1.P-7f 2.P-3d 3.P-2f 4.P-4d 5.S-4h 6.S-4b 7.G4i-5h 8.P-5d 9.P-5f 10.G6a-5b 11.S-6h 12.S-6b 13.G-7h 14.S-3c 15.K-6i 16.B-3a 17.P-3f 18.G-4c 19.P-2e 20.P-8d 21.P-4f 22.P-8e 23.N-3g 24.P-8f 25.Px8f 26.Bx8f 27.P*8g 28.B-6d 29.S6h-5g 30.G-3b 31.R-2i 32.P-7d 33.P-4e 34.N-7c 35.P-9f 36.K-4a 37.Px4d 38.Sx4d 39.P-2d 40.Px2d 41.Rx2d 42.P*2c 43.R-2g 44.P-7e 45.P*4e 46.S-3c 47.S-6f 48.Px7f 49.P*7d 50.N-8e 51.P-5e 52.K-3a 53.S4h-5g 54.K-2b 55.S-5f 56.P*8f 57.Px8f 58.Bx8f 59.P*8g 60.P-7g+ 61.Nx7g 62.Nx7g+ 63.Sx7g 64.Bx7g+ 65.Bx7g 66.P*7f 67.B-6f 68.S*7g (1) 69.N*4d 70.G-3a 71.N-2e 72.Sx7h+ 73.Kx7h 74.G*7g (2) 75.K-6i 76.Rx8g+ 77.K-5i 78.N*4f (3) 79.S*3b 80.Gx3b 81.Nx3b+ 82.Kx3b 83.Nx3c+ 84.Gx3c 85.Px5d (4) 86.P*4d 87.Px4d 88.+R-7h (5) 89.P-4c+ 90.Gx4c 91.Rx2c+ 92.Kx2c 93.B*4a 94.N*3b 95.P*2d 96.сдался(Время: Танигава 4:40; Фукудзаки 4:49)
При игре в сёги всегда бывает несколоко поворотных точек. На этих перекрёстках решается дальнейший ход игры, её направление и результат. В эти моменты, конечно же, важно сохранять спокойствие и крепко думать. Но ещё нужнее внимательность, чтобы эти точки не просмотреть. Даже если Вы крепко думаете, Вы зачастую можете просмотреть ключевую точку в позиции и пойти неверной дорогой. Когда Вы достигаете важного перекрёстка, Вам следует выбрать, каким путём идти далее, а путей этих может быть несколько, как атакующих, так и защитных. Но что с того, если все эти пути ведут к проигрышной позиции? Тогда у Вас не будет иного выбора, кроме как выбрать совершенно новый путь.
Если позиция, в которой Вы были остановлены на своём пути, действительно является ключевой поворотной точкой в игре, то в ней обязательно должен быть путь назад, хотя это может быть сразу и неочевидно. Особенно важно развивать остроту восприятия доски в целом, которое позволит Вам судить о том, когда Вы находитесь на важной поворотной точке. Поняв это, Вы должны анализировать ключевую позицию столь глубоко, сколь можете.
1 |
На диаграмме (1) я пришёл к остановке такого рода. Грубо говоря, она была неизбежна уже двумя ходами ранее, когда белые сыграли ... P*7f, а я ответил ходом B-6f. Затем Фукудзаки сбросил серебро ходом ... S*7g, достигнув диаграммы (1). Этот смелый атакующий ход был сделан в его стиле.
В этой позиции мне надо было решать, что делать дальше: защищаться или контратаковать. Очевидно, что это была критическая точка, которая могла решить исход игры.
Защита - это, в сущности, процесс обращения потока вспять. Её цель состоит в остановке и обращении потока, который шёл в одном направлении: от дебюта к миттельшпилю, а затем к эндшпилю.. Это действие по выталкиванию игры из фазы эндшпиля обратно в миттельшпиль.
Ввиду этого, Вам следует рассматривать, к какой ситуации Вы вернётесь, если Вам удастся защититься от атаки. Нет смысла кидания всех сил на защиту, если это означает, что Вам прийдётся использовать все атакующие фигуры и фигуры в руке, приходя в итоге к большому дефициту материала. Вам следует избегать таких ситуаций, в которых чем больше Вы защищаетесь, тем хуже Ваше материальное положение. С другой стороны, если на перекрёстках у Вас уже потеря в материале, то Вам остаётся только контратаковать.
На (1), если чёрные решат защищаться, то у них есть ход Bx7g или Gx7g. После Bx7g последует Px7g+; Gx7g B*3h, что попросту приыедёт к материальному дефициту. Но ходы Gx7g Px7g+; Bx7g Rx8g+; S*7h +Rx7g; Sx7g B*3h (A) привели бы к тому же самому.
A |
Поскольку король белых в данной позиции в достаточной безопасности, чёрные не могут надеяться добраться ближе к нему, даже если бы в руке у них была ладья. После сброса слона ... B*3h материальные потери чересчур велики. Как я уже ранее упоминал, если защита приносит Вам большой материальный ущерб, то у Вас нет иного выбора, кроме как атаковать. На (1) простая защита оставит чёрных в ситуации, когда покрыть издержки будет невозможно.
2 |
Хоть чёрные и контратакуют, они должны всегда помнить о балансе между своим королём и королём противника. В этой позиции король чёрных находится в определённой опасности, но, сколько бы коней они ни истратили, ситуация существенно не изменится, поскольку у белых нет эффективной атаки с использованием коней.
Ход N*4d с последующим N-2e создаёт опасность для белого короля. Ограничение атакующих возможностей белых атакой, поэтому, является косвенным видом защиты. Чёрные создали для белых двойную связь. По сути, я говорю: "если твоя атака будет слишком медленной, то победа будет за мной; но если ты дашь мне слишком много фигур, то я буду матовать тебя".
Подлинная цель ходов N*4d и N-2e состоит в косвенной защите путём создания для белого короля опасной ситуации без отдачи важных фигур. Это специальная техника эндшпиля, о которой Вы обязаны помнить.
Теперь, поскольку чёрные сыграли N-2e, они могут ответить на ... B*3h (A) ходом R-5g. Бывают случаи, когда атака - не просто атака, но также и весьма эффективный способ защиты.
3 |
Если чёрные в этой позиции выберут защиту, то у них есть варианты K-4h и G-5g. Но, после K-4h +R-7h, чёрные теряют в защите, а после G-5g (или G-4g) следуют ходы +R-7h; Gx4f +R-3h (B), ладья чёрных атакована и им висит угроза мата.
B |
К тому же, даже если конь белых на 4f будет убран, у белых остаётся мощная и практически безответная угроза мата ... +R-7h, так что эффективных защитных ходов в этой позиции нет.
И вновь, единственный путь тут - это контратака. На (3) с чёрными происходит следующее: их король на этот момент не может быть заматован, даже если они отдадут порядочное количество материала. Здесь ситуация сместилась от подсчёта материала к скорости.
Я сыграл S*3b, угрожая матом после Nx1c+. Игра продолжилась ходами ... Gx3b; Nx3b+ Kx3b; Nx3c+ Gx3c; Px5d (4).
4 |
Ход Px5d создаёт угрозу мата. Если белые окажутся достаточно добры, чтобы устроить угрозу мата ходом +R-7h, то у чёрных есть простой форсированный мат после ходов Bx3c+ Nx3c (или ... Kx3c; B*4d и т.д.) B*2a (C) ... K-4a; G*4b и т.д.
C |
После (4) Фукудзаки, 7-й дан, сделал ход ... P*4d, который оказался проигрышным. Он поддался иллюзии, что после Px4d у чёрных не останется угроз мата. Если бы вместо ... P*4d белые сыграли ... +R-8i, эндшпиль оставался бы крайне сложным. К примеру, после ... +R-8i; K-4h Nx5h+; Kx5h у белых был отличный ход ... G-6h (D).
D |
Теперь, если Kx6h, то ход S*7g убирает чёрного слона на 6f, их ключевую как защитную, так и атакующую фигуру. Без этого слона чёрные не смогут далее создавать матовых угроз. Поэтому у них нет иного выбора, кроме как бежать ходом K-5g или K-4g. Если K-5g, то +R-5i; K-4f S*3e; Px3e G*3f (E).
E |
Если чёрный король побежит на K-5e, то атакующий путь слона на 6f будет блокирован, и матовая угроза исчезает. Если же вместо этого последует Kx3f, то +Rx5f, и после вставки любой фигуры на 4f последует ход ... Px3e. Если король чёрных побежит на вторую вертикаль, то их ладья будет блокирована, и, поскольку белые тоже уберут слона с 6f, шансы на победу у чёрных после хода ... +Rx6g испарятся.
И, хотя это и весьма рискованно, правильным ответом на ... G*6h, похоже, является ход K-4g. После ... +R-4i; G*4h (даже если чёрные используют для защиты золото, над ними всё равно будет висеть угроза мата ходом Bx3g+) ... N*3e; Px3e S*3h; K-4f (F) ... +Rx4h; Bx4h Sx2g=; N*4d Gx4d; Px4d, после чего у белых не остаётся путей к мату.
F |
Если бы так и произошло, не знаю, нашёл бы я или нет этот узкий путь к бегству ходом K-4g, если бы встретился с ходом наподобие ... G*6h. Фактически, Фукудзаки анализировал этот вариант в глубину, но, похоже, решил, что ход ... P*4d был наиболее безопасным.
5 |
Фукудзаки думал, что достиг выигрышной позиции ходом ... +R-7h. Главным вариантом, который он анализировал, был S*4c K-2b; B*3a Kx3a; G*3b Gx3b; Sx3b+ Kx3b; P-4c+ Kx4c; Rx2c+, когда белый король просто убегает по правую руку от него.
Но он совершенно просмотрел мой следующий ход: P-4c+ (G)
G |
Тут Фукудзаки внезапно замер. Это внезапная смерть. Теперь, если ... Kx4c, то Bx3c+ Kx3c; G*4c Kx4c; Rx2g+ G*3c; B*6a S*5b; S*3b и мат. Белые сыграли ... Gx4c, но были вынуждены сдаться после Rx2c+ Kx2c; B*4a N*3b; P*2d (R). Если ... Kx2d, то P*2e Kx2e; S*1f K-2d; P*2e K-2c; G*2b K-1d; Bx3b+ и мат.
R |
Игра продолжалась лишь 95 ходов, но на самом деле Фукудзаки анализировал скрытую возможность хода ... G*6h (D) и связанные с ним варианты на удивительную глубину. Для меня было неожиданностью то, что он просмотрел всего лишь один ход, P-4c+.
В эндшпиле всё может измениться всего лишь за один ход, и поскольку это действует напрямую на обоих королей, вам следует проявлять крайнюю осторожность. Эндшпиль всегда базируется на сложных отношениях между королями: Вы никогда не должны думать о них по отдельности. Вам следует заботиться о положении Вашего короля и в соответствии с ним выбирать наиболее подходящий вариант атаки. В этой главе два атакующих хода, N*4d и S*3b, выросли из оценки ситуации для обоих королей. Они были эндшпильными ходами типа "сделать или сломаться", которые использовали взаимоотношения королей по максимуму.
В эндшпиле всегда существует небольшое количество перекрёстков. Не проглядите их. В частности, в эндшпиле, они будут напрямую воздействовать на исход игры.