Партия Ясуи Санти - Ито Сёва, 3 апреля 1839 года

9-й Ясуи Санти родился в Эдо, в 1810 году; сын 8-го Титоку Сэнти. При рождении получил имя Кинноскэ, впоследствии сменил его на Тосиаки. В 1825 году, в возрасте 16 лет (1), впервые принял участие в замковых играх в го, победив с большим отрывом против Абэ Инсюку.

В 1838 году, после смерти отца, унаследовал главенство в клане, сменив имя на Санти и став 9-м главой семьи Ясуи.

Санти, наравне с Ито Сёвой, Сакагути Сэнто и Отой Юдзо, входил в так называемую «четвёрку лучших». Сёва родился в 1801 году, Сэнто — в 1803, Юдзо — в 1807, так что в этой четвёрке Санти был самым молодым.

В молодости, когда Санти носил имя Тосиаки, он вёл распутную жизнь, тремя столпами которой было «пить, драться, покупать». Санти был полной противоположностью своего отца, умеренного и честного человека.

Он часто приходил на учёбу в отцовском хаори (2), брал его хакама (3), а по пути с учёбы закладывал их и предавался развлечениям.

В те времена замковые игры (4) в го были жёстко регламентированы, и опоздание на них даже на миг считалось непростительным, но Тосиаки ещё предыдущим вечером напивался вдрызг так, что друзья не могли привести его в чувство. Упрёки Тосиаки игнорировал, не испытывая неловкости.

Однако Сэнти не бранил его за это ни единым словом. Ведь он так любил тишину. Он выкупал заложенные хакама и хаори, не произнося ни слова сожаления. Но зато, когда у Санти происходили отвратительные поражения в го, он так его ругал, как будто становился совершенно другим человеком. Окружающие смотрели на это выпученными глазами, испытывая восхищение тем, "как мудро служит этому пути глава семьи, посвятивший ему [всю свою жизнь] без исключения".

Тосиаки был крайне странной личностью, но обладал искренним характером, уважал согласие и имел рыцарские манеры. Если его о чём-то просили, разве мог он ответить отказом? Возможно, именно поэтому в молодости он и становился всё большей противоположностью отца.

В го, в противоположность простому и острому игровому стилю Сэнти, он был добродушно-проницателен. Впоследствии предостерегали: "Стиль Санти в го имеет вкус добродушия; в древности подобного, в основном, не встречалось; это было выгодно лишь для Санти, и при развитии брать его за образец нельзя".

Этот момент напоминает слова о Сюве: «Сюва побеждал потому, что делал и "холодные" ходы», но этот Сюва, которого не сравнить с силачом Санти, часто проигрывал.

Умер [Санти] в Нумадзу, в 1859 году, в возрасте 49 лет, в расцвете сил.

1. Длиннейшие партии всех времён

В го Санти повсюду проявлял огромную силу, смотреть на которую интересно.

Партия, о которой здесь пойдёт речь, известна как [одна из самых] длинных партий всех времён, а из партий древности, записи которых сохранились до наших дней, она самая длинная. Есть запись партии нашего времени, 1951 года, из ōтэай (5) между Ямабэ Тосиро, 5 даном, и Хосино Кими, 3 даном, длиной то ли 409, то ли 411 ходов: после этой игры, пока ведший её запись отсутствовал, оба участника в течение долгого времени по памяти аккуратно восстановили последовательность ходов при многократно бравшихся ко, исправив запись на восстановленную.

Она была сыграна в апреле 1839 года, через год после смерти Сэнти — отца Санти, в том же месяце.

Ито Сёва был игроком из Нагои; вместе с Като Такакадзу, он стал учеником Ито Симото, а в 1812 году, в возрасте 12 лет, приехал в Эдо и вошёл в дом Хонъимбо Гэндзё. В 1822 году получил 1 дан, после чего, дойдя до 5 дана, вернулся домой. В 1840 году вновь вернулся в Эдо и получил у мэйдзина и годокоро (6) того времени Хонъимбо Дзёвы сертификат 6 дана. Таким образом, данная партия игралась в Нагое; возможно, как думается, во время поминок Сэнти. В 1849 году достиг 7 дана; в ноябре того же года принял участие в замковых играх по го вместе с главой семьи Хонъимбо, Сюсаку; до 1861 года сыграл [в них] 19 партий с десятью [противниками], получавшими стипендию [сёгуна]. В последние годы жизни имел репутацию 8 дана. Умер в 1878 году, в возрасте 78 лет.

Санти и Сёва сыграли между собой 47 партий, и эта длинная партия была самой первой из них. Сёва начал с сэнгосэн (7), а Санти вернулся к сэнгосэн; Сёва победил в 26 партиях, и видимо, он оказывал [на Санти] некоторое давление.

Четвёрка лучших эры Тэмпо была действительно сильна. Сёва, Сэнто, Юдзо и Санти — каждый из них имел свой, самостоятельно выработанный стиль игры; в рикисэн (8) [Сёва] был столь силён, что следование за другими считал непростительным. Что касается доли побед, дела у Сёвы шли хуже, чем у Сюсаку, а в тайкёкукан (9) [Сёва], как думается, лидировал.

Со старых времён, звание кисэй ("святой сёги") носили Хонъимбо Досаку и Хонъимбо Дзёва. Дзёва, по словам Хаяси (裕нрзб.), был, [говоря языком] нашего времени, как бы заместителем Сюсаку.

Из учеников Досаку первым главой семьи стал Огава Дотэки, которого далее тоже могли бы назвать кисэем, но [вмешалась] ранняя смерть, и его становления не произошло. Хонъимбо До(нрзб.) и мэйдзин Инсэки, как звали 4-го Иноуэ Досэцу Инсэки, видимо, тоже были сильны, но живший в одно время с ними Досаку был столь силён, что они ему определённо проигрывали. Если смотреть на эпоху в целом, то конечно, в конце эпохи Эдо от времени Гэндзё и Титоку до времени Дзёвы и Ёана в фусэки произошёл существенный прогресс.

Партия Санти (б) — Сёва (ч). Ходы 1-15.
(1). После ч.7
(2). После ч.15
Ходы 15-24.

Что касается игровой силы отдельных людей, кто был сильнее кого, однозначно не скажешь. Но когда смотришь в целом на мир го на протяжении всей эпохи, очевидно, что в тайкёкукан ощутимы следы существенного прогресса. Особенно после Сюсаку в фусэки видны следы существенного прогресса, да и с современностью различия велики.


.sgf

Ходы чёрных (Ито Сёвы) 1 и 3 — диагональное построение, которое тогда очень [любили] играть. До появления стиля Сюсаку этот диагональный образец встречался весьма часто. Его называли "основным фусэки". Впоследствии кто-то назвал его "разделением позиции на кусочки", при котором появляется ощущение сохранения баланса.

Если ход 2 белые сделают в угол, противоположный 1, то основного фусэки уже не будет. А будет образец "квадратного" фусэки.

Если ход 4 белые сделают в верхний левый угол, получится основное фусэки в современном стиле, а если в верхний левый угол первым будет сыгран ход ч.5, получится стиль Сюсаку.

Ход ч.7 играется часто; если на него белые ответят ниже, как на диаграмме (1), в 1, то чёрные смогут сыграть хасами 2, одновременно являющееся хираки. В наше время, из-за наличия коми, белые в 1 играют, но в прошлом этого хода, в основном, избегали.

Ход б.12 оказывает давление. Вплоть до ч.15 позиция равная, хотя слева и сверху чёрные уже заработали очки.

2. (...)

В то время мышление о сбалансированности было уже весьма развито, но теория фусэки создана всё ещё не была.

Всего лишь несколько ходов в начале партии уже создают разницу между наилучшим и наихудшим фусэки, [но] ужасных ощущений [от фусэки тогда] не появлялось. Этот момент [воспринимался] оптимистично, великодушно; важные точки занимались в последующем бою, поэтому можно сказать, что играть [тогда] было интересно.

Косуми-цукэ б.16 имеет весомые основания. Если белые, как на (2), сразу сыграют хираки 1, то чёрные тут же ходом 2 прижмут их книзу. Так белым останутся лишь слёзы от их драгоценной стратегии слева.

Ход ч.19 — сложный, но о том, куда [в этой позиции] можно играть, можно думать по разному. На (3) хочется сыграть хираки ч.1, но тогда белые, конечно, ответят в 2, что нежелательно. После дэгири б.2 ч.А б.В ч.С и ноби ч.D этот бой будет для чёрных бессмысленным.

Другой вариант — (4). Ходы б.8 ... ч.15 — последствие [разрезания белой] кэймы. После б.16 в углу у белых остаётся ход А, поэтому чёрные будут вынуждены потратить ещё один темп.

Ход ч.19 — движение на белых; но хотя это и срочный ход, у белых есть выигрышное хасами в 20. Разумеется, это хорошая точка, но они могли пойти и прямо наверх, разделяя чёрных. Однако есть ощущение, что в прошлом выход наверх происходил редко.

На (5) ход б.1 — жёсткий. На ч.2 белым, естественно, желательно ответить 3.

(3). После б.18(4). После б.18(5). После ч.19(6). После б.22(7). После б.22

После ч.21 чёрные, как на (6), ходами 1...7 могут построить форму, но поскольку [их] цель загасить нижнюю сторону [белых] при этом исчезнет, думается, что подобное [для них] нежелательно.

Вместо 23 чёрные могут, как на (7), блокировать белых ходом 1, но поскольку на правой стороне у белых уже стоит прочный никкэн, [этот вариант тоже] "не звучит".

Ходы 24-33.
(9). После ч.29
Ходы 34-43.

Ход б.24 на нижней стороне вызывает ощущение сбалансированности.

3. Развилка стратегий в фусэки

Косуми ч.25 — тоже хороший ход; территория у чёрных есть, и это неплохо, но от того, как белые ходами 26 и 28 поднимают нижнюю сторону, [чёрным] должно быть больно.

Вернёмся к розыгрышу левого нижнего угла: в наши дни обычным было бы такое фусэки, как на (8), начиная с ч.2.

(8). После б.12 (тут — б.1)

В этом случае, в связи с силой белых слева наверху, белые надавливают ходами 11 и 13, вытягиваются 15, и после чёрной кэймы 16 могут прямо играть 17-19-21. А после ч.24 сделать сбалансированный с левым верхом ход б.25. Разве подобное чёрных устроит? К тому же, после б.13 белые могут ещё раз вытянуться в А, и после ч.В надавить б.С. Тут, на развилке стратегий в фусэки, безусловного суждения не сделать, однако в предыдущих кифу чёрные всегда играли хасами 19.

А что насчёт "стойки" б.30? Она, пожалуй, особых неприятностей вынужденности не несёт. Если вместо неё, как на (9), сыграть цумэ б.1, то чёрные, наверное, надавят в 2. И после переключения на левый низ б.3 выйдет, как думается, весьма приемлемое фусэки.

Ход ч.33 сделан в ключевую точку, и не думать [об этом] белые не могли.

(10). После ч.33

Если вместо цукэ б.34 белые, как на (10), прыгнут в 1, то чёрные прочно запечатают их ч.2, и это больно. Так территории им, пожалуй, не получить. Если же белые тоже блокируют ходом в А, то ч.В, так что ничего [у белых] не выйдет.

(11). После б.36 ч.Δ

В ответ на спуск б.36 чёрные играют защитное судзи, "вдавливаясь" ч.37. Если, как на (11), на б.▲ ответить ч.Δ, то в будущем белые смогут в этой форме затеять ко ходами 1-3, после чего слева у них возникнет ход А.

Ход б.38 — трудное сабаки, однако получающееся после него поннуки в целом оценивается, как плохое.

В целом, до хода 28 белые защищались, а вот "стойкой" 30 они затеяли свару. Если нет силы уверенности в себе, так не играют; но думается, что это весьма давящее [на чёрных] направление игры.

4. Белые страдают

(12). После ч.37 (13). После ч.41

Вместо 38 белые обычно, как на (12), ограничивают 1, и ходом 5 приводят в порядок форму, но тогда территория чёрных на верхней стороне укрепляется.

Вместо б.42 не хочется ли [Вам], как на (13), оказать сопротивление, играя ноби б.4? Когда чёрные выйдут в 7, белые тоже смогут "вытянуть шею" в 8, жертвуя камень 4 с его соседом.

Ходы 44-53.
Ходы 51-100.
Ходы 101-110.
Ходы 111-120.
Ходы 121-130.
Ходы 131-140.
Ходы 141-150.
Ходы 151-200. (D10=170, D11=167)
Ходы 201-250.

До хода ч.51 белые страдают.

Ход б.52 — большой; видно, как [белые] берут в клещи следующую область, но ход ч.53 стабилизирует [положение чёрных слева].

(14). После ч.53 (15). После б.70

5. Чёрные набирают толщину

Ход ч.53 сделан в хороший пункт, но ответ б.54 — жёсткий.

На (14), если в ответ на на б.1 чёрные блокируют 2, то б.3, и продолжение будет для чёрных бессмысленным.

Ходы б.56 и ч.57 не уступают в этом состязании ни одного шага, а вот вытягиванием 73 чёрные приобретают глобальную толщину, [оказывая тем самым] большое давление. Если вместо 71 чёрные, как на (15), сыграют в 2, то б.5 поймает их в ситё.

После ч.79 белые имеют [лишь] один готовый глаз.

6. Чёрные в отличном состоянии?

Чёрные вторглись ходом 83. Элегантно смотрится их последующее цукэ ч.87. Играть в пункт справа от 83 и белым, и чёрным бессмысленно.

(16). После б.83

Если вместо б.84, как на (16), белые заважничают ходом 1, то после кикаси ч.2 и хода типа ч.4 обнаружат, что разбудили на нижней стороне тигрёнка, так что [играть так им] бесполезно.

Ходы до ч.89 — это необычное сабаки.

Ходом ч.95 и Сёва [проявил] большую силу. [Он] был рад, что его соперник Санти тоже проявляет силу.

Ходом 100 белые подлезли под камень 99, [поскольку] заглядывание ч.97 направо создало им проблемы.

Развитие чёрных идёт гармонично.

7. Эффективная жертва

(17). После ч.101 (18). После б.108

Ход ч.101 сделан с целью удержать позицию. Белым нодзоки 102 даётся тоже с трудом, но играть, как на (17), фурикавари 1...9 (отдавая 12 белых камней наверху за 4 чёрных внизу - прим. перев.) для белых плохо.

Играя 107, чёрные жертвуют эти два камня. Если белые используют сэнтэ, как на (18), для разрезания 1, то будут заблокированы.

Ход ч.111 ограничивает белых, но делает чёрные камни слева тонкими.

8. Чёрные рискованно выживают

Чёрные жертвуют на правой стороне два камня; очевидно, что с этим связана успешность их глубокого вторжения в заготовку белых на нижней стороне.

После косуми б.118 белые угрожают, как на (19), сыграть цукэ б.A, с целью после ч.B разрезать б.C; именно от этого чёрные защитились ходом 119.

Вместо ч.121 сразу резать, как на (20), ходами ч.1...ч.3 нельзя, потому что тогда и у белых появится [разрезающее] судзи б.4.

(19). Угроза хода б.118 (20). После б.120

На "заглядывание" б.122 чёрные отвечают атэ ч.123, после чего ходом 124 белые [начинают] выжимать всё возможное из атаки на чёрные [группы] на левой и нижней сторонах.

(21). После ч.127 (22). После б.128

Если вместо б.128 соединиться, как на (21), ходом б.1, то после ч.2...4...6 чёрные могут реализовать адзи в А. После б.7 они выйдут ч.8, и станет видна [возможность] фурикавари. Лучше хода б.1 работает б.В, но тогда после после ч.С чёрные отрежут их в D.

После б.128 чёрные, вместо ч.129, могут, как на (22), соединиться в 1, но тогда им, наверное, будет неприятно косуми б.2.

В ответ на разрезание б.130 чёрные выбрали вариант цукэкоси ч.131.

Ходом 137 чёрные стабилизировали территорию на нижней стороне, но взамен белые приобрели толщину. Теперь ходом б.138 они нацелились на чёрные камни на левой стороне.

Ход б.144 — это кикаси в сэнтэ, а прыжок б.146 делается для сэмэдори, и к тому же подготавливает ко-угрозы для времени, когда возникнет ко-борьба за жизнь.

Если же вместо б.146 изогнуться, как на (23), ходом в 1, то чёрные умело сыграют в 2, и белые потеряют темп.

(23). После ч.145 (24). После ч.145

Варикоми ч.147 — это судзи, которое чёрные играют, чтобы избежать опасности.

Если, как на (24), на б.1 ответить ч.2, то ход б.3 создаст сэки. Но если это будет локальное сэки, то по отношению к чёрным камням справа это сэки-кудзурэ, так что чёрные будут разгромлены. И даже если чёрные вместо 2 сыграют в А, то белые, разумеется, соединятся в 3, и поскольку далее они ходом б.2 могут затеять ко, чёрные камни слева останутся под угрозой атаки.

9. Начало ко-борьбы

(25). После ч.153 (26). После ч.165

Ходы б.148...б.150 — качественное давление.

Вместо б.154 есть, как на (25), и дэгири б.A...б.C.

Белые, оставляя адзи ходом 164, блокировали в 166, поэтому чёрные были вынуждены начать ко ходом 167.

Если бы, как на (26), белые сразу закрыли это ко ходом б.1, то чёрные соединились бы ходами 2...8; для белых это провал.

Дальнейшая борьба за это ко на левой стороне стала одной из причин того, что данная партия оказалась столь длинной.

10. Уверенность в своём таланте

Из-за состояния ко на левой стороне, вся верхняя левая группа белых оказалась под угрозой. Шаг за шагом, обе стороны пытались завладеть этой ключевой точкой, вероятно, сожалея [о ней].

(27). После б.186

В ответ на ханэ б.186 чёрные были вынуждены соединиться в 187.

Если бы вместо этого они, как на (27), соединили ко ходом ч.1, то после б.2...б.4 потеряли бы несколько камней, которые столь важны, что их потеря стала бы решающей.

Белые, также, не могли пропустить ход б.198. Если бы в этот пункт сыграли чёрные, этот тотчас дало бы им жизнь.

И Санти, и Сёва были весьма уверены в своём таланте.

11. Ко-борьба на верхней стороне

После ч.215 ход ч.217 предотвратил соединение белых по первой линии; так чёрные потеряли одну ко-угрозу, зато построили один глаз.

(28). После ч.221
(29). После б.232

Если вместо взятия ко б.222 сыграть, как на (28) ханэ в 1, то после ч.2 б.3 ч.4 б.5 белые выживут, но чёрные заполнят ко, поскольку далее разрезание ч.А даст их камням справа соединение, или же проявят упорство, играя ч.▲. [Поэтому] белые и тут не пошли на поверхностный компромисс, а изо всех сил [продолжили] бороться за ко.

Ход б.232 — хулиганство. Если в ответ чёрные заполнят ко, в глаза бросается ход б.A (29); играть в B [при этом] чёрным "нельзя ни в коем случае", а надо просто сыграть ч.1. И тогда их соединение ниточкой по диагонали выльется в [новое] ко после б.2 ч.3 б.4 ч.B. После соединения ч.239 взятие верхней стороны становится большим. А соединение ко — маленьким. Поскольку чёрные не соединились в 278, [у них не осталось] никакой возможности захватить белых сверху слева. [Так] чёрные тоже [проявили] хвастовство в ко.

Ханэ ч.259 — хвастовство: если бы белые ответили в 277, то ходом в 260 отрезанные слева чёрные убили бы белую группу справа.

Ходом ч.275 ко было доиграно, и [ко-борьба] перешла на верхнюю сторону.

Ходы 251-300.Ходы 301-350.

12. До победы уже недалеко

(30). После ч.303
Ходы 351-400.
Ходы 396-405.

Ход б.304 был нацелен на ёсэ-ко в 233. Если бы вместо б.304 белые, как на (30), соединили ко ходом б.1, то ч.2 б.3 ч.4, и чёрные победили бы в сэмэай. Поэтому-то чёрным [и пришлось играть] ёсэ-ко.

Ход б.306 трудный. Он ударил по чёрным снаружи, ходы б.334 и б.338 уменьшили число дамэ, и именно после этого ко стало борьбой за жизнь [белых]. Ходом 333 чёрные ликвидировали двухшаговое ёсэ-ко белых, а ходом ч.365 стабилизировали верхнюю сторону, [после чего] победа чёрных была определена.

Партия вышла чудесная, наполненная силой.

Партий, которые достигали бы 400-го хода, практически не бывает. Возможно, камней [в этой партии] не хватило, и несколько раз произошёл обмен агэхама (съеденными камнями).

Кстати, Сёва об этой партии высказался так: "Победа в этой партии понемногу вырастала, но ко-борьба была интересной, и это победу немного уменьшало".

И у Сёвы, и у Санти игровой стиль был таков, что они любили прихвастнуть силой, и поэтому, а может и из-за духа соперничества, их боевой дух порождал хорошую игру. В наше время такие длинные партии, наверное, не играются [из-за] усталости.


Примечания переводчика

  1. Здесь и далее возрасты приводятся по японскому счёту (на год больше европейского).

  2. Хаори [羽織] — накидка на кимоно.

  3. Хакама [袴] — японские шаровары.

  4. Замковые игры [御城碁] — ежегодно разыгрывавшиеся во дворце Эдо, в присутствии сёгуна, партии в го (и сёги). Служили для обучения сёгуна стратегии на примерах лучших образцов игр.

  5. Ōтэай [大手合] - официальные партии профессионалов для получения разрядов.

  6. Мэйдзин [名人] (мастер) — главный и старейший титул в го (а также в сёги и рэндзю); годокоро - должность "министра го", обучавшего сёгуна ("имевшего доступ к уху сёгуна").

  7. Сэнгосэн [先互先] — система порядка выбора сэнтэ при разнице сил около половины камня, в которой более сильный игрок играет чёрными в одной партии из трёх (применялась в эпоху Эдо, когда играли без коми).

  8. Рикисэн [力戦] ("силовой бой") — игра, в которой много счёта.

  9. Тайкёкукан [大局観] — интуиция, целостное видение доски.

При продолжении игры до исчерпания белыми всех ко-угроз и доигрывании по китайским правилам партия продолжалась бы 434 хода.


Имена собственные (транскрипция требует проверки)

安井算知 Ясуи Санти, 7 дан
伊藤松和 Итō Сё:ва
知得仙知 Титоку Сэнти, 8 дан
金之助   Кинноскэ
俊哲     Тосиаки(?)
服部因淑 Абэ Инсюку (?)
坂口仙得 Сакагути Сэнто (?)
太田雄蔵 Ōта Ю:дзō (?)
秀和     Сю:ва, 8 дан
山部俊郎 Ямабэ Тосирō (?)
星野紀三 Хосино Кими (?)
加藤隆和 Като Такакадзу (?)
伊藤子元 Итō Симото (?)
本因坊元丈 Хонъимбо Гэндзё:, 8 дан
本因坊丈和 Хонъимбо Дзё:ва, мэйдзин
本因坊秀策 Хонъимбо Сю:саку
本因坊道策 Хонъимбо Дōсаку
林裕* Хаяси **
小川道的 Огава Дōтэки (?)
四世井上道節因碩 4-й Иноуэ Дōсэцу Инсэки (мэйдзин)
幼庵     Ё:ан (?)
	Геонимы

沼津     Нумадзу (?)
名古屋   Нагоя

	Эры

亨和 Митикадзу (1801-)
文化 Бунка (1804-)
文政 Бунсэй (1818-)
天保 Тэмпо (1830-)
弘化 (1844-)
嘉永 Ёсинага (?) (1848-)
安政 Ясумаса (1854-)
万延 (1860-)
文久 Бункю: (1861-)
元治 Гэндзи (?) (1864-)

明治 Мэйдзи (1868-1912)
昭和 Сё:ва (1926-1989)

Значения стандартных игровых терминов, выделенных курсивом, можно найти в любом хорошем словарике го (например, тут).

Упоминаемые термины: адзи, атари, атэ, варикоми, дэгири, кикаси, кифу, ко, косуми, кэйма, никкэн, ноби, нодзоки, поннуки, сабаки, ситё, судзи, сэки, сэки-кудзурэ, сэмэай, сэмэдори, сэнтэ, фурикавари, фусэки, хасами, хираки, цукэ, цукэкоси.

Диаграммы сгенерированы программой MultiGo. Набивка .sgf: О. Сапач.

Отдельная благодарность - О. Баскову за помощь со значением некоторых терминов.

Источник: книга О.С. (выходные данные недоступны), стр.99-115

jap→rus: shogi.ru, Д.К., май 2016

Версия: 1.6.16