть атаку конём или атаку карабкающегося серебра (богин); второй путь - для случая, когда белые продвинули свою пешку по второй вертикали. Это два из наиболее фундаментальных планов атаки в сёги, поэтому стоит их выучить по этой статье, даже если Вы никогда не играете с этой форой.

Обычно игра начинается с ходов 1 ... S-6b (белые движутся в сторону, с которой они ожидают атаки) 2 P-7f (одна книга рекомендует 2 P-5f, 3 S-7h и 4 B-7i, но я думаю, что приводимые здесь ходы - лучшие) G-3b 3 P-2f S-2b 4 P-1f (оставляя поле 2e открытым для своего коня). Теперь белые должны решить, развиваться или защищаться.

Нормальное развитие продолжилось бы ходами 4 ... P-5d 5 P-1e G-5b.

5p-left-5w.gif
После 5 ... G-5b

6 N-1g (Этот план предложен для шестифигурной форы в знаменитой старой книги Мэйдзина Кимуры "Сёги Тайкан", и кажется, что он даже больше подходит для форы в пять фигур слева. Ход конём на край имеет смысл, лишь если он быстро уйдёт на 2e; как и в шахматах, кони не любят край.

Альтернативный план 6 P-2e K-4b 7 L-1g K-3a 8 R-1h K-2a не столь лёгок, как кажется, из-за 9 P-1d? Px1d 10 Lx1d ? P*1c 11 Lx1c+ Sx1c 12 Rx1c+? L*1b с поимкой дракона!

Или же, белые могут ответить на 6 P-2e ходами G-5c 7 L-1g G-4d 8 R-1h G-3d 9 P-1d Px1d 10 Lx1d Gx2e 11 L-1b+ P*1f, удерживая ладью снаружи.)

6 ... S-5c 7 N-2e P-4d (если 7 ... P-2d, то 8 Nx1c+ Sx1c 9 P-1d S-2b 10 P-1c+ S-3a 11 P-2e Px2e 12 Rx2e P*2b 13 P*2c с лёгкой победой) 8 R-1h! P-2d (иначе 9 P-1d, и чёрные прорвутся задаром) 9 Nx1c+ Sx1c 10 P-1d S-2b 11 P-1c+ S-3a (жертва коня за пешку, чтобы перевернуть пешку, по материалу примерно равная, но вскоре чёрные перевернут свою ладью и получат дальнейшие приобретения) 12 R-1d K-6b 13 Rx2d, намереваясь играть R-2a+ и +P-2c.

5p-left-13b.gif
После 13.Rx2d

Белые могут предупредить этот план ранними ходами ... P-2d и ... G-2c, что также защищает и от плана L-1g и R-1h. Однако пешка, прикованная к полю 2d, даёт чёрным цель для богин - самой основной атаки в сёги.

4 ... K-4b 5 P-1e P-2d 6 S-3h G-2c (если 6 ... S-2c, то чёрные могут просто сыграть L-1g и R-1h) 7 S-2g P-3d 8 S-3f S-3c (отметьте, что без короля на 4b чёрные могут теперь сыграть 9 P-1d Px1d 10 Lx1d) 9 P-2e Px2e 10 P-1d! (ключевой ход этого варианта, дающий серебру цель) Px1d 11 Sx2e P*2d 12 Sx1d G-2b (или 12 ... Gx1d 13 Lx1d P-5d 14 L-1c+ с дальнейшим +L-2c) 13 S-1c+ G-3b 14 +S-1d P-4d 15 +Lx2d Sx2d 16 Rx2d K-4c 17 R-2a+ G-5a 18 L-1c+, намереваясь играть P*2d и, далее, P-2c+.

5p-left-18b.gif
После 18.L-1c+

Следуя этим вариантам, победить при такой форе действительно легко; остающиеся же форы не столь просты.


Уроки этой форы:

  1. Атакуй более слабый край конём.
  2. Атакуй продвинутую пешку карабкающимся серебром.
  3. Следи за сбросом вражеской стрелки, который может поймать твою ладью или дракона.
  4. Обучись технике сброса второй пешки перед взятием первой (???).
  5. Основная цель в дебюте - переворот.