"Цумэ из реальных партий" от Shogitown за 1999 год

Внимание! В отличие от обычных цумэ-сёги, фигур в руке у защищающейся стороны тут меньше, у атакующего в руке после мата могут оставаться фигуры и возможны дуали (несколько верных решений).

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30

№1 Равная партия; чёрные - 2-й дан, белые - 4-й дан.

Белые, игнорируя удар P'1d, съели ладью ходом Nx4f.

Нашедший тут цумэ за 5 минут имеет примерно 1-й дан.

ответ
№2 Равная партия; чёрные - 3-й дан, белые - 2-й дан.

В реальной партии далее последовало S'8b K8d G'8e Kx B'7f со съедением дракона, и далее пошла сложная игра.

Нашедший здесь цумэ за 5 минут имеет примерно 1-й дан.

ответ
№3 Равная партия между 3-ми данами.

Тут, что ни делай, чёрные уже победили; однако в реальной партии, упустив цумэ, они сделали плохой ход, приведший к серьёзному перевороту. Здесь как нельзя кстати слова: "когда есть цумэ, его обязательно надо ставить".

ответ
№4 Равная партия между 3-ми данами.

В ответ на сдавливание G'2c, белые сделали напрасный защитный ход +B3c. На сей раз число ходов в задаче велико, и среди них есть весьма хитрые.

Тот, кто найдёт тут цумэ за 20 минут не двигая фигурки, имеет примерно 3-й дан. Тот, кто найдёт цумэ двигая фигурки, имеет примерно 1-й дан.

ответ
№5 Позиция из разбора равной партии между 4-м и 5-м данами.

От шаха B'6a белые убежали на 8d. Число ходов тут невелико, однако в реальной игре чёрные эти ходы упустили.

Решивший эту задачу за 10 минут имеет уровень около 1 дана.

ответ
№6 А это - моя партия против Фути, 5-го дана; 10-секундные сёги, ибися-анагума против "ветряной мельницы".

Эта задача проста, поэтому проанализируйте её, пожалуйста, до самого конца.

Решивший её за 10 минут имеет примерно 1-й дан.

ответ
№7 Равная партия между 3-ми данами.

В ответ на переворот L9b+, белые совершили взятие +Rx6i.

Число ходов тут невелико, и задача эта не особо сложна.

Решить её за 10 минут может 2-3 кю.

ответ
№8 Моя партия "10-секундных сёги" против Фути, 5-го дана.

Будь в руке хоть одно серебро, всё закончилось бы вмиг, ходом S'5b, но...

Обратите внимание, что поле 7d защищено лошадью дракона.

Это цумэ в 13 ходов.

Решивший её за 10 минут имеет примерно 1-й дан.

ответ
№9Равная партия между 2-ми данами.

Первый ход в этой форме - подготовительный; в общем, тэсудзи.

Обратите, пожалуйста, внимание на действие ладьи на 1a.

Решить эту задачу за 10 минут может 1-2 кю.

ответ
№10 Позиция из вечерней партии в 20-секундные сёги.

Количество ходов тут мало, но есть слепое пятно, попав в которое, цумэ не поставить.

Не допустите вторжения короля.

На 5h стоит перевёрнутый конь, на 2h - перевёрнутое серебро.

Решить эту задачу за 10 минут может 1-2 кю.

ответ
№11 Равная партия между 3-ми данами.

Чтобы поймать удачу, нужно сделать некоторую поправку, однако в реальной партии чёрные от неё удалились.

Вызов тут являет собой небольшая ловушка.

Это цумэ в 11 ходов.

Задача эта сложнее обычных; решить её за 10 минут может 2-3 дан.

ответ
№12 Равная партия между 3-ми данами.

На сей раз задача лёгкая; в реальных партиях это тэсудзи появляется очень часто.

У того, кто узнаёт, что цумэ в такой форме есть даже и без золота в руке, процент побед резко возрастает. Кстати, чёрный король тут тоже в цумэро.

Решить эту задачу за 10 минут может 3-4 кю.

ответ
№13 Равная партия между 4-ми данами.

Это судзи, похожее на цумэ-сёги, образовалось в форме из реальной игры.

Простым преследованием цумэ тут не поставить, однако задача эта всё же не слишком сложна.

Решивший её за 10 минут имеет примерно 1-й дан.

ответ
№14Из партии в 20-секундные сёги.

Это тэсудзи часто появляется при матовании в реальных играх.

Задача это простая, поэтому решите её, пожалуйста, в уме.

Решить её за 10 минут может 2-3 кю.

ответ
№15Из равной партии между данами.

Чтобы поставить цумэ, в реальной партии надо уметь применять матующие тэсудзи.

Это лёгкая 9-ходовка. На поле 6g стоит перевёрнутый конь.

Решить эту задачу за 10 минут может 3-4 кю.

ответ
№16Партия 3-го дана против первого с форой RL.

Королю так просторно, как же к нему приблизиться? В процессе решения возникнет изящное тэсудзи.

Эта задачка чуть посложнее: цумэ в 15 ходов.

Решить её за 10 минут может 2-3 дан.

ответ
№17

Как говорится, "где есть утифудзумэ, там найдётся и цумэ": если в каком-то варианте присутствует утифудзумэ, то в каком-то другом часто находится великолепное матующее судзи.

Цумэ в 11 ходов.

Решивший эту задачу за 10 минут имеет примерно 1-й дан.

ответ
№18А это позиция из моей партии в 10-секундные сёги (я играл чёрными) против Кодзимы, 4-го дана (на 6b - перевернувшийся конь).

Я тут цумэ не поставил, но после партии Кодзима-сан указал: "а вот тут было цумэ", вызвав удивлённые голоса у окружающих зрителей.

Понять, где тут цумэ, довольно сложно, хотя это цумэ всего лишь в 9 ходов. Найти его за 10 минут может 2-3 кю.

ответ
№19Доработанная задача из моей партии (я играл чёрными) против 1-го дана с форой в 2 фигуры.

Первый ход - G'4a или N'3d?

Это тэсудзи часто появляется в реальных партиях; цумэ в 9 ходов.

Решить эту задачу за 10 минут может 2-3 кю.

ответ
№20

Сможете ли Вы заматовать этого короля на центральной горизонтали?

Если Вы сможете поставить тут цумэ в реальной партии, то, видимо, весьма сильны в сёги. Пожалуй, дам подсказку: решение тут "не длинное". На 8h стоит перевёрнутый конь, на 3h - перевёрнутое серебро.

Критерий силы в сёги немного относителен (цумэ тут может найти и имеющий кю, и имеющий дан).

ответ
№21Из партии между 3-ми данами.

Если король добежит до 5-й вертикали, то цумэ будет не поставить.

В ходе решения этой задачи на цумэ в 11 ходов появится изящный лёгкий ход.

Решивший её за 10 минут имеет примерно 1-й дан.

ответ
№22Из партии между 3-ми данами.

Тот, кто надумает тут поставить простое цумэ, попадёт в ловушку.

Число ходов в этой задаче невелико, но решить её в ходе реальной игры было бы сложно.

Решивший её за 10 минут имеет 1-2 дан.

ответ
№23А вот задача, которая проще всех предыдущих.

В этой форме есть тэсудзи, действующее, как выстрел.

Если Вы нашли здесь цумэ с первого взгляда, то, наверное, имеете дан; однако в реальной партии игрок, имеющий дан, может это цумэ и упустить.

Решить эту задачу за 10 минут может примерно 4-5 кю (ведь это цумэ в 5 ходов).

ответ
№24Партия 2-го дана против 3-го, ёкофудори.

Задача эта относительно проста, поэтому желательно, чтобы Вы её проанализировали полностью. И ответы противника продумали в точности.

Решивший её за 10 минут имеет примерно 2-3 кю.

ответ
№25Партия между 3-ми данами.

Действительно ли в связке с утифудзумэ есть и цумэ?

Если попадёте в ловушку, то решение может занять изрядно времени.

Цумэ в 11 ходов.

Решивший её за 10 минут имеет 1-2 дан.

ответ
№26Партия 4-го дана (чёрные) против 2-го, с форой в слона.

Если рассматривать эту цумэ-сёги как задачу для начального уровня, то это - хорошее лёгкое судзи.

Цумэ в 7 ходов.

Решивший её за 10 минут имеет 2-3 кю.

ответ
№27Партия 4-го дана (чёрные) против 2-го, с форой в слона.

На сей раз задача необычайно простая.

4-й дан, конечно же, немедленно поставил тут цумэ.

Тому, кто не понимает, [как эта задача решается,] желательно, прежде чем смотреть ответ, сначала потренироваться на лёгких "цумэ из реальных игр".

Решивший её за 10 минут имеет 2-3 кю.

ответ
№28Равная партия между 3-ми ранами.

А в этой задаче есть лёгкое тэсудзи, дающее работу старшим фигурам.

Решивший её за 10 минут имеет 2-3 кю.

ответ
№29

На этот раз число ходов весьма велико. Однако сложных среди них практически нет, так что относительная сложность этой задачи невысока.

Однако можно сказать, что тот, кто проанализировал её полностью, пожалуй, достаточно силён, чтобы иметь дан.

Решивший её за 10 минут имеет примерно 2-й дан.

ответ
№30Позиция из игры с успешной яростной атакой анагумы (после которой был скинут слон на 6e).

В этой матовой форме найдите, пожалуйста, трёхходовое тэсудзи.

Решить эту задачу за 10 минут может 1-2 дан.

ответ

Мини-словарик

Анагума - крепость с королём в углу, "медведь в берлоге"
Дзяма-кома - "мешающая фигура"
Ёкофудори - дебют "взятие пешки вбок" (ладьёй, на 3d/3f)
Ибися - статичная ладья
Нифу - правило запрета сброса пешки на вертикаль, где уже есть своя пешка
Судзи - локальный приём
Тэсудзи - классический приём
Утифудзумэ - правило, запрещающее мат сбросом пешки
Цумэ - мат в результате непрерывной серии шахов
Цумэро - угроза цумэ

Источник: www.shogitown.com (там же лежат и задачи за следующие годы)

jap->rus: shogi.ru, Д.К., август 2015.

Версия: 26.9.15