Вступление

ФОРОВЫЕ СЁГИ - это мощный путь изучения сёги по двум причинам. Во-первых, в процессе изучения приёмов, необходимых для прорыва и победы при каждой форе, идя от большей к меньшей, Вы выучите большинство приёмов, необходимых для создания хороших дебютов и миттельшпилей и при равной игре. Вы изучите большинство важных замков и то, как их атаковать, и выучите, как оценивать материальные жертвы и как вычислять позиции.

Сам я изначально изучал сёги именно этим методом. Стратегии равных игр в сёги слишком трудны для любителей, чтобы понимать их без правильной базы, получаемой при изучении в форовых играх.

Вторая причина изучать форовые сёги состоит в том, что они очень часто играются. Большинство клубов в Японии и США ставят условием, что форовые игры должны играться в формальной клубной игре и во многих турнирах, в которых между противниками разница составляет более одного ранга.

Более того, Сёрэйкай (профессиональная тренирующая организация) тоже следует этой практике во всех официальных играх, хотя, за исключением специальных событий, используется лишь минимальная фора. Есть также традиция ежегодной игры между японским чемпионом (Мэйдзином) и японским чемпионом-любителем, с форой в слона.

Основные правила

Когда даётся фора, более сильный игрок убирает определённые фигуры с доски, и они устраняются из игры. Игрок с полным комплектом называется "чёрные", а игрок без форовых фигур - "белые". В форовых играх белые всегда ходят первыми, как если бы первым ходом чёрных было "взятие" форовых фигур.

В редком случае двух входящих королей (дзисёги), когда приходит пора подсчитывать очки, белым даётся скидка за фигуры, которые они убирали перед началом игры. В некоторых матчах постулируется, что в случае "сэнничитэ" - ничьи в результате повторов, белые побеждают, но это правило не следует принимать.

Из-за того, что форовые фигуры у чёрных находятся на своих изначальных местах, что не может быть идеальным, фора не столь велика, как кажется; дополнительные фигуры, хотя они и полезны, иногда являются также мишенью для белых. Некоторые игроки ощущают, что для того, чтобы фора была полностью действительна, их форовые фигуры должны быть у них в руке, а не на доске, что было бы гораздом сложнее для белых, но таким образом фора не даётся.

Следует также помнить, что белым требуется наверстать лишь половину форы, чтобы сравняться в материале, поскольку они будут использовать захваченный материал сами. По этим причинам, даже очень компетентным любителям требуется на удивление большая фора, чтобы побеждать профессионалов (при предположении, что профессионал делает всё возможное для победы, а не просто обучает).

ТРАДИЦИЯ ФОР

В Японии есть существенная литература по форовым сёги, которую я собираю уже двадцать лет, и данная серия стремится выбрать лучшие варианты из этой литературы, подкрепляя их, когда это необходимо, частным анализом профессионалов или игроков-любителей 5 дана и выше, включая меня.

Хотя эта серия и подчёркивает, как чёрные должны играть форовые игры, я не пренебрёг и советами для игроков белыми, поскольку любители часто совершенно не представляют, как сражаться в игре, которую они начинают с отсутствующими фигурами.

Выбор вариантов для чёрных не столь прост. Некоторые книги дают "лучшие" варианты, обычно подразумевая те варианты, которые приводят к победе как можно быстрее, при совершенной игре. Однако в реальной игре эти варианты часто оказываются слабы, поскольку предполагают, что чёрные будут отлично знать и помнить все варианты, что нереально.

Другие книги дают упрощённые системы, которые просто запомнить, но которые плохо работают, если белые предпринимают контрмеры. Другой подход благоволит вариантам, которые поучительны. Насколько это возможно, я попытался удержать баланс, рекомендуя варианты, которые звучны, но не слишком сложны для изучения и запоминания.

В этой серии рассматривается восемь фор, в следующем порядке:

  1. Фора в 6 фигур - белые убирают ладью, слона, обе стрелки и обоих коней.
  2. Фора в 5 фигур - белые убирают ладью, слона, обе стрелки и одного из коней.
  3. Фора в 4 фигуры - белые убирают ладью, слона и обе стрелки.
  4. Фора в 2 фигуры - белые убирают ладью и слона.
  5. Фора в ладью и стрелку - белые убирают ладью и свою левую стрелку.
  6. Фора в ладью - белые убирают свою ладью.
  7. Фора в слона - белые убирают своего слона.
  8. Фора в стрелку - белые убирают свою левую стрелку.

Из них фора в шесть фигур наиболее популярна для обучения новичков, две фигуры - возможно, наиболее часто играемая фора, а фора в ладью или слона тоже весьма популярна. Фора в пять фигур даётся очень редко, но, поскольку дыра между форами в четыре фигуры и в шесть фигур огромна, я чувствую (как и некоторые профессионалы), что она важна, и иногда является единственной возможностью устроить равную игру.

Некоторые клубы не проводят игр с форой в стрелку, потому что некоторым любителям не хватает специальных знаний, необходимых, чтобы получить от неё преимущество, и из-за того, что многие любители чувствуют, что если разница в силе столь мала, то более слабый игрок может победить и в равной игре, лишь с незаметным преимуществом от права первого хода. Однако фора в стрелку широко распространена во многих клубах и в Сёрэйкай.

Фора в 8 фигур часто используется для игры с новичками; Кадзухару Сёси, 6 дан, рекомендует ходы P-7f, P-2f-2e, S-3h-2g-2f-3e, а затем P-2d. Фора в три фигуры (ладья, слон и, обычно, правая стрелка) нынче используется редко, поскольку разрыв между двумя и четырьмя фигурами не столь велик, чтобы такая фора была необходима. Чёрные, вероятно, должны использовать стратегию двухфигурной игры с дополнительным преимуществом в том, что белые будут неохотно использовать своего правого коня из-за возможного переворота слона на поле 9c. Также, если главная диагональ заблокирована, то чёрные могут сыграть B-9g, не боясь атаки на слона ходом ... P-9e. Фора в правую стрелку была отменена около столетия тому назад. Иногда используется фора в одного из серебряных, чтобы навести мост через большую дыру между форой в стрелку и форой в слона, но этой форе недостаёт официального признания. Стратегии дебютов в форовых играх обычно весьма схожи со стратегиями равных игр.

То, как разница в рангах соотносится с форой, является предметом некоторого спора. Большинство клубов использует системы, которые лишь частично накрывают разницу в силе. Можно использовать типичную японскую систему, при которой за разницу в 1 ранг даётся правило первого хода, стрелка за 2, слон за 3, ладья за 4, ладья со стрелкой за 5, две фигуры за 6-7, четыре за 8-9. Однако в наши дни ранги несколько спрессовались, и каждый ранг представляет довольно широкий отрезок спектра силы.

По моему опыту, разница в рангах, которая реально необходима для честной игры, если за белых играет любитель 5-6 дана, требует: стрелки за полранга, слона за полтора, ладьи за 2, ладьи со стрелкой за 3, ладьи со слоном за 4, четырёх фигур за 5, пяти фигур (с правым серебром) за 6, пяти фигур (с левым серебром) за 7 и шести фигур за 8 уровней.

Профессионалы в тренировках используют стрелку за 2 профессиональных ранга, слона за 5 и ладью за 7; ранги профессионалов гораздо уже, чем ранги любителей. Оперившийся профессионал должен быть в состоянии давать любителям фору, как если бы у него был 7 дан, предполагая, что он играет серьёзно, или как если бы он имел 6 дан, если он играет три игры одновременно, как это происходит при обычной практике. Отметьте, что форы расположены неровно; дыра между равной игрой (или правилом первого хода) и стрелкой и дыра между слоном и ладьёй, по моему мнению, меньше, чем другие дыры.

ГЛАВНЫЙ СОВЕТ

Здесь приводится главный совет про игры с форой. При высших форах (четыре фигуры и более), в основном, для чёрных лучше всего атаковать столь быстро, сколь это вообще возможно, не заботясь о замке, поскольку прорыва обычно можно достигнуть, не давая белым достаточно материала в руку, чтобы они смогли контратаковать. Несомненно, построение замка не может быть плохо; бывший Мэйдзин Като Хифуми написал однажды, что чёрные могут прятаться в ягуре при любой форе и это для них хорошо, но это даёт белым время для того, чтобы достичь идеального расположения своих сил, и позже чёрные могут быть вынуждены показать некоторое умение обороняться.

При любой форе, включающей одну или обе стрелки, обычно мудро атаковать по краю достаточно быстро, поскольку, если атака будет отложена, то битва может ворваться в центр, и дополнительная стрелка (или стрелки) окажется не у дел, или даже станет мишенью.

Когда удаляются лишь старшие фигуры (ладья и/или слон), это обычно требует от чёрных проявить пример крайнего спокойствия, атакуя лишь тогда, когда позицию невозможно дальше улучшить спокойными мерами. Белым при этом следует ожидать атаки чёрных. Главным исключением из этого правила является фора в слона, при которой белые обычно атакуют первыми, поскольку в начальной позиции слон является мишенью для ладьи, и поэтому у белых обычно хватает времени, чтобы построить замок и подготовить атаку до того, как у чёрных хватит времени на то, чтобы передислоцировать своего слона и поступить аналогично.

МАТЕРИАЛЬНЫЙ БАЛАНС

На ранних этапах игры, которые мы здесь изучаем, наиболее важным фактором в вычислении позиции является материальный баланс, при обоснованном предположении безопасности королей. Лишь ближе к концу, когда становится возможной прямая атака на королей, материал можно не учитывать. Следовательно, нам необходимо чёткое руководство, как рассчитывать материальные размены.

Шкала, используемая мною, - это компромисс между мнениями различных профессионалов. Считая пешку за 1, стрелка = 4, конь 5, серебро 7, золото 8, слон 11, ладья 13, перевёрнутый слон 15, и перевёрнутая ладья 17.

Перевёрнутая пешка (токин) реально ценнее золота, поскольку теряет цену при взятии, и поэтому стоит 10, в то время как перевёрнутые стрелка или конь стоят 9. Однако размен токина (или перевёрнутых стрелки или коня) на настоящее золото всё равно крайне желателен, поскольку при нём Вы получаете золото, в то время как Вашему противнику достаётся всего лишь пешка. Численно, Вы теряете 2 (10-8), в то время как противник теряет 7 (8-1).

Переворот пешек, а затем размен их на настоящих генералов это, возможно, единственный крайне важный приём, которому Вы учитесь в играх с высшей форой. Важно также отметить, что, хотя ценность пешек и низка, крайне важно держать по крайней мере одну пешку в руке, если на доске у Вас не хватает пешки, и это ещё важнее, если у Вас не хватает двух пешек. Поэтому ранний обмен коня на две пешки зачастую очень хорош, если противник не может получить пешку в руку.


Относительно нотации, я следую соглашениям, установленным Джорджем Ходжесом в 1976 году в английском журнале "Сёги" (в оригинале, помимо этого, пропускаются дефисы между символом фигуры и ходом - Д.К.)

Лагерь белых расположен внизу; лагерь чёрных - наверху. Вертикали пронумерованы от 1 до 9, начиная с левой стороны белых, а горизонтали обозначены латинскими буквами от "a" до "i", начиная со стороны белых.

После буквы, обозначающей фигуру ("P" - пешка, "K" - король, "R" - ладья, "B" - слон, "G" - золото, "S" - серебро, "N" - конь, "L" - стрелка) следует поле назначения, если же возможна двусмысленность, то приводится также поле отправления.

"x" обозначает "взятие"

"+" обозначает "с переворотом" или (перед знаком фигуры) "перевёрнутый"

"=" обозначает "без переворота"

"*" обозначает "сброс"

"-" обозначает "простой ход"

После хорошего хода может следовать "!", а после плохого - "?"

При вычислении финальной позиции в варианте, поскольку мы говорим об играх с форой, суть не в том, у кого преимущество, а в том, увеличивается или уменьшается преимущество чёрных.

Поэтому комментарии типа "белые делают хорошо" означают, что при разнице в силах, подразумеваемой данной форой, белым более вероятно победить, хотя, возможно, объективно они всё ещё проигрывают.