Искусство молниеносного эндшпиля

Кодзи Танигава, Мэйдзин

Часть 1: Прямые пути и окольные пути

Глава 1: Тема эндшпиля

Чёрные: Кодзи Танигава, Кио
Белые: Макото Накахара, Мэйдзин
25-й матч Дзюдан, Кансай Сёги Кайкан, 8 июля 1986 (по 6 часов у каждого)
1.P-7f 2.P-8d   3.P-2f 4.P-8e  
5.B-7g 6.P-3d   7.S-8h 8.G-3b
9.G-7h 10.Bx7g+ 11.Sx7g 12.S-4b
13.S-3h 14.S-6b 15.P-3f 16.P-6d
17.P-4f 18.S-6c 19.S-4g 20.S-3c
21.G-5h 22.G-5b 23.K-6h 24.K-4b
25.K-7i 26.P-4d 27.S-5f 28.S-5d
29.P-6f 30.P-7d 31.K-8h 32.K-3a
33.N-3g 34.K-2b 35.R-4h 36.G5b-4c
37.P-1f 38.P-1d 39.P-9f 40.P-9d
41.L-1h 42.G4c-4b 43.B*1i 44.B*2g
45.G-4g 46.P-1e 47.N-2e 48.Px1f
49.P-4e 50.P-1g+ 51.Bx6d 52.R-9b
53.Nx3c+ 54.Kx3c 55.Px4d 56.Bx1h+
57.P*1b 58.Lx1b 59.Rx1h 60.+Px1h
61.B*1a 62.L*2b 63.P-3e 64.P-2d
65.G-3f 66.K-2c 67.P-2e 68.L-1c
69.Px2d 70.K-1b 71.Bx2b+ 72.Kx2b
73.S*2c 74.Gx2c 75.Px2c+ 76.Kx2c
77.P*2d 78.K-3b 79.G-4e 80.Sx4e
81.Sx4e 82.S*6i 83.P-2c+ 84.Kx2c
85.Sx3d 86.K-3b 87.L*4c 88.Sx7h+
89.Kx7h 90.R*4h 91.G*6h 92.G-3c (1)
93.P*2d 94.Gx2d 95.L-4b+ (2) 96.K-2b
97.P*2c 98.K-2a 99.S*3a (3) 100.L-1g+
101.S*1d (4) 102.B*1c 103.P-2b+ 104.Bx2b
105.Sx2b+ 106.Kx2b 107.B*3a 108.K-2a 
109.S-3c= 110.сдался
(Время: Танигава 5:20; Накахара 5:11)


1

Позиция (1) не возвращает к абсолютно счастливым воспоминаниям. Прямо перед ней я изменил возможность комфортной победы на трудную позицию в результате проигрышного хода в эндшпиле. Моим соперником был Мэйдзин Накахара, и это была партия 25-го матча Дзюдан.

Над этой позицией я думал 17 минут. Половину этого времени я потратил на восстановление своего спокойствия, а другую половину - на финальный анализ эндшпиля. Эта позиция обеспокоила меня более всего, но я преуспел в прорабатывании победы во всех вариантах.

В этой книге моей целью является концентрация внимания на эндшпиле; другими словами - на процессе, идущем из позиции, в которой идёт работа над победой вплоть до сдачи противника. Что представляет собою процесс мышления профессионала сёги в эндшпиле? Следуя этому анализу моих собственных игр, я надеюсь дать читателям понимание того, как думают профессионалы сёги в эндшпиле, и позволить им ощутить что-то из атмосферы этой финальной фазы игры.

Диаграмма (1) является начальной точкой этой главы. Я очерчу варианты, которые проверял, и типы матовых образцов, которые рассматривал.

Эндшпиль - это страшная фаза игры, в которой всего лишь одна ошибка может напрямую предрешить результат. Цель очевидна - Вам надо заматовать короля противника до того, как он заматует Вашего. В этом смысле можно сказать, что эндшпиль понятнее, чем дебют и миттельшпиль.

Заматовать противника быстрее, чем он заматует Вас. Это может казаться утверждением очевидного, но это важнейшая тема в эндшпиле. Скорость - это всё.

Если бы на (1) было цумэ, оно обязательно было бы прямым: S*2c Gx2c; Sx2c+ Kx2c; S*3d K-1b; G*2c K-1a (A).


A

Чёрные могут выиграть белую ладью ходом P'1b, но цумэ нет. А что насчёт чёрного короля на (1)? Немедленного мата нет, но чёрным было бы опасно отдавать белым слишко много фигур (позволяя, к примеру, ... S*6i; Kx6i G*5h; Gx5h S*7h и т.д.).

В этой позиции чёрным надо сконцентрироваться на двух вещах. Во-первых, они должны угрожать матом, не отдавая белым фигур. Во-вторых, угрожать белым матом они должны, оставляя своё серебро на 3d. Причину первого условия я уже объяснил. Но почему необходимо оставить серебро на 3d? Это требует небольших разъяснений.

В этой позиции серебро на 3d является существенным в матовании белого короля. К примеру, после Bx5c+ Gx3d; Px3d мы достигаем следующей позиции.


B

Здесь у чёрных две проблемы: первая - возможное вторжение белого короля, а вторая - ход ... B*4e (C), подставляющий чёрного короля под шах и заставляющий чёрных сбросить серебро на 5f.


C

Очевидно, что это умаляет атакующую мощь чёрных. Более того, ход ...B*4e - не только атакующий, это также и эффективная защита. Наконец, я должен отметить, что рассматривая варианты со вставками, Вы увеличиваете объём необходимого анализа, усложняя его.

Выбор простейшего и наиболее прямого варианта - это лучший путь к достижению победы в эндшпиле, когда у Вас выигрышная позиция. Допущение потери серебра на 3d идёт против этого основного правила. Надеюсь, теперь Вы полностью понимаете ущерб от вытеснения серебра с поля 3d. Найти цумэро без отдачи многих фигур и сохранить серебро на 3d - это два основных условия для постановки мата на (1).


1

Вычисления напрямик

На (1) я повесил пешку ходом P*2d. Этот ход удовлетворяет двум нашим основным правилам. Игра продолжилась ходами ... Gx2d; L-4b+ K-2b; P*2c K-1b; S*3a L1g+; S*1d, достигнув позиции (4). Сброс пешки P*2d базируется на вариантах, возникающих после S*1d.


4

Теперь, если белые защитятся ходом G*1a, то ответом будет решительный ход Bx9a+, и если далее Rx9a, то P-2b+ Gx2b; Sx2b+ (D) ... Kx2b; G*2c и мат следующим ходом.


D

Против защиты ... G*1a, чёрные должны быть осторожны и не рваться вперёд, играя сразу P-2b+. Кажется, что это приведёт к тому же результату, но после ... Gx2b; Sx2b+ Kx2b; G*2c K-1a мата нет. Как и ранее, чёрные могут сыграть Bx9a+, но теперь, в результате отдачи фигур, их король в опасности, и более того: белые могут защититься ходом ... Rx4b.

Вы всегда должны вычислять варианты матовых последовательностей параллельно с оценкой безопасности своего короля. Всего лишь лёгкое изменение порядка ходов в эндшпиле может стать причиной внезапной смерти.

Против хода S*1d (4), ходом, которого я боялся более всего, было взятие перевёрнутой стрелки ... Rx4b (E).


E

Было жизненно важно вычислить варианты после ... Rx4b, когда я сыграл P*2d. Если чёрные ответят Sx4b+, то Gx1d, и ставить цумэ им будет очень сложно.

Поэтому у чёрных нет другого выхода, кроме как отвечать на ... Rx4b ходом P-2b+. Тогда далее последует ... Rx2b; Sx2b+ Kx2b; R*2c K-1a ; Rx2d+ (F), и белый король будет в хисси.


F

А что насчёт чёрного короля в этой позиции?

Если ... S*6i; Kx6i G*5h; Gx5h G*7h, то чёрный король уйдёт K-5i и его не поймать. Наиболее неприятный для чёрных ход на (F) - это ... G*7i. Их короля крепко гонят после Kx7i N*6g; K-8h B*7i (G)


G

K-7h Bx6h+; Sx6h G*8h; Kx6g S*5h; K-5f R-4g+; K-6e, но этим лишь приводят к его побегу. То, что белая ладья уже не сидит на 9b, побуждает чёрного короля смело прорываться на верхнюю часть доски, где он теперь будет в безопасности.

Я выбрал ход P*2d, рассчитав, что белые при этом не поставят мат. Это можно назвать вычислениями напрямик. Все части анализа - от (1) к (4), от (E) к (F) и далее до (G) - формируют в совокупности одну линию вычислений.

Варианты после ... Rx4b формируют базу моего анализа. Главной моей задачей в этом эндшпиле было копнуть столь глубоко и точно, сколь я мог в этот вариант. Вычислив, что на этом пути есть победа, я почувствовал, что все другие варианты должны тоже быть выигрышными.

Удовлетворение условиям

Вернёмся ещё раз к начальной позиции. Здесь я заложил основы для противодействия тому, что посчитал сильнейшей защитой белых: ... Rx4b. В ответ на P*2d Накахара сыграл ... Gx2d, после чего я продолжил ходом L-4b+ (2).


2

Этот переворот стрелки был теневой целью сброса пешки P*2d. Он позволил мне согнать белого короля с 3b на 2b без сбрасывания серебра на 4a. Если белые ответят ... Rx4b, то ход S*4c принесёт победу. Если ... Kx4b, то P-4c+ K-5a; S*6c G*6b; +Px5c Gx6c; +Px6c также несёт победу. Если же белые ответят на P-4c+ ходом ... Rx4c+, то чёрные возьмут ладью и их король будет в полной безопасности.

После L4b+ K-2b; P*2c K-1b; S*3a мы достигнем следующей позиции.


3

Здесь у белых появляется защитный ход ... B*1a, после которого у нас есть прямой вариант P-2b+ Bx2b; Sx2b+ Kx2b; S*2c Gx2c; Sx2c+ Kx2c; B*3d (H)


H

... K-2d; G*2e K-3c; P-4c+ K-2b. Теперь чёрные могут решить исход, как они сделали это в одном из упомянутых вариантов, ходом Bx9a+. Атакующий и защитный сброс слона B*3d является ключевым в этом варианте; с этим ходом чёрный король оказывается в безопасности.

Посредством S*3a чёрные преуспели в создании угрозы мата, одновременно поддерживая серебро на 3d.

Скорость - это всё

Против S*1d (4) Накахара ответил не ... Rx4b, а ... B*1c. Поскольку он сделал этот ход после 64 минут раздумий, я подумал, что он должен был проанализировать этот ход и ход ... Rx4b - двух основных кандидатов.

Далее последовало P-2b+ Bx2b; Sx2b+ Kx2b; B*3a K-2a; S-3c= (R), и Накахара сдался. Мат был неизбежен.


5

От (1) до сдачи белых было сделано лишь 17 ходов. Я попытался очертить варианты и мысли, которые лежали за ними. Надеюсь, что теперь Вы понимаете, что процесс после P*2d формировал прямую линию, на которой ход ... Rx4b был единственной точкой ветвления.

В эндшпиле, следующем за выигрышной позицией, получение доступа ко вражескому королю столь быстро, сколь это возможно, является ключом к тому, чтобы сделать Вашу победу несомненной. Делайте этот путь столь коротким и точным, сколь можете.

Выбирайте прямой путь, когда Ваша позиция лучше, и окольный путь, когда Ваша позиция хуже. Выбор может слегка варьироваться в зависимости от позиции, но несомненно, это один из главнейших навигационных принципов эндшпиля. Эндшпиль - это скорость. Матование вражеского короля с наибольшей скоростью - это, очевидно, единственная его тема. Достигайте вражеского короля напрямик. Есть лишь один главный путь. Все остальные - окольные.