Колонка для начинающих

Защищаться или атаковать? CCI, #1997-2, стр.10-11
Классика Цинь CCI, #1997-3, стр.10-11
Дебют длинной пушки CCI, #1997-3, стр.12
Жертва ладьи CCI, #1997-5, стр.10
Связка "Ладья-пушка". CCI, #1997-6, стр.10-11
Скрытые угрозы CCI, #1998-1, стр.11
Король в атаке CCI, #1998-2, стр.10-11
Простейшие ошибки CCI, #1998-3, стр.10
Решение задач CCI, #1998-4, стр.10-11
Двойные/многократные шахи CCI, #1998-5, стр.10-11
О задержках CCI, #1998-6, стр.11

Защищаться или атаковать?

CCI, #1997-2, стр.10-11

Данная позиция взята с 3-го турнира Ванвэй. Это была 3-я быстрая игра между Сю Тян Тонгом (Цзянсу) и Танг Чжуо Гуаном (Гуанчжоу), сыгранная 10 июня 1996 года в Шанхае. Основная (или "медленная") игра между ними закончилась вничью, и были сыграны две добавочные быстрые игры.

Красные только что сыграли 24 N6+4, забрав чёрного советника и создав позицию, показанную на диаграмме. Теперь, конечно же, висит угроза мата ходом 25 N4-3.

Чёрные парировали эту угрозу, сыграв 24 ... C4=6. Далее игра продолжалась так:

25 N4-3 K5+1 26 R3-1 K5+1
27 R3=6 R2+5 28 G5-6 C1+3

Теперь атака красных выдохлась, а чёрные создали более значительную угрозу и имеют преимущество. В результате, через 40 ходов чёрные выиграли.

С виду 24-й ход чёрных выглядит логичным. Но анализ после игры показал, что они могли сократить игру на много ходов. В то время, как все их фигуры были собраны на левом фланге красных, на самом деле чёрные держали в руках форсированный мат. Они могли бы сыграть

 
24  ... R2+5 25 G5-6 R2=4
26 K5+1 (вынужденно: ведь если 26 K5=6, то N3+4 27 K6=5 N4+3 - победа) N5+3
27 K5=4 R4-1 28 G4+5 N++4
29 K4-1 (если 29 K4+1, то N3+5 или N3+4 - мат) С1+3 - мат.

Вот такая острая матовая атака! Эта последовательность, начинающаяся с жертвы ладьи, напоминает некоторые лучшие маты младшими фигурами в западных шахматах.

Учитывая, что это была быстрая игра с контролем времени в 5 минут на 20 ходов, неудивительно, что чёрные пропустили этот великолепный мат. Расстаться с ладьёй, не имея адекватного времени на вычисления, не так-то уж легко, даже для сильного игрока.

Эта позиция - не только хороший предмет изучения для начинающих, она также освещает важный момент: в сянци есть правило выживания, по которому Вам следует защищаться лишь тогда, когда не остаётся другого выбора.

Перед лицом матовой угрозы, вместо обдумывания защитных ходов, чтобы парировать эту угрозу, Вашей первой мыслью должно быть следующее: а есть ли атакующая альтернатива, мат, который Вы можете поставить противнику, свалив его наповал?

Аналогично, если противник атакует одну из Ваших фигур, первой мыслью должна быть не мысль, как защитить эту фигуру, а то, есть ли способ атаковать фигуру противника равной, или даже большей важности. И если нет, то уже тогда Вам следует выбирать между защитой и уклонением от этой атаки.

Между ними есть различие: защита, в основном, пассивна. Вы идёте, следуя желаниям противника, и оказываетесь ведомы им. Битва за инициативу - это самая важная концепция в сянци: Вы бросаете противнику вызов, получая слово в позиции, а кроме того - нарушаете его планы.

Игрокам всех уровней надлежит следовать этому принципу и практиковать его, всегда начиная рассмотрение с контратак, а если таковых в зоне видимости нет, то уж тогда защищаться.

Однако бывают ходы, которые выглядят защитными и пассивными, но являющиеся спусковым крючком, приводящим к Вашему преимуществу. По-китайски они называются "хоу чжун сян". Эти ходы более глубоки, и для того, чтобы их оценить, требуется уровень, близкий к профессиональному.


Классика Цинь.

CCI, #1997-3, стр.10-11

Вслед за классикой Мин "Секрет в апельсине" идёт другая ранняя работа, крайне сильно повлиявшая на развитие сянци. Широко упоминаемая, как классика Цинь, она обычно известна под названием "Метод цветущей сливы" (Мэйхуа Пу). Исторически цветущая слива (мэйхуа) всегда являлась символом пяти основных рас Китая.

Построенная на базе классики Мин, Мэйхуа представляет собой главную веху: она устанавливает защиту двумя конями, как мощный ответ на дебют центральной пушки. Далее приведён наиболее известный основной вариант:

1 C8=5 N2+3 2 N8+7 P7+1
3 R9=8 R1=2 4 R8+4 N8+7
5 P3+1 P7+1 6 R8=3 P3+1

Современная теория определяет, что правильным тут является ответ 6 ... C8-1.

7 C2=3 N7+8 8 R3+1 C2+2

Захват коня даёт чёрным шанс на глубокую жертву ради создания атаки. Альтернатива 8 C3+7 также неудовлетворительна.

9 R3=7 N8+6 (диаг.)  10 R7+2

Взятие коня стоит чрезмерно дорого: пока красные на полную катушку задействуют свою ладью, чёрные поднимают все свои фигуры на мощный штурм.

10  ... B7+5 11 R7-3 N6+8
12 N2+1 N8+6 13 K5+1 C2=6

Предотвращая K5=4 и угрожая матом ... R2+8.

14 K5=6 C8+6 15 R1=2 R9+1
16 R7=6 R2+8 17 K6+1 N6+5
18 C5-1 R2=4 19 K6=5 R4-3 (победа чёрных)

После взятия этой ладьи, немедленная угроза ...C6=5 ведёт к мату. У красных, с королём на крыше, надежды на выживание нет.

Мэйхуа (то есть, эта основная линия и её варианты), по современным стандартам, выглядит определённо сырой. И, как и у классики Мин, сегодня её единственная ценность состоит в демонстрации приёмов атаки и матования новичкам. Но можно сказать, что немного игроков достигло профессионального уровня без её изучения. Она необходима основной библиотечке каждого начинающего.

На самом деле, существует две версии Мэйхуа. Более древняя и более широко распространённая (цитировавшаяся выше) написана Ван Цзай Юэ (династия Цинь, 1662-1721). Другая, более поздняя и меньшая по объёму, известна как Младшая Мэйхуа, и создана Ву Мэй Шэном. Эта более поздняя версия является первопроходцем в так называемой "закрытой" защите двумя конями, то есть, когда сторона с конями играет ...N8+7 и ...N2+3 без того, чтобы сперва продвинуть пешку по 3-й или 7-й вертикали. Первоначально считалось, что пешкой (обычно, по третьей вертикали) следует ходить рано. Недавние статьи по дебютам многих профессионалов, особенно гроссмейстера Ван Тя Лян, похоже, вновь благоволят "закрытой" защите двумя конями.

В Мэйхуа Вана был, также, представлен Дебют длинной пушки.


Дебют Длинной Пушки

CCI, #1997-3, стр.12

Этот дебют определяется ходом 1 C2=6 или 1 C8=4. В отличие от дебюта Центральной пушки, в нём атака не начинается с ходу. Он спокоен, но очень крепок. Преимущество его в том, что все фигуры хорошо защищены, а слоны могут быть легко связаны.

Знаменитая классика Цинь, известная как "Метод цветущей сливы", содержит главу, посвящённую этому дебюту, который проигрывает ответу 1 ... C8=5. Вот основной вариант:

1 C2=6 C8=5  2 N2+3 N8+7  
3 R1=2 R9+1  4 R2+4 R9=4  
5 G6+5 N2+3  6 R2=7 P5+1
7 R7+2 R1+2  8 C6=7 R4+7  
9 N8+9 C2+4 10 R7+1 C2=5 
11 B3+5 C+=1 12 R9=8 C1=2 
13 R8=9 R1=3 14 C7+5 C5+5 
15 G5+4 C2=7 (диагр.)
16 C8+1 C7-1 17 P7+1 C7=5
18 C8=5 C+=7 19 G4+5 R4-2
20 C5-1 C7=5 21 B7+5 R4=9 
(победа чёрных)

Конечно же, данные ходы красных были значительно улучшены. Но, в частности, из-за этой работы, данный дебют получил плохую репутацию, как не выдерживающий атаки по центру, и не считался в числе основных. В течение многих лет он использовался лишь в качестве неожиданности, и ради избежания игр с обычной Центральной пушкой против Двух коней. Он был популярен лишь в некоторых регионах, особенно в области Сямынь, в 30-е и 40-е годы. Всё было так до той поры, пока Хэ Шун Ан не улучшил его, использовав в Национальном Чемпионате Китая в 1958-м году. Хэ указал, что ход 5 G6+5 в исходнике был неправилен, и вместо него следует играть 5 G4+5. (см. игру 731)

Обучавшийся у Хэ Ху Рон Хуа многократно использовал этот дебют на раннем этапе своей карьеры. С 1993 года в регионе Шангъён в Гуандуне проводится специальный турнир "все гроссмейстеры". Все игры в нём используют дебют Длинной пушки.

Длинная пушка, также, является сейчас обычным ответом на дебют Пешки и дебют Слона, поэтому знание данного дебюта вознаградит изучающих сянци во многих ситуациях.


Жертва ладьи.

CCI, #1997-5, стр.10

Нижеследующий анализ взят из книги гроссмейстера Ван Тя Ляна и Ли Чжун Тяна "Курс сянци для начинающих игроков".

Анализ: Фигуры красных сильнее, но им грозит мат. Если 1 R6-5, чтобы предотвратить 1 ... R3+1+, то 1 ... P5=6, и 2 ... R3=5 - мат. Но и альтернативный вариант не сработает: если 1 C9=6?, то 1 ... P7+1, и двойная угроза мата - ... P7+1 и ... P7=6 решит исход игры. Так что для красных это ситуация "шаха и следующего за ним мата".

1 R6+4+ !!

Эта жертва ладьи заманивает короля на поле, доступное для коня.

1 ... K5=4  2 N2+4+ K4=5
3 N4-6+ K5+1

Если ...K5=4, то 4 C9=6 - мат.

4 N6-4+! K5+1

- вынужденно, ибо и ...K5=6? 5 C9=4 - мат, и ...K5-1 5 C9+6+ .. 6 P7+1 - мат.

Это отличный примет достижения конечной цели ценой жертвы ладьи. После этой жертвы красные фигуры, взаимодействуя, ставят форсированный мат. Поскольку мат вражеского короля - главнейшая цель игры, неважно, какую цену придётся за неё заплатить.

5 N4-3+ K5=4  (если ...K5-1, то 6 C9+5 - мат)
6 N3+5+ K4=5  7 C9=5 - мат.


Связка "Ладья-пушка".

CCI, #1997-6, стр.10-11

Пушка - это фигура, приносящая новичкам больше всего бед. Но это, также, фигура, дающая сянци множество свойств. Пушка создаёт в игре множество уникальных ситуаций, которых нет в западных шахматах.

Одна из полезных и великолепных техник - это связка "ладья-пушка". В наиболее простой форме это ладья перед пушкой, как показано на данной диаграмме:

1 R5+2 G4+5 2 R5=1 B3+5 3 R1+2

Эта комбинация ладьи и пушки, в которой красная ладья ест материал в то время как красная пушка шахует, забирает три фигуры за три хода, принося красным лёгкую победу. Этот типичный манёвр использует открывающийся шах для взятия материала силой (в данном примере, ходом 2 R5=1).

Помимо данного примера, существуют случаи, в которых используется пушка перед ладьёй. Возьмём, к примеру, следующую композицию, использующую ладью и две пушки:

 1 R9=6 N3-4  2 C8=6 N4+3
 3 C6=5 N3-4  4 C9=6 N4+3
 5 C6=4 N3-4  6 C5=6 N4+3
 7 C6=3 N3-4  8 C4=6 N4+3
 9 C6=2 N3-4 10 C3=6 N4+3
11 C6=7 N3-4 12 C2=6 N4+3
13 C6=1 N3-4 14 C7=6 N4+3
15 C6=2 N3-4 16 R6+7 C9=4
17 C1+7 B7+9 18 C2+7 - мат.

Это весьма красивая схема убирания нижнего ряда чёрных фигур, расчищающего дорогу для финального мата двойной пушкой на последней горизонтали.

Последний случай часто используется при составлении эндшпильных композиций для сдвига фигур и расчистки препятствий, особенно в тех задачах, решение которых превышает 100 шахов. Новичкам следует изучать эти примеры и применять эти приёмы в реальных играх. Одним из примеров такой связки является задача f752.


Скрытые угрозы

CCI, #1998-1, стр.11

В сянци каждая из сторон делает ходы, пытаясь получить определённый результат в свою пользу. Большинство ходов - прямые угрозы: угрозы взятия или мата.

Прямая угроза сильна, но она также очевидна, и поэтому противник может предвидеть её без особых сложностей. Сложнее защититься от ходов, несущих скрытые угрозы. Когда Ваш противник видит одну угрозу на поверхности и действует, отвечая на неё, Вы можете реализовать своё второе намерение, которое обычно является более сильной угрозой.

Возьмём, к примеру, данную позицию из игры между многократным чемпионом Таиланда S.JIAKIANGKIA и Лэй Кам Фун, лучшим игроком Макао, с 5-го Мирового Чемпионата, прошедшего в Гонконге.

Проанализируем данную ситуацию: красные съели двух чёрных слонов. Однако их фигуры стеснены, и они отстали на три пешки, поэтому позиция чёрных лучше. Чёрные только что сыграли 22 ... P3+1, получив позицию, показанную на диаграмме. Красным следует играть C5=4, но они, очевидно, рассматривают предложение чёрной пешки в варианте 23 B5+7 P7+1. Итак, красные берут эту пешку:

23 B5+7 R4-2!

А вот и скрытый ход, который красные пропустили, что стоило им пушки. Теперь, если 24 C5=7, то ...C-=3 угрожает матом, и чёрные захватывают ладью. Отметьте, что предложение пешки разомкнуло красных слонов, создавая матовую угрозу.

24 R2-2 R4=5 25 R2=3 C+=8
26 N3+2 R5=6 27 N2+4 C7+1

За потерянную фигуру красные получили несколько темпов, но чёрные ответили адекватно. Это хороший защитный ход, уменьшающий давление.

28 C6=4 C7=6

Теперь чёрные нейтрализовали угрозы красных, и оказались на фигуру впереди. В результате они победили.

Это хороший урок для начинающих. Мораль: думай глубже, смотри дальше.


Король в атаке.

CCI, #1998-2, стр.10-11

...Король, сам по себе, - сильная атакующая фигура. Используя правило запрета противостояния, король может поддерживать другие фигуры в их атаке. Наиболее обычный случай - это связка короля и ладьи, когда король действует, как вторая ладья. Эта техника весьма полезна в миттельшпильных атаках. Рассмотрим следующую позицию:

Материала здесь поровну, но красные ведут, поскольку устроили прикалывание на центральной вертикали, а их ладья и король контролируют весь "воздух", который есть у чёрного короля. Но ладья чёрных защищает их от мата ходом R4+3, и они могут сыграть ...N4-5, освобождаясь от угрожающей пушки и достигая "мёртвой" ничьи. Как же действовать красным?

1.N2+3 R7+1 2.R4+3 - мат.

Простой шах конём приводит в этой позици к мату. А теперь рассмотрим другой случай:

В данном примере и чёрная ладья, и чёрный конь защищают от мата ходом N2+3, и кажется, что красным не продвинуться, но:

1.N2+4 K5=6 2.N4+3! G5+6
3.R4+1 C2=6 4.R4+1 - мат.

Маневрирующий красный конь перекрывает защиту дальней горизонтали чёрной ладьёй, приводя к победе.

Это были два простых примера комбинированного мата королём и ладьёй. Конечно же, простой основой этих побед является правило запрета противостояния королей. Эта основная техника действует не только в миттельшпиле, но и во многих эндшпилях. Вот простой пример:

Обычно две пешки не могут победить против защитника со слоном, и в большинстве описаний такой расклад обозначается, как ничья. Но в данном случае, позиция чёрных неправильна, и красные могут легко выиграть с помощью прикалывания:

1.P6=5 K6=5 2.P4+1 - мат.

Правило запрета противостояния сильно улучшает сянци, и действие его проявляется почти в каждой игре. Также, оно сильно снижает долю ничьих.


Простейшие ошибки

CCI, #1998-3, стр.10

Нижеследующие позиции и ходы взяты из книги "XiangQi" (на английском), вышедшей в 1996 году.

Книга даёт следующее продолжение:

1 P4+1 K6-1 2 P4+1 K6-1
3 P4+1 K6=5 4 K4+1 K5=4
5 P4=5 (мат)

Что же не так?: Это крайне неэффективная победа, типичная для самых начинающих, которые не знают, как сжимать "воздух". Конечно же, правильно играть так:

1 K4=5 K6-1 2 P4+1 K6-1 3 P4+1 (мат)

И, даже если следовать тексту книги, простой ход 3 K4=5 приводит к немедленной победе.



А вот другой пример из того же источника, стр.41-43:

1 P5+1 R4-1 2 P5+1 R4+1
3 P5+1 K4+1 4 R5+4 K4+1
5 P5=6 R4=3 6 R5+1 K4-1
7 P6=7 (победа)

Очевидно, что автор этой книги не знаком с основами эндшпилей сянци. Когда у Вас есть ладья с высокой пешкой против ладьи, вам не нужно использовать метод "старой" пешки. К победе ведёт очень простой ход 3 R5=7! Причина элементарна: если чёрные шахуют ..R4=5, чтобы взять пешку 4 K5=4 R5-3, то красные дадут шах 5 R7+5 K4+1, забирая ладью 6 R7-1 K4-1 7 R7=5!


Решение задач

CCI, #1998-4, стр.10-11

Нижеследующий пример является простым упражнением, которое мы используем для демонстрации процесса решения задач.

Анализ: Хотя у красных и есть четыре фигуры на фронте, они разделены. Одновременно, чёрный король кажется хорошо защищённым. Поскольку у красных король в тяжёлой ситуации, без малейших шансов на получение безопасности, единственный выбор для них - это устроить шаховую гонку вплоть до мата. Поэтому всё сводится к простой шахово-матовой задаче (аналогу цумэ-сёги в сёги). На доске дать шах могут лишь две фигуры: ладья и конь. Поэтому первым ходом красных должен быть 1 R6+4, или 1 N1-3, или 1 N1+3.

Итак, посмотрим:

Если 1 N1-3, то ...K6=5, и чёрные в безопасности.

Если 1 R6+4, и чёрные ответят ...G5-4, то всё сработает, и даже лучше: после 2 N1+3 K6+1 3 P4+1 будет мат, и красные побеждают на два хода быстрее! Однако если чёрные ответят правильно, ходом ...K6+1, то схема красных провалится. Любой ход красных, к примеру - 2 P4+1 или 2 R6=4, приведёт к быстрому вылету из поля шахов.

Решение:

1 N1+3 K6+1 2 N3-2 K6-1
3 R6+4 G5-4 4 N2+3 K6+1
5 P4+1 - мат.

Ключевым здесь является перевод красного коня на позицию, в которой он ограничивает чёрного короля, после чего красная ладья может принестись в жертву, вырывая чёрного советника, который являлся основным защитником от матового хода P4+1.

Хотя это и весьма простой пример, он иллюстрирует пару моментов, полезных для изучающих игру:

1. Используй шахи, чтобы перевести фигуру на желательную позицию. К примеру, здесь два первых хода красных служат тому, чтобы переместить коня на точку, с которой он не позволит чёрному королю походить ...K6+1.

2. Отметьте важность порядка ходов. В некоторых случаях порядок некоторых ходов можно менять. (пример: задача f732. Два первых хода красных в её решении можно поменять местами без ущерба результату.) Однако здесь перестановка ходов (то есть, игра 1 R6+4 вместо 1 N1+3) похоронит мат, и красные проиграют.


Двойные/многократные шахи.

CCI, #1998-5, стр.10-11

Благодаря наличию пушек, двойные шахи в сянци крайне часты, гораздо более, чем в западных шахматах. Вдобавок, тот факт, что препятствие коня может быть убрано ("разблокировка коня"), создаёт дополнительную возможность дать шах.

А вот несколько часто встречающихся примеров:

Двойной шах может быть запущен часто встречающейся связкой ладья-пушка. На данной диаграмме красные могут сыграть 1 R4=5, давая двойной шах (и ладьёй, и пушкой). Поскольку слон может, своим ходом, убить лишь ладью, но не может остановить шах пушкой, чёрные вынуждены делать вставку, ходя советником. Это даёт красным возможность сыграть 2 R5=9, съедая коня этим ходом, и ладью - следующим.



На данной диаграмме красные могут сыграть R4=5, давая двойной шах (ладьёй и центральной пушкой). Это, также, мат. На данной диаграмме красные могут сыграть R4=5, давая уже тройной шах (ладьёй, центральной пушкой и конём) и матуя.

Фактически, в сянци возможен даже четверной шах:

В данной позиции ход P5+1 создаёт четверной шах (пешкой, левой пушкой и обоими конями)!

Мат с двойным шахом ставится в задаче f851. Также четыре примера мата двойным шахом дают задачки 851-854.



О задержках.

CCI, #1998-6, стр.11

В сянци создание подходящей задержки - это большое искусство. Во многих случаях наличие или отсутствие задержки может решить исход игры. А в большинстве ситуаций задержка может сделать победу гораздо более простой.

Следующий пример взят с (ныне не действующей) страницы сянци Национального университета Сингапура:

Этому примеру давалось следующее решение:

1.N4-6 K6-1 2.N6-4 K6-1
3.N4+3 B7-5 4.N3+5 с выигрышем слона.

На самом же деле, кратчайший путь к победе здесь - это задержка:

1.K5+1!
Если K6-1, то 2.N4+2, а
если B7-9, то 2.N4+2 - и далее в любом случае выигрыш слона.

А вот другой пример:

Это - диаграмма 157 из книги Ли Чжунцзяна "условные победы конём и пешкой", стр.164. Эта позиция приведена также в "Complete XiangQi Endgames" [том 1, Shurong Press] на стр. 133.

Исходное решение:

1.N1+2 K6-1 2.N2-4 N8+7
3.N4+6 N7-5 4.N6-5 N5+4
5.N5+4 - мат.

Красные захватывают советника и имеют лёгкую победу. Однако тут есть более короткая и более простая победа с помощью задержки:

2.K5+1 G6-5 (вынужденно)
3.P6=5 N8+6 (вынужденно)
4.P5=4 - мат.

В силу своей природы, легко просмотреть задержку в пылу битвы. Даже такой признанный специалист эндшпиля, как Ли Чжунцзян, пропустил лёгкую победу в данном примере.

Мощь задержки очевидна. Существует множество примеров задержки в играх профессионалов, и это ценный материал для изучения и усвоения. В качестве примера можно привести задачу 3 из номера 8-4: в ней ход 2.C8=5 - это великолепная задержка, предотвращающая уход чёрного короля в центр, и форсирующая мат.