Фора в ладью со стрелкой

Часть 1, основной вариант

Фора в ладью со стрелкой (белые убирают ладью и левую стрелку) является особой фавориткой моего анализа, поскольку отсутствие стрелки фокусирует игру на этом секторе и ведёт к форсированным вариантам. [В Японии она обычно называется форой "в полторы фигуры" - Д.К.] Когда фора состоит только из старших фигур, чёрным обычно советуется достроить свою форму и играть очень спокойно, но в отсутствие стрелки стоит атаковать весьма рано, до того, как борьба могла бы разгореться где-либо ещё, делая дополнительную стрелку ненужной. В целом, прорваться и перевернуть свою ладью чёрным оказывается легче, чем при форе в две фигуры, но победить после переворота оказывается сложнее, поскольку слон даёт белым возможность контригры. В целом, эта фора считается приемлемой для любительского 3-го дана в игре против профессионала, хотя покойный Ханамура, 9-й дан, обычно побеждал при ней любительских 4-х данов, а однажды победил профессионального 2-го дана в журнальной игре!

Существует несколько систем, рекомендованных профессионалами для этой форы. Наиболее часто рекомендуется ладья на четвёртой справа вертикали (как и при форе с ладьёй), но предварённая разменом стрелочной пешки при помощи ладьи. Это весьма медленная система, и хотя она, несомненно, очень хороша, в ней есть много вариантов, некоторые из которых не вполне убедительны. Другая хорошая система требует очень ранней жертвы стрелки, но и в ней некоторые из вариантов кажутся дающими не особо большое превосходство. Некоторые профессионалы рекомендуют богин, но я думаю, что богин - наименее убедительный из основных вариантов; его варианты слишком различны и сложны.

Я считаю наиболее подходящей атаку конём, в основном из-за нового улучшения, сделанного Масаки Идзуми, 7-й дан, включающего построение замка справа, а не слева. Атака конём состоит из размена стрелочной пешки с помощью ладьи, а затем, после немногих подготовительных ходов, - выдвижения N-1g-2e, обычно скомбинированного с P*1b. Обычно это ведёт к перевороту ладьи ценой всего лишь немногих ходов, требуемых для подготовки к этому плану.

Начнём с классической игры белых:

1 ... P-3d 2 P-7f P-4d (Можно сделать или позволить сделать размен слонов, как и при форе в ладью, но тогда последующая игра будет для белых ещё труднее из-за возможности сброса слона на 1a или 1b, или взятия на 1c) 3 P-1f S-3b (или S-4b) 4 P-1e S-4c (варианты с ходом P-2d, здесь или в аналогичной позиции, будут рассмотрены позже, под заголовком "блокирующие варианты". В основном им противодействуют атакой богин. Другой выбор белых, сейчас или на следующем ходу, - ... S-3c, чтобы ответить на последующий ход N-2e ходом ... S-2d, но это сделает атаку по четвёртой вертикали эффективной для чёрных.) 5 R-1h P-5d 6 P-1d Px1d 7 Rx1d P*1c 8 R-1h K-6b 9 S-3h (Это важно для атаки конём, поскольку чёрные намерены играть P-2f, и хотят защитить поле 2g от дальнейших сбросов) K-7b 10 G6i-5h

after 10.G65h
После 10.G6i-5h

(Новая идея Масаки Идзуми - построить крепость Мино. Ранее ход G-6h, за которым обычно следовало K-6i, был стандартом, в соответствии с пословицей "держи короля и ладью на отдалении". Но у хода G-6h есть большой минус возможности создания вилки конём на 7f. Поскольку чёрные планируют разменять своего правого коня, это действительно проблема. Белые часто сбрасывают коня на 8d в тот момент, когда поле 7f сложно защитить, или же они могут планировать P-7e, не боясь взятия Px7e благодаря сбросу N*7f. В целом, белые обычно атакуют по своему правому флангу, поскольку чёрный дракон доминирует на другой стороне, поэтому для чёрных кажется осмысленным строить замок именно здесь. В равной игре это позволило бы белым легко ворваться ладьёй, но, поскольку тут ладьи у них нет, всё должно быть в порядке.) 10 ... S-6b (10 ... G-3b 11 P-2f P-2d 12 P*1d ! G-2c 13 Px1c+ Gx1c 14 R-2h P*1d 15 L-1f ! сильно) 11 P-2f (жизненно важно быть в состоянии впоследствии ответить на ... P-2d ходом P-2e) G-3b (позже мы рассмотрим важные последовательности с пропуском этого хода) 12 N-1g

after 12.N1g
После 12.N-1g

(Здесь Вы можете спросить: почему мы не уводим своего короля в Мино перед атакой? Ответ - потому, что если белые будут сопротивляться ходом ... P-2d в ближайшую пару ходов, то мы откроем свой правый фланг, и королю будет безопаснее на его "домашнем" поле. Только после того, как мы создадим дракона, будет мудро уйти в крепость.) S-5c (12 ... N-3c 13 P*1b P-2d [иначе P-1a+, N-2e и Rx1c+, после чего последует взятие коня] 14 R-2h, и далее P-2e) (или 12 ... P-2d 13 P-2e Px2e 14 Nx2e G-2c 15 R-2h P*2d 17 Nx1c+ Nx1c 16 P*2f ! с дальнейшим сбросом P*1d) 13 P*1b (сначала можно сыграть и 13 N-2e, но это даёт белым дополнительную возможность 13 ... P-2d) G5b

after 13... G5b
После 13 ... G-5b

(13 ... P-2d 14 P-2e G-2c 15 Px2d Gx2d 16 R-2h P*2c 17 N-2e P-1d 18 P-1a+ Bx1a 19 P*1c, с последующим переворотом.) 14 N-2e P-7d 15 P-1a+ Bx1a 16 Nx1c= Nx1c 17 Rx1c+ B-2b 18 +R-1b (чтобы заставить белых сбросить пешку из руки) P*1a (иначе 19 L-1c+ P*1a 20 +Rx2b, создавая выгодный обмен дракона за слона с золотом) 19 +R-1d (а не 19 +R-2a? G-3a, с выигрышем дракона всего лишь за слона) P-6d 20 N*1e !

after 20.N*1e !
После 20.N*1e !

(чёрные могут просто уйти в Мино ходами K-4h-3i, но приводимые здесь ходы действительно сильны) N*3a 21 P*1b ! Px1b 22 +Rx1b P*1a 23 +R-2a (кажется похожим на предыдущее замечание, но на этот раз белые не могут играть G-3a, чтобы поймать нашего дракона, поскольку на этом поле уже сидит их конь) K-6c (ничего лучше тут не сделать; это, по крайней мере, подготовка к N-7c защитой поля 7d) 24 P*1d ! N-7c 25 P-1c+ Bx1c 26 Nx2c+

after 26.Nx2c+
После 26.Nx2c+

выигрыш слона за коня - огромен.


Вариант 1, золото остаётся дома:

after 11.P2f
После 11.P-2f

11 ... S-5c 12 N-1g S-6d 13 N-2e (Я рекомендую пропускать ход P*1b, если белые пропускают ... G-3b. Эта атака с жертвой коня - тоже дзёсэки. Атака ходом P*1b здесь всё ещё возможна, но после 13 P*1b P-5e 14 N-2e P-4e у слона есть прекрасное место для ухода, а именно - 4d, после того, как ладья перевернётся. Хотя Масаки Идзуми и проанализировал этот вариант как тоже хороший для чёрных, его подварианты более сложны и менее убедительны, чем после ... G-3b, поскольку сохранённый темп позволяет слону уйти от опасности)

after 13.N2e
После 13.N2e

P-2d (отметьте, что теперь на 13 ... P-5e можно ответить 14 R-2h ! с последующими 15 Nx1c+ Nx1c 16 P*1d. Если же будет сыграно 13 ... G-3b, то ход 14 R-2h уже не столь хорош из-за 14 ... P-4e с разменом слона-мишени, но зато сброс 14 P*1b даёт чёрным ту же атаку, что и в предыдущем варианте.) 14 Nx1c+ Bx1c (14 ... Nx1c 15 P*1d) 15 P*1b B-3a 16 P-1a+ N-3c 17 +P-2a (Этот вариант здесь хорош потому, что ответ ... B-6d невозможен. Если бы белые оставили эту возможность выбора открытой, заменив ходы ... S-5c-6d какими-нибудь другими, то я советовал бы версию P*1b с атакой конём, как в первом варианте.) B-5c 18 R-1c+ (обычно 1b - более подходящее для переворота поле, но здесь атака на приколотого коня мощна) G-4b 19 +P-2b,

after 19.+P2b
После 19.+P-2b

и угроза +P-2c-3c смертельна.

Отметьте, что в этих вариантах чёрные никогда не идут в замок ходами K-4h-3i. Однако стоит знать, что чёрные могут это сделать, если белые предпримут любую попытку атаковать по их правому флангу ходами наподобие ... P-7e или ... S-6d-6ex7f (на которые обычно отвечается S-7h).