Искусство молниеносного эндшпиля

Кодзи Танигава, Мэйдзин

Часть 2: Поворотные точки в эндшпиле

Глава 1: На перекрёстках

Чёрные: Кодзи Танигава, Кио
Белые: Бунго Фукудзаки, 7-й дан
25-й матч лиги 10-го дана, игра 6, Кансай Сёги Кайкан, 29 августа 1986 (по 6 часов у каждого)
1.P-7f 2.P-3d 3.P-2f 4.P-4d
5.S-4h 6.S-4b 7.G4i-5h 8.P-5d
9.P-5f 10.G6a-5b 11.S-6h 12.S-6b
13.G-7h 14.S-3c 15.K-6i 16.B-3a
17.P-3f 18.G-4c 19.P-2e 20.P-8d
21.P-4f 22.P-8e 23.N-3g 24.P-8f
25.Px8f 26.Bx8f 27.P*8g 28.B-6d
29.S6h-5g 30.G-3b 31.R-2i 32.P-7d
33.P-4e 34.N-7c 35.P-9f 36.K-4a
37.Px4d 38.Sx4d 39.P-2d 40.Px2d
41.Rx2d 42.P*2c 43.R-2g 44.P-7e
45.P*4e 46.S-3c 47.S-6f 48.Px7f
49.P*7d 50.N-8e 51.P-5e 52.K-3a
53.S4h-5g 54.K-2b 55.S-5f 56.P*8f
57.Px8f 58.Bx8f 59.P*8g 60.P-7g+
61.Nx7g 62.Nx7g+ 63.Sx7g 64.Bx7g+
65.Bx7g 66.P*7f 67.B-6f 68.S*7g (1)
69.N*4d 70.G-3a 71.N-2e 72.Sx7h+
73.Kx7h 74.G*7g (2) 75.K-6i 76.Rx8g+
77.K-5i 78.N*4f (3) 79.S*3b 80.Gx3b
81.Nx3b+ 82.Kx3b 83.Nx3c+ 84.Gx3c
85.Px5d (4) 86.P*4d 87.Px4d 88.+R-7h (5)
89.P-4c+ 90.Gx4c 91.Rx2c+ 92.Kx2c
93.B*4a 94.N*3b 95.P*2d 96.сдался
(Время: Танигава 4:40; Фукудзаки 4:49)

При игре в сёги всегда бывает несколоко поворотных точек. На этих перекрёстках решается дальнейший ход игры, её направление и результат. В эти моменты, конечно же, важно сохранять спокойствие и крепко думать. Но ещё нужнее внимательность, чтобы эти точки не просмотреть. Даже если Вы крепко думаете, Вы зачастую можете просмотреть ключевую точку в позиции и пойти неверной дорогой. Когда Вы достигаете важного перекрёстка, Вам следует выбрать, каким путём идти далее, а путей этих может быть несколько, как атакующих, так и защитных. Но что с того, если все эти пути ведут к проигрышной позиции? Тогда у Вас не будет иного выбора, кроме как выбрать совершенно новый путь.

Если позиция, в которой Вы были остановлены на своём пути, действительно является ключевой поворотной точкой в игре, то в ней обязательно должен быть путь назад, хотя это может быть сразу и неочевидно. Особенно важно развивать остроту восприятия доски в целом, которое позволит Вам судить о том, когда Вы находитесь на важной поворотной точке. Поняв это, Вы должны анализировать ключевую позицию столь глубоко, сколь можете.

Diagram 1
1

На диаграмме (1) я пришёл к остановке такого рода. Грубо говоря, она была неизбежна уже двумя ходами ранее, когда белые сыграли ... P*7f, а я ответил ходом B-6f. Затем Фукудзаки сбросил серебро ходом ... S*7g, достигнув диаграммы (1). Этот смелый атакующий ход был сделан в его стиле.

В этой позиции мне надо было решать, что делать дальше: защищаться или контратаковать. Очевидно, что это была критическая точка, которая могла решить исход игры.

Защита - это, в сущности, процесс обращения потока вспять. Её цель состоит в остановке и обращении потока, который шёл в одном направлении: от дебюта к миттельшпилю, а затем к эндшпилю.. Это действие по выталкиванию игры из фазы эндшпиля обратно в миттельшпиль.

Ввиду этого, Вам следует рассматривать, к какой ситуации Вы вернётесь, если Вам удастся защититься от атаки. Нет смысла кидания всех сил на защиту, если это означает, что Вам прийдётся использовать все атакующие фигуры и фигуры в руке, приходя в итоге к большому дефициту материала. Вам следует избегать таких ситуаций, в которых чем больше Вы защищаетесь, тем хуже Ваше материальное положение. С другой стороны, если на перекрёстках у Вас уже потеря в материале, то Вам остаётся только контратаковать.

На (1), если чёрные решат защищаться, то у них есть ход Bx7g или Gx7g. После Bx7g последует Px7g+; Gx7g B*3h, что попросту приыедёт к материальному дефициту. Но ходы Gx7g Px7g+; Bx7g Rx8g+; S*7h +Rx7g; Sx7g B*3h (A) привели бы к тому же самому.

Diagram A
A

Поскольку король белых в данной позиции в достаточной безопасности, чёрные не могут надеяться добраться ближе к нему, даже если бы в руке у них была ладья. После сброса слона ... B*3h материальные потери чересчур велики. Как я уже ранее упоминал, если защита приносит Вам большой материальный ущерб, то у Вас нет иного выбора, кроме как атаковать. На (1) простая защита оставит чёрных в ситуации, когда покрыть издержки будет невозможно.

Двойная связь

После (1) игра продолжилась ходами N*4d G-3a; N-2e Sx7h+; Kx7h G*7g (2).

Diagram 2
2

Хоть чёрные и контратакуют, они должны всегда помнить о балансе между своим королём и королём противника. В этой позиции король чёрных находится в определённой опасности, но, сколько бы коней они ни истратили, ситуация существенно не изменится, поскольку у белых нет эффективной атаки с использованием коней.

Ход N*4d с последующим N-2e создаёт опасность для белого короля. Ограничение атакующих возможностей белых атакой, поэтому, является косвенным видом защиты. Чёрные создали для белых двойную связь. По сути, я говорю: "если твоя атака будет слишком медленной, то победа будет за мной; но если ты дашь мне слишком много фигур, то я буду матовать тебя".

Подлинная цель ходов N*4d и N-2e состоит в косвенной защите путём создания для белого короля опасной ситуации без отдачи важных фигур. Это специальная техника эндшпиля, о которой Вы обязаны помнить.

Теперь, поскольку чёрные сыграли N-2e, они могут ответить на ... B*3h (A) ходом R-5g. Бывают случаи, когда атака - не просто атака, но также и весьма эффективный способ защиты.

От подсчётов материала к скорости

После (2) игра продолжилась ходами K-6i Rx8g+; K-5i N*4f (3).

Diagram 3
3

Если чёрные в этой позиции выберут защиту, то у них есть варианты K-4h и G-5g. Но, после K-4h +R-7h, чёрные теряют в защите, а после G-5g (или G-4g) следуют ходы +R-7h; Gx4f +R-3h (B), ладья чёрных атакована и им висит угроза мата.

Diagram B
B

К тому же, даже если конь белых на 4f будет убран, у белых остаётся мощная и практически безответная угроза мата ... +R-7h, так что эффективных защитных ходов в этой позиции нет.

И вновь, единственный путь тут - это контратака. На (3) с чёрными происходит следующее: их король на этот момент не может быть заматован, даже если они отдадут порядочное количество материала. Здесь ситуация сместилась от подсчёта материала к скорости.

Я сыграл S*3b, угрожая матом после Nx1c+. Игра продолжилась ходами ... Gx3b; Nx3b+ Kx3b; Nx3c+ Gx3c; Px5d (4).

Diagram 4
4

Ход Px5d создаёт угрозу мата. Если белые окажутся достаточно добры, чтобы устроить угрозу мата ходом +R-7h, то у чёрных есть простой форсированный мат после ходов Bx3c+ Nx3c (или ... Kx3c; B*4d и т.д.) B*2a (C) ... K-4a; G*4b и т.д.

Diagram C
C

После (4) Фукудзаки, 7-й дан, сделал ход ... P*4d, который оказался проигрышным. Он поддался иллюзии, что после Px4d у чёрных не останется угроз мата. Если бы вместо ... P*4d белые сыграли ... +R-8i, эндшпиль оставался бы крайне сложным. К примеру, после ... +R-8i; K-4h Nx5h+; Kx5h у белых был отличный ход ... G-6h (D).

Diagram D
D

Теперь, если Kx6h, то ход S*7g убирает чёрного слона на 6f, их ключевую как защитную, так и атакующую фигуру. Без этого слона чёрные не смогут далее создавать матовых угроз. Поэтому у них нет иного выбора, кроме как бежать ходом K-5g или K-4g. Если K-5g, то +R-5i; K-4f S*3e; Px3e G*3f (E).

Diagram E
E

Если чёрный король побежит на K-5e, то атакующий путь слона на 6f будет блокирован, и матовая угроза исчезает. Если же вместо этого последует Kx3f, то +Rx5f, и после вставки любой фигуры на 4f последует ход ... Px3e. Если король чёрных побежит на вторую вертикаль, то их ладья будет блокирована, и, поскольку белые тоже уберут слона с 6f, шансы на победу у чёрных после хода ... +Rx6g испарятся.

И, хотя это и весьма рискованно, правильным ответом на ... G*6h, похоже, является ход K-4g. После ... +R-4i; G*4h (даже если чёрные используют для защиты золото, над ними всё равно будет висеть угроза мата ходом Bx3g+) ... N*3e; Px3e S*3h; K-4f (F) ... +Rx4h; Bx4h Sx2g=; N*4d Gx4d; Px4d, после чего у белых не остаётся путей к мату.

Diagram F
F

Если бы так и произошло, не знаю, нашёл бы я или нет этот узкий путь к бегству ходом K-4g, если бы встретился с ходом наподобие ... G*6h. Фактически, Фукудзаки анализировал этот вариант в глубину, но, похоже, решил, что ход ... P*4d был наиболее безопасным.

Неожиданная смерть

После ... P*4d; Px4d +R-7h мы достигаем диаграммы 5.

Diagram 5
5

Фукудзаки думал, что достиг выигрышной позиции ходом ... +R-7h. Главным вариантом, который он анализировал, был S*4c K-2b; B*3a Kx3a; G*3b Gx3b; Sx3b+ Kx3b; P-4c+ Kx4c; Rx2c+, когда белый король просто убегает по правую руку от него.

Но он совершенно просмотрел мой следующий ход: P-4c+ (G)

Diagram G
G

Тут Фукудзаки внезапно замер. Это внезапная смерть. Теперь, если ... Kx4c, то Bx3c+ Kx3c; G*4c Kx4c; Rx2g+ G*3c; B*6a S*5b; S*3b и мат. Белые сыграли ... Gx4c, но были вынуждены сдаться после Rx2c+ Kx2c; B*4a N*3b; P*2d (R). Если ... Kx2d, то P*2e Kx2e; S*1f K-2d; P*2e K-2c; G*2b K-1d; Bx3b+ и мат.

Resignation Diagram
R

Игра продолжалась лишь 95 ходов, но на самом деле Фукудзаки анализировал скрытую возможность хода ... G*6h (D) и связанные с ним варианты на удивительную глубину. Для меня было неожиданностью то, что он просмотрел всего лишь один ход, P-4c+.

Поворотные точки в эндшпиле

Взглянем на (1) и (3) ещё раз. Для меня две эти позиции были поворотными точками эндшпиля. В обеих позициях я избрал контратаку. Первой была атака, которая убирала опасность для моего короля созданием опасности для короля противника без упускания фигур. Второй была матовая атака, основанная на рассчётах, что если моя атака окажется быстрее атаки противника, то я смогу тратить фигуры.

В эндшпиле всё может измениться всего лишь за один ход, и поскольку это действует напрямую на обоих королей, вам следует проявлять крайнюю осторожность. Эндшпиль всегда базируется на сложных отношениях между королями: Вы никогда не должны думать о них по отдельности. Вам следует заботиться о положении Вашего короля и в соответствии с ним выбирать наиболее подходящий вариант атаки. В этой главе два атакующих хода, N*4d и S*3b, выросли из оценки ситуации для обоих королей. Они были эндшпильными ходами типа "сделать или сломаться", которые использовали взаимоотношения королей по максимуму.

В эндшпиле всегда существует небольшое количество перекрёстков. Не проглядите их. В частности, в эндшпиле, они будут напрямую воздействовать на исход игры.