Фора в 6 фигур

ФОРА В 6 ФИГУР (когда убираются ладья, слон, обе стрелки и оба коня) - это огромная фора, грубо сравнимая с перевесом в ферзя в шахматах. Хотя официально Сёги Рэнмэй (Японская Федерация Сёги) и считает её лишь на один шаг выше форы в четыре фигуры, в реальности разница между ними огромная.

По словам Нада Рэнсё 9 дан, бывшего однажды претендентом на титул Мэйдзин и ведущего авторитета по сёги с высшей форой, эта фора примерно вдвое больше форы в четыре фигуры. По моему мнению, это лишь небольшое преувеличение, поскольку в реальной практике сильные любители, имеющие кю, часто проигрывают профессионалам на шести фигурах.

Этому есть две причины. Во-первых, многие любители не знают или не используют "дзёсэки" - рекомендованные дебюты для форовых игр. Они играют, как в равной игре, в которой слабость белых на краю играет малую роль. Игра начинает напоминать игру с двухфигурной форой (то есть, с форой лишь в ладью и слона), и поскольку игроки эти не имеют нужной силы (около 2 дана), необходимой для победы с этой форой, они заканчивают поражением.

Вторая причина в том, что большинство из опубликованных вариантов для 6-фигурной форы на самом деле являются дебютами с 5-фигурной форой, поскольку атака в них идёт лишь по одному краю, так что игроки, использующие эти варианты, получают не всю пользу от форы.

Начнём с рассмотрения некоторых часто рекомендуемых вариантов, и посмотрим, как белые могут затруднить игру. Один часто рекомендуемый вариант - атаковать левый фланг белых ходами P-7f, P-2f-2e (чтобы предотвратить ... P-2d и ... G-2c, защищая край), P-1f-1e, L-1g и R-1h. Однако против этого плана есть три возражения. Во-первых, он занимает несколько ходов, которые дают белым время, чтобы достичь приличного развития сил.

Более того, есть нравящаяся мне защита (которую книги не упоминают), немного усложняющая положение и покупающая больше времени: 1 ... S-2b 2 P-7f S-8b 3 P-2f G-3b 4 P-2e P-1d! 5 P-1f S-1c! 6 L-1g K-4b (защищая поле 3c, чтобы освободить золото) 7 R-1h G-2b!. Теперь, если 8 P-1e?, то 8 ... Px1e 9 Lx1e? P*1d 10 Lx1d Sx1d 11 Rx1d L*1c, и ладья поймана.

Вместо этого чёрные могут ворваться серебром, вскарабкивающимся на поле 2f (6 S-3h 7 S-2g 8 S-2f), а затем сыграть 9 P-1e, но это медленно и обычно подразумевает размен серебра, давая белым некоторый материал для контригры.

А вот другая (не книжная) защита для белых: 2 ... G-6b 3 P-2f P-5d 4 P-2e G-5c 5 P-1f P-4d 6 P-1e G-4c 7 L-1g G-3b 8 R-1h G-3d 9 P-1d Px1d 10 Lx1d G-2e 11 L-1b+ P*1f. Чёрные выигрывают серебро за стрелку, но не могут легко перевернуть свою ладью. (После 12 Bx4d S-6b они могут перевернуть слона, но тогда 13 B-6e G-2f 14 S-2h P-1g+ доставит некоторые осложнения - Д.К.)

Другой популярный план - атаковать правый фланг белых с самого начала. Зачастую это требует жертвы слона за золото с пешкой. Это быстрейший путь ворваться, но жертва материала подразумевает, что в дальнейшем чёрные должны хорошо играть под угрозой контратаки.

К примеру: 1 ... K-4b (лучшая защита по этому плану) 2 P-7f G-7b 3 B-6f S-8b 4 P-9f P-7d 5 P-9e P-6d (если белые прямо сыграют 5 ... G-7c, то на более поздний ход ... G-8d их может ждать ответ B-5e) 6 P-5f G-7c 7 P-9d (лучше 7 B-5g и переключиться на атаку белых слева, как рекомендует Ояма, 15-й пожизненный Мэйдзин) ... Px9d 8 Lx9d G-8d 9 R-9h P*9e 10 Bx8d !? (сильно, но рискованно; однако, ход 10 L-1b+ S-7c не очень эффективен; переворот стрелки - недостаточная награда за всё время, которое чёрные потратили на свою атаку) Px8d 11 Rx9e P-3d (давая королю некоторое место для побега) 12 L-9c+ (ход 12 L-9b+ медленнее, но, вероятно, лучше) Sx9c 13 Rx9c+.

Размен слона со стрелкой на золото с серебром и пешкой - практически равный, и чёрные перевернули свою ладью. Далее они могут продолжить ходом 14 P-7e, отвечая на 14 ... Px7e ходом 15 P*7d, а далее - 16 P-7c+, хотя этот токин и будет несколько далеко от вражеского короля. Однако король белых может убежать на поле 3c, после G-3b или S-3b у него есть хороший замок и белые, с двумя фигурами в руке могут несколько усложнить игру. По моему мнению, слабый игрок не может победить профессионала в этой позиции.

Поэтому кажется, что чёрным не так уж просто победить при такой огромной форе. Одна книжка Найто Кунио, 9 дан, идёт даже столь далеко, что советует медленное построение (по предыдущему варианту) ходами 7 N-7g G-5b 8 P-4f P-5d 9 S-3h G-5c 10 S-4g, которое он называет системой "снаряд в гнезде", где слон является снарядом, а серебро на 4g с центральными пешками формирует "гнездо" для безопасного отдыха слона на поле 5g.

Суть в том, что, если только Вы не планируете быстрой атаки, голова слона или коня (поле перед ними) - слабая точка, и её следует по возможности защитить генералом. После этого у чёрных есть уйма времени, чтобы начать подготовку к атаке по одному или обоим флангам, в зависимости от игры белых. Однако это даёт белым время для создания идеальной формы, и мне не кажется, что это даёт чёрным такое большое преимущество, которое для них желательно при шестифигурной форе. Я думаю, что эта система весьма обоснованна при форе в пять фигур (слева), при которой у белых может оказаться достаточно времени, чтобы побеспокоить слона.

По моему мнению, лучшая система для чёрных при игре с шестифигурной форой - рекомендованная бывшим профессиональным игроком Хироюки Иида, который опубликовал две книги по своим играм с форой. Идея в том, чтобы атаковать сперва левый фланг белых, а затем их правый фланг, используя всю выгоду форы.

Посмотрим: 1 ... S-2b 2 P-1f G-3b 3 P-1e S-8b 4 L-1g P-2d (иначе 5 R-1h и 6 P-1d: быстро и легко) 5 R-1h (Кадзухару Сёси 6 дан рекомендует вместо этого ходы 5 P-7f K-4b 6 P-2f, после чего S-3h-2g-3f, и далее P-2e, что является превосходной альтернативой тексту) G-2c. Теперь 6 P-1d? Px1d 7 Lx1d? P*1c, что лишь ловит стрелку. Поэтому атака чёрных, похоже, проваливается.

Если рассматривать лишь эту часть доски, то всё так и есть. Однако далее чёрные планируют переключиться на другой фланг, в результате чего белые неожиданно пожелают, чтобы их левые генералы вернулись обратно домой, где они могли бы охранять своего короля от атаки с их правой стороны.

Поэтому 6 P-7f K-4b (двое лучше защищают поле 3c, и убегание от атаки справа) 7 P-9f G-7b 8 P-9e (ход 8 B-6f поначалу кажется лучше, но белые могут переключиться на вариант из текста или даже пожертвовать пешку ходом 8 ... P-8d, поэтому на самом деле этот ход не нужен). Теперь белые должны выбирать между 8 ... P-8d или ... P-7d (намереваясь в результате сыграть ... G-7c-8d).

Сначала рассмотрим ход 8 ... P-7d: 9 B-6f P-6d (если 9... G-7c, то 10 P-9d Px9d 11 Lx9d G-8d 12 B-5e! S-7a 13 R-9h P*9e 14 L-9c+ S-6b 15 B-8b+) 10 P-5f (так что слон может оставаться нацеленным на поле 9c после ... P-6e) G-7c (возможно, белым следует просто сыграть 10 ... K-3b, допуская 11 P-9d Px9d 12 Lx9d, хотя далее ход 13 R-9h приведёт к перевороту стрелки, ладьи и, возможно, также слона) 11 P-9d Px9d 12 Lx9d G-8d 13 R-9h P*9e (или 13 ... S-7c 14 L-9c+ P*9e 15 Bx8d! Sx8d 16 +Lx8c, что аналогично) 14 Bx8d! Px8d 15 Rx9e P-3d 16 L=9c+ (или 16 L-9b+) Sx9c 17 Rx9c+.

По контрасту с аналогичной позицией, проанализированной выше, в которой левые генералы остались дома, белые не могут построить замок для своего короля и не могут также выставить генералов между своим королём и чёрным драконом (перевёрнутой ладьёй). Эта позиция означает лёгкую победу.

Поэтому, возможно, лучше играть 8 ... P-8d: тогда 9 B-6f G-8c 10 P-5f (чтобы дать слону спастись), и теперь 10 ... P-7d или 10 ... G-7d.

Если 10 ... P-7d 11 L-9g, то белые будут во временной безопасности с обоих краёв, но у них не останется фигуры для свободного передвижения кроме короля.Чёрные смогут свободно развиваться или атаковать по любому краю, к примеру: 11 ... P-6d 12 B-5g P-3d 13 P-2f P-5d 14 P-2e Px2e 15 P-1d Px1d 16 Lx1d P*1c 17 Lx1c+ Sx1c 18 Bx1c+ Gx1c 19 Rx1c+.

Как и в варианте 8 ... P-7d, материальный размен практически равный, но, вновь, отсутствие в этой позиции генералов, которые могли бы защитить короля от дракона означает, что положение белых здесь безнадёжно.

Поэтому лучше играть 10 ... G-7d: тогда 11 N-7g (чтобы предотвратить ... G-6e) S-8c 12 L-9g, после чего ходы R-9h и P-9d приведут к прорыву без жертв, в то время как у белых остаётся ужасная форма из двух генералов с неправильной стороны от их короля. Этот вариант цитирует Иида.

Хотя он, возможно, и является лучшей игрой, позиция у белых критическая, и я думаю, что игрок, имеющий 5-7 кю, может, начиная с неё, победить Мэйдзина. Если Вы играете правильно, то шесть фигур форы являются действительно решающими!


Уроки этой форы:

  1. Цель - перевернуть Ваши старшие фигуры (ладью и/или слона) на краю с помощью Ваших стрелок. Если король противника не в безопасности, то, чтобы этого достигнуть, можно делать умеренные жертвы (к примеру, слона за золото). В этом случае Вам следует быстро атаковать, не давая белым времени для сброса и переворота слона, поскольну перевёрнутый слон ("лошадиный дракон") - это превосходный защитник. Если Вы переворачиваете стрелку, делайте это на 7-й или 8-й горизонтали, а не на 9-й, поскольку золото очень неуклюже ходит назад.
  2. Атакуйте левый фланг белых, а затем, если они защищаются, переключайтесь на их правый фланг.
  3. Если Вы не видите быстрого пути к победе, сбрасывайте и переворачивайте пешки, а затем пытайтесь обменять их на настоящего генерала, желательно - на золотого.
  4. Защищающие генералы должны находиться между королём и вражеским драконом. Не позволяйте белым достичь этой формы.
  5. При этой форе все чёрные генералы могут оставаться дома, защищая своего короля. Это позволяет легко перебросить ладью с одного фланга на другой по второй горизонтали.