Эндшпили.

Пешка против советника CCI, #6-6, стр.8-9
Пешка против пушки с советниками CCI, #7-4, стр.13
Ничья против пушки с советниками CCI, #7-5, стр.12
Три пешки CCI, #7-6, стр.13-14
Ива CCI, #8-1, стр.13-14
Ладья против 2B+2G CCI, #8-2, стр.13-14
Исключения с низкими пешками CCI, #8-3, стр.12-13; #8-4, стр.14
Две пешки против двух советников CCI, #8-5, стр.13-14
Конь против советника




Пешка против советника.

CCI, #6-6, стр.8-9

В большинстве дебютов с пешкой, даже в простейшем случае - пешка против одинокого короля, ситуация чаще всего зависит от того, какая это пешка: высокая, низкая, или "старая". Очевидно, что "старая" (дошедшая до дальней горизонтали) пешка победить не может. Но даже высокая пешка не может победить сама по себе. Ей требуется помощь своего короля, чтобы "удушить" противника (лишить его возможности хода). Далее приводится простейший эндшпиль: пешка против советника.

В книгах такие эндшпили, даже с высокой пешкой, чаще всего упоминаются, как ничейные. Однако при некоторых обстоятельствах, сторона с пешкой может додавить до мата.

На первой диаграмме приведена часто встречающаяся победа:

1.P6=5, и у чёрных нет хода.



Во втором примере красные могут выиграть, силой прикалывая вражеского советника, и съедая его с матом.

1.K4+1 (задержка для создания цугцванга) ...G4+5 (вынужденно, так как других законных ходов нет), 2.K4=5..., и теперь красная пешка может следующим ходом съесть советника, принося победу.


А в данной позиции чёрные, правильно играя, могут добиться ничьи.

1.K4=5  G5-6 
2.K5=6! G6+5 
3.K6+1  G5-4!

Последний ход - критический. Если вместо него сыграть G5-6??, то 4.P5=4!, и если 4. ...G6+5, то 5.P4+1 G5+6 6.K6+1! G6-5 7.K6=5, с победой. Если же 4. ...K5+1, то 5.K6+1! K5-1 6.P4+1 - тоже победа.

4.P5=4 K5=6!

- другой ключевой ход, удерживающий красную пешку.

5.K6-1 G4+5

Отгоняя красную пешку и обеспечивая ничью. Теперь красным осталось немного: если 6.P4=5, то G5-4, и всё возвращается на круги своя; если же 6.P4=3, то K6+1, и ничья.

Про ничью следует помнить следующие важные моменты:

  1. Cоветника следует всегда помещать с той стороны, на которой стоит король врага.
  2. Если сторона с советником может поставить короля на пустую 4-ю или 6-ю вертикаль, то это ничья.
  3. Стороне с пешкой, чтобы достичь ничьи, в идеале нужно держать пешку и короля на противоположных сторонах.



Пешка против пушки с советниками.

CCI, #7-4, стр.13

Данная позиция, приведённая в [Variant Chess, vol.3 iss.24, summer'97], взята из игры между Вун Син Лиу и Чен Фа Зуо, сыгранной на турнире Китайского Побережья, состоявшемся в апреле 1997 г., в Лондоне.

Преимущество у чёрных, и они, конечно же, стараются победить. Далее игра продолжалась так:

1 ...  P4=5 
2 G6-5 C5+8 
3 K4=5 C5-3 
(см. диаграмму ниже),

и в результате игра закончилась вничью.

Чёрные ожидали победы путём размены своей пешки на двух советников. Фактически же, высокая пешка (поставленная правильно) может сыграть вничью против пушки с одним советником. Возможно, чёрные рассуждали так, что если красные захватят советника, то их пешка станет низкой, и они не смогут свести игру к ничье.

Однако возможно, что они не видели ответа 3 K4=5, прикалывающего пушку. Теперь красные сыграют 4 P6+1, беря советника и делая свою пешку низкой. Но, поскольку чёрная пушка приколота, она не может вернуться и захватить эту пешку, чтобы победить. Если чёрные попытаются сыграть 4 ... K5=6 или 4 ... K5-1, то красные могут ответить 5 P6=5, и чёрные не смогут удержать их от размена пешки на остающегося чёрного советника. В результате позиция превратится в мёртвую ничью одинокой пушки против голого короля.

Поэтому первый ход чёрных, разменивающий их пешку на двух советников, был, очевидно, поспешен. После того, как красный король связывает чёрную пушку, позиция становится хорошо известной ничьёй. Отсюда вопрос: а есть ли тут у чёрных победа? Далее следует предлагаемый нами путь к победе:

1 ... C5=6 2 K4=5 (вынужденно) C6=4 (ударяя пушку и советника) 3 P6=5 (если 3 P6=7, то ...C4+7 с победой) P4=5 4 G6-5 C4=5 (жизненно важное прикалывание) 5 P5=4 K5+1 (вынудить красных уйти в цугцванг. Если ... C5+8, то 6 K4=5 - ничья) 6 P4=3 C5+8 (со взятием советника) 7 K4=5 или 7 P3=4, ... C5-4, победа.



Ничья против пушки с советниками.

CCI, #7-5, стр.12

Одинокая пушка не может победить никогда. Но и пушка с двумя советниками может одержать крайне мало побед: лишь против одинокого короля, одного-двух советников, одного слона, одной пешки, одного коня или одной пушки, не достигших лучшей позиции. Далее мы покажем, как добиться ничьи в двух последних случаях.

I. С одним конём:

На данной диаграмме чёрные достигли наилучшей позиции: их король стоит по центру, а пушка готова дать мат. Но и красный конь тоже на правильном месте, спасая их от поражения.

1 N2-3 K5+1 2 K4+1 C7-1
3 N3+2 C7+1 4 N2-3 K5-1
5 K4-1 (ничья)

Основные моменты: 1. Конь вблизи "следит" за пушкой врага, не позволяя ей ходить C7=6.

2. Король бродит, позволяя задержками оставлять коня на нужном месте.



II. С одной пушкой:

И вновь, чёрные достигли наиболее обещающей позиции. Но, как и в предыдущем случае, красные фигуры тоже заняли идеальную форму, дарящую им ничью.

1 C6=8 C5=4 2 C8=6 G4-5
3 C6=8 C4+1 4 C8=7 C4-1
5 C7=9 G5+4 6 C9=6 (ничья)

Основные моменты: 1. Пушка должна быть прямо над королём, защищая его вертикаль.

2. Король недвижим. Пушка устраивает задержки, ходя по горизонтали, и возвращается, чтобы парировать шах, предлагая размен, означающий ничью.

3. Необходимо следить за тем, чтобы красная пушка не оказалась приколота чёрным королём.



Три пешки.

CCI, #7-6, стр.13-14

В сянцы можно победить, атакуя, и наконец матуя вражеского короля. К этому стремится каждый игрок. Но в действительности, большинство игр оканчивается капитуляцией; типично, когда одна из сторон сталкивается с опустошающей атакой, на которую нет удовлетворительного ответа, или же с большим дефицитом материала, компенсации которому не предвидится.

Поэтому победить можно в результате достижения материального перевеса. Обычно перевес в ладью является решающим. Даже при перевесе в пушку или коня, когда все остальные фигуры на доске, комбинированная сила фигур обычно приносит победу. Можно также выиграть преобладанием в пешках.

"Три дополнительные пешки решают исход игры". Теоретически, с таким перевесом, если Вы сможете разменять все остальные фигуры, то трёх пешек хватит, чтобы победить против двух слонов и двух советников. Это суждение давно уже является стандартом. Поскольку книги гласят, что одинокая ладья против полного комплекта защитных фигур (2B+2G) означает ничью, в некоторых эндшпилях перевес в три пешки значит больше, чем ладья.

В то время, как эндшпиль с тремя пешками против 2B+2G классифицируется, как "уверенная победа", задача эта непроста. Обычно для победы требуются, как минимум, две "высокие" (находящиеся выше замка) пешки и правильные ходы.

А вот типичная позиция, поясняющая дело:

Здесь показаны три идеально расположенные пешки (две высоких и одна низкая пешка в "глазу"), готовые к победе.

1.P5=6 K4+1

Крайне жёсткое сопротивление.

2.P7+1 B3-1 3.K5=6

Ключевой ход. Если 3.P7+1, то K4-1, и это ничья!

   ... B5+7 4.P6+1 K4-1

Если G5+4, то 5.P7=6 K4-1 6.P6+1 K4=5 7.P6+1 - и мат.

5.P6+1 K4=5 6.P6=5

Другой ключевой ход. Если 6.P7+1, то G5+4, и красным не победить: 7.K6+1 B7-9 (правильно; если B7-5, то 8.K6=5, и победа вновь у красных; если же B1+3, то 8.P7+1 с угрозой мата P7=6, ... G6+5 9.K6=5, и вновь угроза мата P7=6, ... B7-5 10.K5=4, и решающая угроза мата P7=6 или P4+1), и чёрный король контролирует центральную вертикаль с ничьёй.

   ... G6+5 7.K6=5 B7-5 8.P7+1 G5+4

Теперь это простая матовая последовательность короля с двумя пешками против советника с двумя слонами:

9.P7=6 B1-3 10.K5=4 G4-5 (иначе 11.P4+1 - мат)
11.P4=5 - мат.
Ключевые моменты этого дебюта:
  1. Нижняя пешка должна занимать пункт "глаз".
  2. Не толкай верхние пешки поспешно вниз до того, как справишься с подкреплением короля.
  3. Верхний угол дворца - ключевая точка атаки.
  4. Будь готов отдать одну пешку за советника, чтобы далее победить двумя пешками с помощью короля.

Теоретически, "Три пешки решают исход игры". Но в реальной игре, особенно между специалистами, перевес даже в две пешки даёт отличные шансы на победу. Фактически, на самом высшем уровне, перевес даже в одну пешку часто может привести к победе.


Ива

CCI, #8-1, стр.13-14

В играх с форой в два коня, "железная пешка", слон и король, работая вместе, могут обеспечить ничью против ладьи. Их форма при этом обычно называется "ива".

Железная пешка - это центральная пешка в своём изначальном положении у стороны, дающей фору. Правило для игр с форой в два коня (если только дающая фору сторона от него не отказывается) гласит, что пока центральная пешка стороны, дающей фору, не походила, она может быть взята лишь при "прямом шахе" (то есть, её взятие законно, лишь если бьющая её фигура шахует короля).

Данная конфигурация является правильной формой "ива". А вот правильный путь обеспечения ничьи:

1 B5+3 R4-1 2 B3-5 R4+2
3 K5-1 R4-1 4 K5+1 R4-1
5 K5-1 R4+2 6 B5+3 ...
(ничья)
Поскольку ладья не может преодолеть прочную защиту, игра заканчивается вничью.

Основные моменты: 1. Центральная пешка недвижима; слон слоняется взад-вперёд. Если возможно, король может слоняться вверх-вниз.
2. Если вражеская ладья идёт вправо, то слон уходит влево, и наоборот.
3. Король должен находиться в центре дворца. Если он вынужден ходить, то помните, что его необходимо вернуть на этот узел столь быстро, сколь это возможно.

А теперь - что будет, если не следовать этим правилам? Посмотрим:

1 B5+7 R4-1 2 K5=4 R4+2
3 K4-1
Если K4+1, то ...R4-3 с ударом слона, 4 B7-9 [...B7-5 5 R4=6 - мат] R4+2 с победой.
3 ...  R4=5 4 B7-9 R5-1
5 B9+7 R5=3 - победа.
Название этой конфигурации весьма правильно описывает игру. Слон ходит, как ива на ветру, гнущаяся, но не ломающаяся. Отсюда и название.

Конечно же, это особая ситуация, и при обычной игре ладья выигрывает против этой формы весьма легко. Чтобы свести игру к ничье, требуется добавочный конь. Вот пример:

Красные фигуры защищают друг друга, а конь обеспечивает задержки. В одиночку ладье эту защиту не пробить. Читатели могут испытать эту позицию сами.



Ладья против 2B+2G

CCI, #8-2, стр.13-14

Обычно ладья против полного набора защитных фигур означает ничью. В книгах этот эндшпиль описывается, как ничейный, в предположении наилучшей защитной формы расположения фигур. Однако существует много случаев, когда ладья может додавить до победы, чаще всего - благодаря тому факту, что защитные фигуры противника не связаны, или же его король слишком открыт.

Следующий пример, взятый из китайской газеты "сянцы", выходившей перед Культурной Революцией, показывает много эндшпильных приёмов:

1 R3-1

Это ключевой ход, вынуждающий чёрного короля к дальнейшей "децентрализации". Если бы чёрные могли сыграть ...K4=5 или ...B7-5, то была бы ничья. К примеру:
1 R3=2 B7-5 2 R2+1 B9-7 - ничья;
1 R3=4 B7-5 - ничья;
1 R3-2 K4=5 2 R3=4 K5=6 3 R4=2 B7-5 - тоже ничья.

1 ...  K4+1
Это единственный выбор. Любой другой ход приволит лишь к потере фигуры.
2 R3-1 K4-1 3 R3=6 K4=5
4 R6+1 K5=6 5 R6=8
Последними двумя ходами красная ладья удерживает защитные фигуры чёрных в неподвижности.
5 ...  K6+1 6 R8+2 G5-6 
Попытка блокировать переброску красной ладьи направо
7 K5=4 B7-5 8 R8-3 G6+5
Если ...K6=5, то 9 R8=4 с победой.
9 R8=1
Это другой ключевой ход, прямо атакующий слона. Если 9 R8=2, то K6-1, и у чёрных ничья после 10 R2+3 B9-7 или 10 R2+2 K6=5.
9 ...  B5+7
Если ...B9-7, то 10 R1+2 K6-1 11 R1=5 с захватом советника и победой.
10 R1=2 G5+4 11 R2+1 G4-5
12 R2+1 K6-1 13 R2=5 (победа)
После захвата советника путь к победе прост. На самом деле, победу приносят также ходы 11 R2+2 K6-1 12 R2=6.

Основные моменты: 1. Ладья удерживает в захвате советников и слонов, не позволяя чёрному королю вернуться "домой", а чёрным слонам - связаться на центральной вертикали.
2. Король может устроить прикалывание вражеского советника, позволяя ладье ударить и захватить другого советника.

Другие моменты: В большинстве случаев, в которых ладья побеждает против полного набора защитных фигур, ладья заставляет вражеского короля занять позицию, при которой приходится отдавать советника. Наконец, сторона с ладьёй может обыграть двух слонов и победить. Для защищающейся стороны "высокий" король почти всегда оказывается фатальным, а высокий слон в большинстве случаев тоже плох.


Исключения с низкими пешками.

CCI, #8-3, стр.12-13

Хотя основной принцип и состоит в том, что высокие пешки лучше низких, в некоторых эндшпилях верно обратное. Рассмотрим следующий пример:

1.R9=6 P4=3 2.R6-2 P3=4
3.R6=5 K4-1 4.R5+2 K4+1 (ничья).

Ладья не может продвинуться, и в результате - ничья.

Основные моменты этой ничьи:

  1. Советник стоит в верхнем углу дворца. Король ходит вверх-вниз.
  2. Когда вражеская ладья прикалывает советника к королю, боковая пешка неподвижна.
  3. Король не должен располагаться на центральной вертикали.

Третий момент иллюстрируется следующей диаграммой:

Здесь чёрный король стоит на центральной вертикали. После 1.R9=5, чёрные в цугцванге, и проигрывают. Разница в том, что на второй диаграмме ладья может приколоть советника к королю, одновременно удерживая центральную пешку. В результате одна ладья сдерживает все четыре фигуры чёрных, и красные могут победить.

В большей части литературы по сянцы, ладья против 2P+G (или 2P+B) классифицируется, как победа. Фактически же, даже советник и слон с двумя пешками не могут сыграть вничью против одинокой ладьи (для ничьи требуются две пешки, связанные с двумя советниками или с двумя слонами).

Основная причина данного исключения - в следующем правиле:

Если чёрные пешки высоки, то красный король может помочь ладье дожать до победы, поскольку вражеские пешки ему не угрожают.

В данном же случае, чёрные пешки расположены слишком близко от красного короля. Король не только не может помочь атаке, но и заставляет сторону с ладьёй беспокоиться о мате двумя пешками. Сама же по себе одинокая ладья победить не может.


Исключения с низкими пешками - продолжение (CCI, #8-4, стр.14):

Выше мы рассмотрели случай ничьи с советником. Аналогичные правила применимы и в случае, когда вместо советника присутствует слон.

На данной диаграмме кажется, что, поскольку слон не соседствует с королём, его не защитить, и поэтому достичь ничьи сложнее.

1.R8+1

И, конечно же, слон что есть, что его нет. Если B1+3, то 2.R8=8. А если P4+1?, то 2.R8=6.

1. ... K4+1!

Ключевой ход. Он отнимает у чёрных возможность хода R8=6. (Отметьте, что красная ладья теперь "низкая"! Это напоминание об очень важной разнице между "высокой" и "низкой" ладьёй.) Если 2.R8=9 со взятием слона, то P4+1 с угрозой мата, и у красных не будет иного выбора, кроме как играть 3.R9-7. И, после P4=5 4.R9=5 P5+1 5.K4=5, наступит "мёртвая" ничья.

2.R8+1 K4-1 3.R8-1 K4+1
4.R8=5 B1+3 5.R5-2 B3-1 (ничья).

Уводя своего короля наверх, чёрные предотвращают любой вертикальный шах красной ладьёй с вилкой на чёрную пешку, сохраняя угрозу мата. А когда красная ладья выходит на центральную вертикаль, начинает гулять чёрный слон. Чёрным приходится соглашаться на ничью.

Как уже упоминалось ранее (в CCI review - Д.К.), игроки могут видеть, что эндшпили в сянцы сложнее, чем в западных шахматах. Происходит это из-за множества исключений из книжных "правил". К тому же, наличие чисто защитных фигур создаёт другой слой сложностей. Чтобы пройти через них, учащиеся игроки должны практиковаться с любыми комбинациями фигур, рассматривая всевозможные обыденные сценарии.


Две пешки против двух советников.

CCI, #8-5, стр.13-14

В сянцы две высокие пешки в эндшпиле всегда побеждают против двух советников.

Простейший путь к победе обычно - это разменять одну пешку на двух советников, используя помощь своего короля. Далее одна пешка, если она не "старая" (на крайней горизонтали), легко побеждает одинокого короля. Также можно выиграть, разменяв пешку на одного советника, и достигнув позиции, в которой советник не может создать ничейную форму. В наиболее простом случае, советник оказывается приколот вражеским королём.

На данной диаграмме красные могут сыграть 1.P5+1. После ...G6-5, они побеждают ходом 2.K4=5.

Одна низкая пешка с одной высокой в большинстве случаев тоже побеждает против двух советников. Но если обе пешки низкие, то победа зависит от позиции. Одна низкая пешка с одной старой выигрывает редко, в то время как две старые пешки вообще не имеет смысла рассматривать!

А что насчёт одной высокой пешки и одной старой? Ответ зависит от того, оказывает ли старая пешка воздействие на вражеского короля. Рассмотрим два следующих случая.


На данной диаграмме старая пешка находится на стороне, противоположной от вражеского короля, и отделена от него советником. Исход - ничья:

1.P5+1 K6+1 2.P7=6 G5-4
3.P5=6 G4+5 4.P6=5 G5-4 (ничья).

Если 4.P6+1, то ...G5+4 - ничья. Отметьте, что 4 ... G5-4 тоже приводит к ничье, поскольку после съедения советника красная пешка стареет.


Однако если старая пешка находится с той же стороны, что и вражеский король, то она может ограничить его, внося тем самым вклад в победу:

1.P5+1 K6+1

Если ...K6=5, то 2.P5=6, захват советника и победа.

2.P2=3 G5-4

Чёрные в цугцванге, и не могут бездействовать. Если ...G5+6, то 3.P5=6 тоже приносит победу.

3.P5=6 G4+5 4.P6=5

Если P6+1, то чёрные сведут дело вничью, играя G5+4 или G5-4.

4. ... G5-4 5.K5+1 (победа).

В традиционных классификациях сянцы этот эндшпиль считается ничейным, и вердикт этот базируется на наилучшей позиции для стороны с двумя советниками. Поэтому в большинстве китайских книг по эндшпилям одна высокая пешка с одной старой против двух советников считается ничейной. Победы бывают лишь в виде исключений. Однако знание этих исключений для начинающих весьма полезно.


А вот другой случай:

1.P5+1 G5-6

Если 1. ... G5+4 или G5+6, то красные, конечно же, захватят советника и выиграют.

2.P5=6 G4+5

Если G6+5, то 3.P6+1, и исход таков же.

3.P6+1

Итак, чёрные в цугцванге, и вынуждены ходить советником, позволяя красным сыграть P7=6 с матом.

Отметьте, что в данном примере красный король остаётся на открытой вертикали, удерживая чёрного короля внутри и помогая победить.



Конь против советника (А.Левит, С.Галочкин)


ОСНОВНОЙ РЕЗУЛЬТАТ: в эндшпиле "H против A" победа достигается всегда.

Если удастся съесть советника, не потеряв коня, то, очевидно, это победа: надо лишь поставить своего короля в центр и блокировать чёрного короля конём.

Как создать ключевую позицию. Чтобы поставить своего короля в центр (а мешать этому может лишь чёрный король в центре), надо дать конём вилку на "крышу и подвал" центра, а если король уйдёт в самый центр - просто сделать выжидающий ход королём, и тогда чёрный король будет вынужден уйти с центральной вертикали. После занятия центральной вертикали своим королём, надо поставить коня так, как он стоит в ключевой позиции и, если советник стоит не в центре, сделать выжидающий ход королём, после чего чёрный советник выйдет в центр. В результате возникнет либо ключевая позиция, либо позиция на Д.2.

Ключевая позиция.Диаграмма 1. Диаграмма 2.

Путь к победе в ключевой позиции (ход красных): На Д.2 (ход красных) выигрыш достигается так:
1 H6-5 K6+1 
  (если 1..K6-1, то 2 H5+3)
2 H5+7 A5+4 (см. Д.1)
  (если 2..A5-6, то 3 H7-8 K6-1  4 H8+6 A6+5)
3 H7-6 A4-5
  (если 3..K6-1, то 4 H6+4)
4 H6+4 A5-6 (или A5-4)
5 H4+2 A4+5 (или A6+5)
6 H2+3
1 H6-5 A5+4
  (если 1..A5+6, то 2.H5+3 K6+1  3 K5-1, 
а если 1 ..A5-4 или 1 ..K6=5, то 2 H5+7)
2 H5+3 K6+1
3 K5+1 K6+1
4 H3+4 K6-1 (или A4-5)
5 H4-6