Цумэ-сёги: вопросы и ответы

В:Что такое цумэ-сёги?
О: Цумэ-сёги (詰将棋) - это разновидность задач, основанная на правилах сёги.
Задачи цумэ-сёги имеют вид диаграмм сёги.
Атакующий (攻め方, сэмэката) играет за нижнюю сторону, и ходит первым.
Защитник (玉方, гёкуката) играет за верхнюю сторону.
Обычно король атакующей стороны не показывается.

Правила цумэ-сёги

  1. Атака должна привести к мату в результате непрерывной серии шахов.
  2. Обе стороны должны делать лучшие из возможных ходов.
  3. Защитник может сбрасывать любую отсутствующую фигуру.
  4. Защитник не может прибегать к бесполезным вставкам.
  5. Во всём остальном при решении действуют правила сёги.

В: Почему атакующий должен каждым ходом давать шах?
О:Для знакомых с шахматными задачами, это правило может показаться странным. Но на самом деле оно имеет важный смысл: напоминает о том, что в игровой ситуации король атакующей стороны подвергается опасности в тот момент, когда она прекращает давать шахи.


В: Что понимается под "лучшими ходами"?
О:"Лучшие ходы" определяются так:
  • Атакующий стремится заматовать за наименьшее число ходов, используя как можно меньше фигур из руки.
  • Защитник стремится избежать мата как можно дольше, и заставить атакующего сбросить все фигуры из руки.
Вариант, заканчивающийся с фигурами в руке у атакующего, называется кома-амари (駒余り, "остаются фигуры"). (Для классической цумэ-сёги допустимы варианты кома-амари, максимум на 2 хода длиннее основного решения)
Вариант "кома-амари" никогда не бывает основным (правильным) решением (本手順, хонтэдзюн).


В: Может ли защитник сбросить третьего слона?
О: Нет. Считается, что у защитника в руке есть все 39 фигур из начального набора (40 минус его король), кроме присутствующих на доске и в руке атакующего.

Иногда это влияет на задачу.


Пример

Эту удивительную геометрическую задачу синагирэ (品切れ, "дефицит") составил Ито Хатасу (伊藤果), 7-й дан.

После начальных ходов 1.S'2i 2.K-1i 3.S-3h, защитник может избежать мата, лишь сбросив слона или серебро на поле 3i. Но, к его сожалению, оба слона и все 4 серебра уже задействованы...



В: Что такое "бесполезная вставка"?
О: Защитник может блокировать шах ладьёй, слоном или стрелкой, как двигая фигуру на доске, так и, как отмечалось выше, сбрасывая "из руки" любую фигуру из не показанных в задаче. Такой сброс называется "вставка" (合, "ай"). Вставка называется бесполезной, если атакующий может просто взять сброшенную фигуру, и дальнейший ход решения при этом не изменится. Бесполезные вставки в цумэ-сёги запрещены (а позиция, в которой защитник может защититься лишь бесполезными вставками, считается уже финальной). Но - внимание: иногда в этом заключается трюк...

Бесполезная вставкаХитрый побег
Защитник получил шах ходом 1.L'2d. Вставка на 2b или 2c бесполезна.

2.K-1a - единственный доступный защитнику ход, после которого он будет заматован ходом 3.L-2b+.

Позиция та же, минус одна пешка. 2.K-1b 3.L-2c+ 4.K-2a 5.G-2b - мат, но...

ход 2.P'2c (!) позволяет избежать мата вообще: 3.Lx2c= 4.K-1b 5.L-2b+ 6.K-1c, и король убегает. А ход 3.Lx2c+ - это даже не шах. Так что сброс пешки 2.P'2c влияет на решение, и поэтому бесполезным не является.


Источник: shogi.net, 13.9.98, Патрик Дэвин
eng->rus: 29.11.6, shogi.ru, Д.К.
дополнение (термины и комментарии): 4.3.16