Фора в ладью со стрелкой

Часть 2, блокирующие линии

В части 1 мы рассмотрели, как чёрным следует играть против "стандартной" игры белых, подразумевая, что белые просто развивают своих генералов, выводя их на хорошие позиции и строя замок. Так с этой форой обычно играют профессионалы. Однако, когда сильный игрок действительно хочет победить в игре, он способен помешать намерению чёрных атаковать конём, даже если это обяжет его делать неестественные ходы, поскольку стандартный план чёрных, приведённый в части 1, весьма силён. Есть три основных плана, доступных белым, чтобы отразить атаку конём. Здесь мы посмотрим на план, использующий ранний ход ... P-2d с каким-либо генералом на 2c. Мы называем эти варианты "блокирующие линии", поскольку обычно обычно белые блокируют размен стрелочной пешки, тат как на R-1h можно ответить ходом S-2c или G-2c. Однако в нашем первом варианте белые играют ... P-2d лишь после того, как сделан ход R-1h, получая время, но допуская размен пешки. Настоящим блокирующим линиям обычно противостоит быстрая атака богин, нацеленная на размен генералов.


Вариант 2 : Блокирующие линии с задержкой (с допущением размена чёрной стрелочной пешки).

1 ... P-3d 2 P-7f P-4d 3 P-1f S-3b (3 ... B-3c 4 P-1e S-2b 5 R-1h P-2d 6 P-1d Px1d 7 Rx1d P*1c 8 R-1h S-2c 9 S-3h G-3b 10 P-4f G-5b приводит к основному варианту.) 4 P-1e G6a-5b 5 R-1h P-2d 6 P-1d Px1d 7 Rx1d S-2c 8 R-1h P*1c (ход 8 ... P*1d кажется лучше, но тогда чёрные атакуют ходами P-2f и S-3h-2g-1f, в то время как пешка на 1d является целью.) 9 S-3h G-3b 10 P-4f (Поскольку белые хорошо защитились с краю, чёрные атакуют центр, ослабленный отсутствием серебра на 4c. Пешка в руке тоже полезна для атаки на центр.) B-3c 11 S-4g G5b-4c 12 P-3f P-5d 13 N-3g P-1d 14 S-5f S-6b 15 R-4h S-5c 16 P-4e

rooklance_var2_16b.png
После 16.P-4e

(Чёрные воздерживаются от естественных ходов K-6h-7h, чтобы в будущем ход белых Bx8h+ не был шахом, и мог бы позволить им взятие на 5c перед этим взятием на 8h.) K-4a (Белые ставят своего короля туда, где его защитят генералы.) 17 G-3h ! (защищая плавающего коня перед началом боя, а также давая королю место для движения) K-3a (если 17 ... Px4e ?, то 18 Nx4e Bx8h+ 19 Nx5c= будет в пользу чёрных.) 18 Px4d Sx4d (если 18 ... Bx4d, то 19 Bx4d Sx4d 20 Rx4d Gx4d 21 B*5c с выигрышем материала) 19 S-4e Sx4e (если 19 ... P-5e, то ответ 20 Sx4d Gx4d 21 N-4e силён) 20 P*4d !

rooklance_var2_20b.png
После 20.P*4d !

20 ... Gx4d 21 Nx4e. Чёрные выигрывают золото за коня. Анализ начиная с хода 11 - Масаки Идзуми, профессиональный 7-й дан.


Вариант 3 : Блокирующие линии серебра (с ходами ... P-2d и ... G-2c).

1 ... P-3d 2 P-7f P-4d (если 2 ... N-3c, то 3 P-2f P-2d 4 P-1f S-3b 5 P-1e S-2c - другая версия блокирующих линий серебра. Чёрные планируют играть S-3h-2g-3f, N-1g, G-4h, P-2e и коня на 1c. Этот план хорошо работает против блокирующих линий, когда белые играют ... N-3c.) 3 P-1f S-3b 4 P-1e P-2d 5 P-2f B-3c (ход 5 ... S-2c менее аккуратен, поскольку чёрные могут играть как в этом варианте, но могут выбрать и ходы 6 P-2e Px2e 7 Rx2e P*2d 8 R-4e!! G-3b 9 Rx4d!!, в результате чего они получат перевёрнутого слона и несколько пешек за ладью.) 6 S-3h S-2c 7 S-2g (Чёрные могут также атаковать по четвёртой вертикали, как и в предыдущем варианте, но без пешки в руке их атака была бы здесь менее эффективна.) G-3b 8 S-3f K-6b 9 K-6h (Другой план здесь - быстрая атака ходами 9 G-4h K-7b 10 N-1g, но ответ 10 ... P-4e!, нацеленный на размен слона, который является желанной целью атаки конём, несколько портит дело.) K-7b 10 K-7h S-6b 11 P-9f (подготовка к последующему B-9g) P-9d 12 G4i-5h P-5d 13 P-2e (Чёрные ударяют до того, как белые могут сыграть S-5c, что убило бы используемый здесь план B-9g-3a+.) Px2e 14 P-1d!

rooklance_var3_14b.png
После 14.P-1d !

(что вызывает размен генералов) Px1d 15 Sx2e P*2d 16 Sx1d Sx1d 17 Lx1d S*2c (17 ... P*1c 18 Lx1c+ Nx1c 19 P*1d L*1a 20 R-1h N-2e 21 P-1c+, и вскоре чёрные захватят коня и/или стрелку.) 18 P*1c (а не 18 R-1h? Sx1d!) P*1a (если 18 ... Sx1d, то 19 P-1b+, и после взятия коня чёрный токин и бездействующее серебро белых дадут чёрным отличное преимущество.) 19 R-1h G-2b (вероятно, белым следует просто допустить переворот на 1b, возможно - ходом 19 ... P-4e.) 20 B-9g !

rooklance_var3_20b.png
После 20.B-9g !

20 ... P-4e 21 B-3a+ G-3b 22 +Bx2a Bx9i+ 23 S-8h +B-9h 24 P-1b+ Px1b 25 Lx1b+ P*1d 26 +L-2b G-3c 27 +Lx2c Gx2c 28 +B-3b L*2b 29 S*9i +Bx9i 30 Sx9i, и у чёрных решительное материальное преимущество. Кадзухару Сёси, профессиональный 6-й дан. Он считает это лучшим блокирующим вариантом для белых, поскольку вариант с блокирующим золотом позволяет чёрным разменять золото за серебро таким же планом, как и здесь, что показано далее. Я даже могу назвать это "лучшим вариантом" из всех; варианты, приведённые в замечании к ходам 17, 18 и 19, не кажутся столь плохими для белых, как основные варианты атаки конём в части 1, поскольку у чёрных по крайней мере ещё не появляется дракона.


Вариант 4 : Блокирующие линии золота (с ходами ... P-2d и ... G-2c)

1 ... P-3d 2 P-7f P-4d 3 P-1f G-3b 4 P-1e P-2d 5 P-2f (ход 5 R-1h? обессмысливается после 5 ... G-2c) G-2c (Главное преимущество в блокирующей линии золота в том, что атака конём на 1c менее эффективна против золота на 2c, чем против серебра на этом же поле.) 6 S-3h (Чёрные нацелены на атаку богин.) G-5b 7 S-2g S-3b (если 7 ... G-4c, то 8 S-3f N-3c 9 N-1g S-3b 10 G-6h P-5d 11 G-4h K-6a 12 P-4f K-7b 13 P-2e Px2e 14 Nx2e P*2d 15 Nx1c+ ведёт к размену коня и стрелки за золото, что является небольшой потерей для чёрных, но далее чёрные атакуют ходами R-1h и P-4e, которым сложно противостоять.) 8 S-3f B-3c (если 8 ... S-3c, то 9 P-2e Px2e 10 P-1d! ведёт к размену серебра за золото, и белый слон остаётся целью. У варианта 8 ... B-3c есть то преимущество, что белые смогут начать размен слонов в подходящий момент.) 9 P-4f K-6a 10 K-6h K-7b 11 G4i-5h P-9d 12 P-9f S-6b 13 K-7h P-5d 14 G6i-6h S-5c 15 P-2e Px2e 16 P-1d !

rooklance_var4_16b.png
После 16.P-1d !

16 ... Px1d 17 Sx2e P*2d 18 Sx1d Gx1d 19 Lx1d S-2c (если 19 ... S*2c, то 20 P*2b! Bx2b 21 G*1b B-3c 22 P*2b P*1a 23 Gx2a Sx1d 24 G-3a S1d-2c 25 P-2a+ L*1d [чтобы остановить 26 N*1e] 26 N*4e! Px4e 27 +P-2b с выигрышем материала) 20 P*2b

rooklance_var4_20b.png
После 20.P*2b

Bx2b 21 G*1b B-3c 22 L-1c+ Sx1b 23 +Lx1b P*1f 24 +Lx2a P-1g+ 25 Nx1g P*1f 26 N-2e

rooklance_var4_26b.png
После 26.N-2e

B-5a (26 ... P-1g+ 27 Nx3c+ +Px2h 28 S*4c G-6b 29 N*6e S-6d 30 Bx4d с решительной атакой) 27 N-1c+ P-1g+ 28 R-4h P-5e 29 P-4e G*5d 30 Px4d Sx4d 31 +L-3a P*4e 32 +L-3b S-5c 33 +N-2c P-7d 34 P*4c B-8d 35 +N-3c P-5f 36 P-4b+ с преимуществом.

rooklance_var4_36b.png
После 36.P-4b+

Это анализ покойного Мотодзи Ханамура 9-й дан, который считался величайшим игроком с форой всех времён. Ввиду сложности этого варианта, он смотрится достойным выбором для белых при данной форе.