Подавляющую часть своей жизни я играю в сянци. 48 лет назад, приняв впервые участие в Национальном чемпионате, я оказался самым юным из его участников. А теперь я провёл в битвах столько лет, что все мои соперники ушли на покой, и из "Маленького Ху" я превратился в "Мастера Ху". 63-летнего игрока можно считать старейшим в Национальном чемпионате по сянци.
Если Вы захотите, чтобы я рассказал Вам о тактике сянци, я могу рассказать Вам всё. Но если Вы зададите мне один звучащий просто вопрос, то возможно, я не смогу Вам ответить. А именно: что такое сянци? Это гимнастика для ума, или война карманного размера, или жизнь в миниатюре? Все эти слова превосходны. И я думаю, что могу добавить ещё несколько. Сянци — это наука, искусство и вид культуры.
Сянци — игра маленькая. Как же она может быть основой культуры? На самом деле, культура сянци имеет длинную и глубокую историю. Если Вы читали какие-нибудь древние книги по сянци, то знаете, что даже предисловия и послесловия этих книг сами по себе можно рассматривать, как превосходные краткие статьи по философии. Приёмы, записанные в "Мэй хуа пу", включают 2 стихотворения из 90 различных иероглифов, составляющих особую систему координат игрового поля. Эти великолепные предложения и фразы отражают глубокие знания авторов пособий по сянци. Даже заглавия древних книг по сянци и названия древних партий являются показателем глубокой культуры.
Во время обучения игре в сянци я встречал много старших игроков: Се Сясюня, Доу Гожу, Чжу Тянцуя, Ту Тиньминя и др. Все они сформировались под влиянием глубокой традиционной культурой Китая. Поэтому они были скромными и благовоспитанными, и стремились помогать новым игрокам. Их личные и сянчистские характеры были очень хорошими. Се Сясюнь, 100-летний король сянци, редактировал газеты и приобрёл множество друзей в Шанхае. Во время войны против Японии он дважды ездил в Юго-Восточную Азию собирать средства на войну под лозунгом "Патриотичный игрок в сянци".
По сравнению с этими совершенными игроками в сянци, игроки следующих поколений, возможно, слишком сконцентрированы на своём профессионализме в ущерб знанию культуры. Игроки в сянци нашего типа понимают важность как сянци, так и других знаний, имеющих к сянци отношение, ибо в свободное время мы читаем книги на разные темы, чтобы расширить свой горизонт и приобрести новые знания. Но молодые игроки делают на сянци большой акцент по сравнению с другими знаниями, имеющими отношение к сянци. Комментарии к партиям в журналах полностью состоят из описаний приёмов простыми словами, которые с трудом могут привлечь любителей и профессионалов. Но чтобы быть хорошим игроком, надо постигать знание в целом.
Когда 5 лет назад я принял предложение шанхайской школы сянци имени Ху Жунхуа и написал предисловие к издаваемым ими материалам курса "Культура сянци", я думал о том, чтобы эта школа учила не только тактике сянци, но и таинственной культуре сянци простыми и точными словами, обращёнными к ученикам, когда через 2 года сянци будут добавлены в учебную программу. Подобный метод обучения, включающий как тактику, так и культуру, давал бы ученикам целостное знакомство с сянци. Знакомство с культурой сянци было бы интересно ученикам, играющим в сянци. Книга эта издаётся для учащихся начальной школы, но смею надеяться, что её прочтут и другие юные игроки, желающие больше узнать о культуре сянци.
Данную брошюру можно считать подарком Всемирной интеллектуальной олимпиаде. Я был бы рад найти в зарубежных странах много новых друзей, которые заинтересовались бы древней культурой сянци.
Ху Жунхуа,
сентябрь 2008 г.
Когда и где сянци возникли? Думаю, каждый любитель сянци хотел бы это узнать. Однако глядя в книги по этой теме, имеющиеся в наличии, точный ответ на данный вопрос найти сложно.
Теме этой уделяли пристальное внимание люди, занимавшиеся историей сянци, за их близкую связь с игрой, доминирующей в мире — западными шахматами. Говоря в целом, у сянци есть два источника: один зарубежный и один местный. В качестве зарубежного источника выступают Индия, Египет, Вавилон, Персия, Греция, Аравия и т.д.
Сторонники индийского источника верят, что самая ранняя форма сянци возникла из шахматной игры чатуранга, доминировавшей в III—V веках н.э. в Индии*. Известно, что это была игра для четверых, и поэтому называлась она "шахматы для четырёх сторон". Доска для этой игры имела 81 узел. У каждой из сторон было по 8 фигур: король, ладья, слон, конь и 4 пешки. В начале игры фигуры расставлялись по углам доски. Ход начинался с бросания игровых костей. Победа и поражение зависели от количества съеденных фигур противников.
Помимо этих "шахмат для четырёх сторон" невозможно не думать и о древней шахматной игре любо, которая была популярна в Китае. В любо, как и в чатурангу, играли с помощью костей. Обе эти игры принадлежали к одному и тому же типу "низших" игр. Однако в любо играли двое. Поэтому эта местная игра, видимо, лучше подходит на роль предшественницы сянци, чем чатуранга.
Есть и другой довод в пользу этого утверждения: впервые в древних китайских книгах любо упоминается в "Аналектах" Конфуция. Отсюда следует, что любо появилась не менее 2000 лет назад. Очевидно, что она древнее чатуранги.
Те, кто знаком с историей, знают, что официальные отношения между древними Китаем и Индией начались во времена императора Лю Чжуаня из династии Восточная Хань, в 150-м году н.э. Таким образом, чатуранга приобрела в Индии популярность после установления между Китаем и Индией культурных связей. Не сформировалась ли эта игра после того, как любо попала из Китая в Индию? Но, возможно, чтобы в этом убедиться, нужны дополнительные свидетельства.
* Современные историки относят рождение чатуранги к VI в. н.э. (прим. перев.)
В последнее время занимающиеся историей сянци пришли к согласию в том, что периодом их формирования являются поздние годы династии Северная Сун. Таким образом, от распространения и формирования любо до истоков сянци (о времени которых пока имеются только предположения) прошло более 1000 лет. Испытав столь длительное развитие, сянци приобрели неувядаемую привлекательность для игроков.
Но что же из себя представляли любо? Приведу краткое описание. Вспомогательными инструментами любо были zhu, qi и ju. У чжу (zhu) были 2 конца, заострённых, как стрелы. Длина их составляла 6 см. Они выполняли роль игральных костей. Ци (qi, известные, также, как xiangqi — сянци) вырезались из слоновой кости. У каждой из сторон было по 6 фигур. Тю (Ju) играла роль шахматной доски. Перед тем, как походить фигурой xiangqi, оба игрока по очереди делали ход с чжу. Фигуры делились на одного сяо и 5 сан. Сяо играл роль императора: убийство сяо противника означало победу.
В эпоху Южной и Северной династий место любо заняли сянси (xiangxi). Игру сянси усиленно рекомендовал Ю Вэньян, император династии Северная Чжоу. В итоге она смогла занять место любо. Согласно "Истории Северных династий", в мае 549 года н.э. император закончил книгу под названием Сянь тинь (Xiang jing), приведя в ней преимущества многих аспектов [сянси над любо]. Говорили, что это книга не только по сянси, но и по тактике. В результате, она доказала признание сянcи этим императором. К сожалению, эта книга была утеряна. Однако написанные в ту же эпоху книги Сянь тинь су (Вань Бао) и Сянси фу (Гэнь Син) передавались из поколения в поколение. В результате, нам известны и доска для сянси, и правила игры в них. Доска сянси являлась квадратом 8x8, разделённым на внутренний и внешний слои. Фигурами были рыцарь, возглавлявший золото, дерево, воду, огонь, землю и дракона, которому сопутствовали солнце, луна и звезда. Король помещался во внутренний слой, а дракон — во внешний. Доска эта напоминала доску сянци, равно как и позиции фигур. поэтому сянси имели отношение к сянци.
В середине эпохи династии Тан сянси развились и стали схожи с современными сянци. Ню Сэньжу написал книгу Xuan Guai Lu, в которую вошла история про Цэн Шуня. В 762 году н.э. (известном, также, как год Баоинь) Цэн Шун увидел во сне битву между странами Jinxiang и Tianna, на которую его пригласили посмотреть. Советник страны Jinxiang докладывал своему королю план военной операции, говоря: "Конь ходит наискось сразу на 3 шага. Король может сделать шаг в любом направлении. Ладья может идти вперёд, но не назад. Пешка может делать лишь по одному шагу". Когда Цэн Шун проснулся, его семья нашла в своём доме древнюю могилу с шахматами и шахматной доской из меди. Фигуры были величественно расставлены и искусно выточены. Тогда они поняли, что Цэн Шуню приснились приёмы сянси.
Из этой истории ясно, что в год Баоинь в сянси уже были такие типы фигур, как король, ладья, конь и пешка. Более того, ходы коня, ладьи и пешки были почти такими же, как в современных сянци, а король ходил так же, как король в западных шахматах.
Вклад Ню Сэньжу в сянци был гораздо больше того, что сохранилось. Говорят, именно он добавил новую фигуру — пушку, обогатившую сянци.
Была найдена укрытая балдахином доска начала династии Северная Сун: чёрно-белого цвета, с 64 клетками (как современная доска сянци). Очевидно, что это не могла быть доска для го. Однако она встречается рядом с чин (?), каллиграфией и живописью; это объясняется тем, что сянци пользовались такой же репутацией, как чин, каллиграфия и живопись: вместе в то время они назывались Четырьмя великими искусствами, превосходя в некоторых регионах, во времена последних лет династии Тан и в годы Пяти династий, даже го.
По этой доске можно видеть, что фигуры передвигались по клеткам. Более того, известно также, что фигуры в этот период ещё были объёмными. Но когда же они стали плоскими, и когда вместо клеток начали передвигаться по узлам? (Другими словами, когда произошёл переход от 64 полей к современной форме?) На текущий момент исторических данных для ответа на этот вопрос недостаточно. Но можно уверенно сказать, что революция эта должна была завершиться во времена династии Северная Сун. Когда же революция эта свершилась и результат её был признан, современные сянци были почти готовы.
Последние годы династии Тан и весь период Северной Сун были для сянци важным революционным временем. Сосуществовало несколько форм сянци, включая: сянци 8x8; сянци семи государств, изобретённые Сыма Гуань; гуаньсянси, изобретённые Чао Пужи; дасянси, и популярные среди простого люда сяосянси.
В итоге, сяосянси превзошли всех своих оппонентов и были приняты большинством любителей сянци. Таким образом этот вид игры и стал популярной игрой, которую нынче знают все.
Сянци стабилизировались в последние годы Северной Сун; их символом стали археологические находки фигурок последних лет императора Чжао Ти династии Северная Сун и доска (почти такая же, как современная), изображённая в книге Da Ma Tu Jing Ли Циньчжао — поэтэссы династии Сун, жившей в последние годы Северной Сун и первые годы Южной Сун. Полный набор фигур эпохи Сун, имеющий 900-летнюю историю, был извлечён из погребения в Луояне (провинция Хэйнань). Это тоже убедительно доказывает время стабилизации сянци.
В последние годы Южной Сун Чен Юантинь написал энциклопедию повседневной жизни Шилин Гуаньти (Shilin Guangji), в которой привёл правила игры в сянци, стоимости всех фигур, 10 советов по игре, известные круглые имена фигур, примеры практических игр, эндшпили сянци и т.д.
Эти 10 советов по игре таковы:
В Шилин гуаньти упоминается стихотворение о сянци. Смысл его таков: захват важной фигуры противника и захват инициативы означает победу. Захват важной фигуры при потере инициативы означает поражение. Ладья и конь должны заботиться друг о друге. Пушка должна помогать движению ладьи. Эти 10 подсказок демонстрируют теоретическое вооружение игроков в сянци в эпоху Сун.
Следует отметить, что первый пик развития сянци пришёлся на эпоху Южной Сун.
В эпоху династии Юань и в начале династии Мин сянци переживали трудности, так как правители их дискриминировали. В средние годы династии Мин сянци достигли второго пика, который растянулся до эпохи династии Цинь, примерно на 300 лет.
Самым знаменитым игроком династии Мин называют Ли Кайсяна (1502—1568). Его талант был уникален и превосходен. Он был гораздо искуснее игроков того же периода. Он позволял противнику сначала сделать 3 хода, и даже если он давал фору в коня, то всё равно мог победить.
Ли Кайсян оставил множество стихотворений о сянци, которы живо описывают зрелище игры в сянци и говорят о его богатом практическом опыте и глубоком понимании, неся для других игроков много ценного. Жаль, что от него не осталось пособий по игре в сянци.
Два величайших шедевра по сянци были созданы во времена императора Jiajing. Первый называется Mengru Shenji, а второй — Shiqing Yaqu.
Самым известным пособием в эпоху Мин было Тю чжун ми (Ju Zhong Mi), опубликованное в 1632 году. Издателем этой книги называют Жу Тинжэня, носившего прозвище "Непобедимый". Он свёл воедино приёмы предшественников и издал 4-томник под названием Тю чжун ми.
Тю чжун ми было не столь длинным, как Mengru Shenji, Shiqing Yaqu и т.д., но гораздо более практичным. Поэтому попав на рынок оно стало популярен. Во времена династий Мин и Цинь оно часто переиздавалось, став древней книгой с наибольшим количеством версий. Многие современные специалисты по сянци редактировали, корректировали и адаптировали различные версии Тю чжун ми, сделав его популярным и в наше время.
В годы правления императора Каньси династии Цинь общество и экономика были стабильными. Это создало хорошие условия для развития сянци.
В эти годы жил великий игрок в го Су Синъю (1650?—?). Он был великим мастером го после Ксэй Хуань Луньши (Ksei Huang Longshi). Но Су Синъю был также и игроком в сянци. Согласно историческим источникам, "Су Синъю родился в Ханьчжоу и был силён в го и сянци. Его приглашали в различные места по всей Поднебесной, и он победил всех местных игроков." Это показывает, что в сянци он играл так же хорошо, как и в го. В поздние годы Каньси Су Синъю проиграл молодому игроку по имени Чень Ланжу (Cheng Lanru), потеряв титул "Король Сянци", которым он владел много лет. К тому же, его противник тоже был силён и в го, и в сянци.
Ченя Ланжу (1692?—?) называют входящим в "четвёрку великих мастеров го" эпохи императоров Юнжэнь и Тянлун, вместе с Лян Вэйтинем, Фан Сипинем и Ши Динем. Говорят, что в го Чень Ланжу был не сильнее, чем Ши и Фан, но его умение играть в сянци было превосходно.
В средние годы императора Тянлунь сянци были очень популярны, и поэтому появилось много талантов. Существовало 9 школ из знаменитых игроков в сянци, представителями которых были Восемь Талантов Востока Реки Янцзы и Три Великолепных Игрока Провинции Хэбэй. Вот их имена: школа Пилинь (Чжоу Тиньмэй из Вутиня и Лю Чжихуан из Янху), школа Вучжун (Чжао Гэнгён из Вусяня и Сун Сяопинь из Чаньчжоу), школа Вулин (Юан Тунши из Ханьчжоу), школа Хунду (Ле Цинян из Нанчаня), школа Тянься (Хуань Тунфу из Тянься), школа Илинь (Тань Сучжоу из Ичаня), школа Шунтян (Чань Иньси из Дасиня), школа Датун (Ян Шицы) и школа Чжунчжоу (Су Тань из Кайфыня). Лучшим из них был Чжоу Тиньмэй. Он объездил все уголки Поднебесной и побил противников из разных школ. Он был №1, и открыл свою личную школу. Число его учеников превысило 200.
В годы императоров Каньси и Тяцыня было создано множество шедевров по сянци, самыми известными из которых стали учебник "Мэй хуа сянци" и четыре великих учебника Пайтю: "Коллекция эндшпилей Синву", "Учебник сотен игр в сянци", "учебник сянци Чжу сянь чжай" и "Юаншен хайкуо". Эти 4 учебника были изданы практически одновременно, а игры в них были выбраны из самых популярных в народе. Поэтому многие игры в этих учебниках совпадают.
Однако после императора Тяцыня пиковый период сянци закончился, и они пошли на спад. И хотя уровень практической игры в этот период в некоторой степени улучшался (например, руководство по практической игре Шиянь Итю было более блестящим, чем учебник по сянци Ву Шаолуна, известного игрока в сянци), высококлассный учебник Мэй хуа сянци и 4 знаменитых учебника выглядели непревзойдёнными. Возможно, в этот период больше внимания уделялось соревновательному аспекту игры. А вот аспект сянци, как искусства — игнорировался.
Среди учебников Paiju последних лет эпохи Цинь были Lanke Shenji, Jiaochuang Yipin и т.д. Среди учебников по игре в целом — Мэйхуа сянци — учебник Ву, Учебник против Мэйхуа сянци и т.д.
На игру в сянци периода 1912—1956 гг. сильно повлияли множество гражданских войн и война японской агрессии против Китая. Поэтому популярность их сильно вырасти не могла. Однако к 1949 году, за 7 лет до создания Китайской Народной Республики, сянци находились на правильном пути развития, и в них была создана прочная база для достижения нового пика развития.
В наше время сянци популярны в Восточном, Северном и Южном Китае, и тремя их центрами являются Шанхай, Пекин и Гуанчжоу.
Начало 1930-х годов ознаменовалось для сянци примечательным событием: командным соревнованием Восточного Китая и Южного Китая в конце сентября 1930 г., в Гонконге. Оно стало первым соревнованием между Восточным и Южным Китаем в истории сянци. Представителями Восточного Китая были Чжоу Дэю и Лин Исян из Шанхая, а за Южный Китай выступали Ли Циньчуан и Фэнь Тиньжу из Гуанчжоу.
Мастера из двух регионов соревновались на протяжении 16 туров. Закончилось соревнование вничью: соперники вели "нос к носу" по силе. Ли Циньчуан, капитан Южного Китая, удостоился титула "Непобедимый игрок" за отсутствие поражений.
Благодаря росту практики, сила игроков постепенно росла. На этот период приходится много профессионалов сянци, живших за счёт игры. Они играли и с опытными игроками, и обучающие игры с простыми любителями, позволяя им ходить первыми и давая фору в одну из фигур.
Говоря о сянци в современном Китае, надо отметить вклад Се Сясюня (1888—1987). Он был хорош и как игрок в сянци, и как превосходный активист этой игры. Он организовал и спланировал два великих соревнования между Восточным и Южным Китаем, и между Восточным и Северным Китаем. Се Сясюнь дважды ездил в Юго-Восточную Азию и собрал множество пожертвований. Он поддерживал солдат и простой народ, сражавшийся против Японии, как материально, так и морально. Поэтому в в народе его высоко ценили.
До войны против Японии известными игроками в сянци были, помимо вышеупомянутых игроков, Мэнь Вэнсуан и На Тянтинь из Северного Китая, Пэнь Шушэнь из Северо-Западного Китая, Вань Хаоран, Шао Циминь, Чжан Тинрун и Чжан Гуанъюн из Восточного Китая, Ву Сунтинь и Луо Тяньянь из Центрального Китая и Чжун Чжэн и Зэнь Чжанхун из Южного Китая. Все они тоже были весьма искусны. После войны с Японией некоторые из них умерли от бедности и болезней. Выжившие же состарились, и играли уже не так хорошо, как раньше. Поэтому процветания сянци в 1930-е годы не наблюдалось.
После основания Китайской Народной Республики возможности для популярности сянци возникли вновь. Лидерами сянци этого периода были Ян Гуанлин, Чен Суньшун, Хэ Шунъан, Ли Итинь, Вань Тялянь и другие. В начале 1950-х они соревновались много раз на различных полях боя по всей стране, привлекая множество любителей сянци, наблюдавших их матчи. Таким образом, игра в сянци полнокровно развивалась.
После 1956 года игра в сянци расцвела. В январе 1956 года Государственная комиссия по физкультуре и спорту признала шахматные игры видом спорта и объявила о проведении Национальных турниров по сянци, го и шахматам. Это произошло вследствие обширного публичного признания сянци, и стало беспрецедентным событием в истории шахматных игр.
Ян Гуанлин, игрок из Гуандуна, имел счастье стать первым национальным чемпионом с 1949 года. В 1950-е годы он уже был "Игроком в сянци №1" без титула. Победа на первом национальном чемпионате сделала его настоящим китайским Королём сянци. Победив, также, в Национальных чемпионатах 1957, 1959 и 1962 годов, он открыл в истории сянци эру, названную "Времена Янь Гуанлиня".
Далее, с 1960-х годов, доминирующую позицию Янь Гуанлиня занял молодой игрок Ху Жунхуа из Шанхая. В 1960-м году он, в свои 15 лет, впервые участвовал в Национальном чемпионате, и завоевал два золота: за командное и за индивидуальное выступление. Далее он побеждал в индивидуальном зачёте Национального чемпионата ещё 10 раз, вплоть до 1979 года (в 1962 году он разделил пальму первенства с Ян Гуанлинем).
В начале 1980-х доминирование у Ху Жунхуа перехватил Лю Дахуа из провинции Хубэй. Лю победил в национальных чемпионатах 1980—1981 годов. Далее в соревнования на поле сянци вступило множество талантливых игроков, включая Ли Лайчуна, Лу Чина, Су Тянхуна, Чжао Гуорона, Су Инчуаня, Тао Ханминя и т.д., которые росли как грибы и доминировали в национальных соревнованиях. Старший игрок Ху Жунхуа забирал обратно чемпионство у младших ещё 4 раза: в 1983, 1985, 1997 и 2000 годах. Он заслужил звание "Самого юного национального чемпиона" в 15 лет, и "Старейшего национального чемпиона" в 55.
В конце 1970-х начали проводиться и женские индивидуальные соревнования. Первой национальной чемпионкой стала Хуань Зитун из Гуандуна, а Ху Минь из Хэбэя побеждала в национальном чемпионате 6 раз, включая непрерывные победы с 1990 по 1994 год, став самой выдающейся из игроков-женщин.
Кроме национальных индивидуальных состязаний, важным стало и национальное командное соревнование. За последнее время мужская команда из Гуандуна завоёвывала 1-е место 12 раз, а женская команда из Тяньсу становилась чемпионом 7 раз, собрав богатый урожай.
С августа 2003 года стартовали Национальные игры по сянци серии A. Эти игры прогремели по всей стране, и сянци получили от нации беспрецедентное внимание. Несмотря на спонсорство, проводясь уже 6 раз, они растут сквозь трудности. Во время этих игр произошла революция в турнирной системе. Противоречия этой революции привели, в итоге, к улучшениям.
С 1980-х годов разные регионы проводят по сянци турниры различных уровней и форм. Традиционными стали состязания "Wuyang Cup" в Гуанчжоу (проводившийся 28 сезонов и имеющий самую длинную историю), "Yinli Cup" в Гуйлине (проводившийся 15 раз, с 1994 до 2004 г.), "Guangyang Cup" и т.д. Кроме того, эффектными и прославленными стали чемпионаты "Король сянци" и "Laiqun Cup".
Чтобы повысить шансы молодых игроков, с 1998 года стартовал мужской, а с 2004 — детский Турнир национальных мастеров. Организаторы этих турниров сказали, что их чемпион или игрок, получивший в них достаточный уровень побед, будет получать звание гроссмейстера. На этих турнирах многие молодые игроки оттачивали свою тактику. Чжень Ихун, Чен Ханфэнь и Чен Личун, победив вэтих турнирах и набрав достаточный уровень побед, стали гроссмейстерами. Хон Чжи и Чжао Синсину чемпионство в этих турнирах придало уверенности, и они победили в национальном индивидуальном состязании, став блестящими игроками в сянци нового поколения. С 1956 по 2001 год национальными чемпионами становились 10 человек, а с 2002 по 2007 год появились 3 новых чемпиона — И Ёухуа, Хон Чжи и Чжао Синсин. Это показывает, сколь более яростным стало соперничество на поле сянци в новом веке, и как примечательно выросли сильнейшие игроки.
Соревнование по быстрым сянци "Zhongli Cup", стартовавшее в 1997 году, начинается утром каждой субботы и транслируется спортивным каналом CCTV, став очень популярной программой. Во время этого соревнования организаторы получают тысячи писем от аудитории. Это тоже доказывает широкое признание сянци. Далее стартовали "Hongniu Cup", "Zhongshi Cup", "Xianglong Cup", "Paiwei Open TV Rank Competition" для мастеров-мужчин и женщин, "Xianglong Cup" между северными и южными игроками и другие многолетние серии соревнований. Просмотр соревнований по сянци на канале CCTV-5 утром каждой субботы стал лучшим времяпровождением для множества поклонников сянци.
С 1980-х годов проводятся, одно за другим, международные соревнования по сянци: идёт первичная "интернационализация" сянци. Пока в азиатских и мировых турнирах доминируют китайские игроки, но стать чемпионом становится всё труднее и труднее.
Сянци принадлежат и Китаю, и всему миру. Поэтому будущее сянци, должно быть, весьма перспективно.
Ху Жунхуа родился в Шанхае в 1945 году, однако его родина — Тянху в провинции Тяньсу. В детстве его учили такие великолепные мастера, как Доу Гуожу и Су Дацинь.
В конце 1950-х он великолепно выступил во Взрослой группе соревнований по сянци муниципального уровня в Шанхае.
В начале 1960-х он впервые принял участие в национальном чемпионате и стал его чемпионом в возрасте 15 лет. До 1979 года он победил в национальном чемпионате 10 раз и был награждён титулом "10-кратный Чемпион". Он, также, победил в национальных чемпионатах 1983, 1985, 1997 и 2000 годов.
В 1980-е он пятикратно становился чемпионом кубка "У Ян". В 1988 году он стал чемпионом первого чемпионата "Король сянци".
Он, также, 7 раз внёс вклад в национальные командные чемпионаты: в 1960, 1979, 1986, 1991, 1994, 2003 и 2007 годы.
Он был одним из ведущих игроков команды Китая в командном чемпионате на Кубок Азии 6 раз с 1980 по 1990 годы, и особенно — в 1-м Чемпионате мира по сянци в 1990 г., и в 7-м — в 2001 г.
Он стал чемпионом 1-х Международных игр в сянци с приглашением на "Кубок 7 звёзд" в 1984 г.
Он завоевал 1-й приз в 6-м и 7-м Соревновании мастеров азиатских мородов 1991 и 1993 годов.
Он был награждён титулом "гроссмейстер сянци" в 1982 году.
Он завоевал титул "международный гроссмейстер" в 1988 году.
Он дважды завоевал "Почётную медаль спорта" Государственного спортивного комитета: в 1982 и 1991 году.
Ху Жунхуа, также, силён в "сянци вслепую" и в "войне колесниц слепых сянци". Одно из его достижений — в том, что он тренировал себя в отсутствии игроков в сянци во время Культурной революции.
Сила его памяти и планирования проявилась в том, как в 1977 г., в Макао, он играл в сянци вслепую с 14 противниками одновременно, и на удивление победил во всех партиях. После этого он получил прозвище "Супермен сянци".
Ху искусен как в целом, так и в созидательном планировании игры. Он умеет гибко применять тактику в соответствии с особенностями различных игроков. Он — эксперт в Фэй сян тю ("дебюте слона"), Фань гон ма (применении двух пушек для сдерживания коня противника), Шунь шоу пао (дебюте C2=5 С8=5) и т.д. Во время игры Ху часто идёт на риск ради победы.
Ху написал книги "Коллекция Фань гон ма", "Экстракт игр Ху Жунхуа", "Экстракт того, как победить 10 раз" (в соавторстве с Су Тянли). Он, также, отредактировал свои многолетние партии в сянци: "Коллекция битв Ху Жунхуа в сянци", "Полная коллекция короля сянци Ху Жунхуа".
Столетний король сянци Се Сясюнь играл в сянци с Чжоу Эньлаем в Чунцине во время войны с Японией. Как-то раз Су спросил экс-премьера об уровне игры в сянци в освобождённых землях: "Проводились ли соревнования по сянци в Яньане? Много ли там было столь же искусных игроков, как ты?" Чжоу сказал: "Коммунистическая партия поддерживает спорт, и сянци — великолепная игра, которая была там популярна. Солдаты и простые люди часто организовывали совместные соревнования. Мао Цзэдун, Чжу Дэ, Дун Биву — все они любили сянци и участвовали в этих соревнованиях. Недавно было соревнование, в котором победил Дун Биву, а я оказался вторым".
Король сянци считал своей миссией повышение уровня игроков в сянци. Помимо Яньаня, он объездил всю страну, и 4 года провёл за границей. Поэтому он попросил у Чжоу визит в Яньань. Чжоу объяснил Королю сянци, что добраться до Шанбэя из Чунцина слишком сложно: на пути — три барьера врагов, и это гораздо сложнее, чем добраться до Нанъяня, хотя люди в Яньане и были бы рады его увидеть. Услышав это, Король сянци ответил: "Пройти три барьера слишком сложно. Но у меня должен быть шанс сыграть с Дун Биву".
Сянци доминировали в Малайзии, которая относится к области Наньянь. В последние годы династии Цинь Сунь Ятсен создал там революционную организацию. С помощью сянци он приобрёл популярность среди местных людей и провозглашал патриотические идеи. Когда Король сянци Се Сясюнь посетил Куала-Лумпур, его приветствовал Лам Синьтао, старый друг Сунь Ятсена, рассказавший о том, как Сун распространял революционные идеи с помощью игр в сянци, которые он организовывал вместе с Ламом. Се Сясюнь подчёркивал, что в игре все фигуры поддерживают генерала в борьбе против врага, что вселяло в малайзийских соотечественников большую воодушевлённость.
Красные начинают и выигрывают.
|
В свободное время Мао Цзэдун часто играл в сянци или смотрел, как играют другие.
Особое внимание Мао Цзэдун уделял пешкам. Он говорил, что следует ценить свои пешки, так как после пересечения реки они могут бесстрашно продвигаться вперёд. Столкнувшись с королём, они должны идти смело, и тогда смогут застать его врасплох и создать противнику большие неприятности.
Он, также, сравнивал советников и слонов сянци с гвардией. Он часто говорил своему окружению, что короля нельзя изолировать от своих "советников" и "слонов", и наоборот. Окружение должно знать намерения лидера, а лидер должен давать окружению возможности максимально проявлять свои таланты. Если каждый будет находиться на своём месте, результат будет плодотворным.
Во время войны с Японией штаб 2-й дивизии Новой 4-й Армии расположился в маленьком городке Банта, на северо-востоке провинции Аньхой.
Су Ле, работник ресторана на востоке Банта, был известен своей искусностью в игре в сянци. Однажды в этот маленький ресторан пришёл армейский посыльный. Су Ле спросил его с улыбкой: "Чем могу быть Вам полезен?" Посыльный ответил: "Благодарю. Не могли бы Вы сыграть в сянци?" Услышав об игре в сянци, Су пошёл за посыльным в здание штаба дивизии.
Посыльный провёл Су на второй этаж и сказал в двери: "Можно войти?"
"Пожалуйста, входите!" — раздался вежливый голос Ху Фу (Ху Фу — псевдоним Лю Шаоци во время войны). Посыльный открыл дверь и объявил: "Это Су Лие".
"Я слышал, что Вы хорошо играете в сянци, так?" — спросил с улыбкой Лю Шаоци, давая Су сигарету.
Су взял сигарету и ответил с улыбкой: "для меня это лишь хобби".
"Отлично. Сыграем партию?"
Посыльный принёс фигуры. Лю Шаоци первым взял красного короля и поставил его на исходную позицию.
"Нет, красными хочу играть я", — сказал Су Ле.
"Почему?" — спросил Лю Шаоци с большим интересом.
"Сторона чёрных играет за Сянгъю, короля страны Чу. Под конец он проиграл и умер", — с улыбкой ответил Су Ле.
"Так ты говоришь, красные побеждают в борьбе?" — с юмором спросил Лю Шаоци.
"Да. Полагаю, что поэтому Красная Армия и была так названа", — сказал Су.
"Ну хорошо, играй красными", — засмеялся Лю.
Первую партию Лю Шаоци проиграл. "Эге, да ты прав. Чёрные проиграли, как и ожидалось", — сказал Лю.
Далее они сыграли ещё несколько партий, и каждая из сторон победила по нескольку раз.
Перед тем, как Су ушёл, Лю Шаоци сказал ему: "Ты действительно очень хорошо играешь. Мне нужно у тебя учиться."
Следующим вечером Су пришёл снова. Лю Шаоци только что освободился, поэтому они сыграли вновь. Играя, Лю спросил о положении простых людей в городе Банта и о семейной жизни Су Лие. Он воодушевил Су на труд и принятие активного участия в борьбе против японских захватчиков.
В сентябре 1945 года Чжоу Эньлай и Мао Цзэдун начали в Чунцине мирные переговоры с Гоминьданом. Во время этих переговоров Чжоу убедительно возражал Чану. Чтобы сохранить лицо, Чан предложил Чжоу сыграть в сянци ради его великолепного умения играть. Чжоу сказал с юмором: "Хорошо. Интересно будет сыграть с тобой."
В дебюте Чан сильно стремился победить, поэтому он двинул пушки, чтобы получить лидерство. Чжоу спокойно принял вызов. Он использовал ладью и пешку. Его фигуры заботились друг о друге. Положение было спасено. В миттельшпиле Чан потерял коня и пушку. В это время Чжоу правильно атаковал, и поле боя сместилось к королю. Чану пришлось отдать ладью, чтобы спасти короля. Наконец, Чан проиграл. После этого Чжоу сказал ему наставительно: "Тактика твоих пушек была эффективна. Но ты пренебрёг моими пешками." Смутившись, Чан ответил: "Твоя тактика гораздо лучше моей". Затем он погрузился в уныние.
В молодости Лю Бочэн любил играть в сянци. Когда в сянци играл кто-то старший, он любил смотреть. Когда играл его сверстник, он хотел участвовать. Он, также, любил читать книги по сянци.
Его сосед, мистер Чжан, знаменитый своим пристрастием к сянци, обычно не играл с более слабыми игроками. Однажды Лю Бочэн навестил его и они сыграли в сянци. Мистер Чжан считал, что игра служит лишь для отдыха. К своему удивлению, он проиграл. Вторую игру он тоже проиграл, хотя и был осторожнее. Мистер Чжан погладил свою бороду и сказал с удивлением: "В Чжаньтяба у меня не было настоящего противника. Теперь ты — единственный."
Когда молодой Лю Бочэн играл в сянци, он не слушал других. Вместо этого он предпочитал думать сам. Если он ошибался с ходом, то не жалел об этом, но старался отложить ошибку в мозгу, чтобы запомнить её. Если же кто-то жалел о сделанном ходе, то он на него не ругался.
Несмотря на молодость, он хорошо анализировал эндшпили, применял приёмы из книг и придумывал в реальных играх новые идеи. Указывая после игры на некоторые сложные эндшпили, он любил говорить: "Отдача этого сложного пункта значила потерю шанса на победу в выигрышной ситуации".
Чэнь И был выдающимся генералом, сражавшимся и в реальной войне, и в войне сянци, умным поэтом и знаменитым игроком в сянци. Его работы отражали всесторонность его талантов.
Павильон парка Хуаси расположен на склоне холма. Люди часто собираются в нём, чтобы поиграть в сянци.
Полагаю, что нужно предлагать противнику ходить первым. Если при этом ты выиграешь, это покажет твоё умение.
Это стихотворение Чэнь И написал во время инспекции в Циянь, посещая парк Хуаси после возвращения из заграницы в 1964 году. В этот момент он с любопытством наблюдал игру в сянци в павильоне. Это стихотворение, Huaxi Qijue, не только указывает на расположение павильона, но и живо описывает большие усилия, предпринимаемые игроками в сянци. Наконец, оно отражает благородство его манер, придавая теме возвышенный характер.
Содержание другого его стихотворения таково.
Если ты выигрываешь игру слишком легко, тебе следует сильно молиться за себя, ибо гордыня означает предрасположенность к проигрышу.
История доказала этот факт. Будучи сдержанным, ты предрасположен к победе, и наоборот.
Это стихотворение было написано во время битвы Сучжун, до освобождения Китая. После двух партий в сянци со старцем он повторил высказывание этого старца и написал стих, чтобы выразить своё понимание этого высказывания. С момента прорыва в битве Сучжун Чэнь И, командир новой 4-й Армии, в первый раз играл с этим старцем с результатом одна победа и две ничьи. Играя же с ним во второй раз, он проиграл все партии. Чэнь И спросил, в чём причина. Старец ответил: "Я знал, что ты командир, и в первый раз, перед битвой, не должен был тебя расстраивать. Ко второму разу я услышал, что ты уже победил в битве, и поэтому заставил тебя проиграть все партии, чтобы охладиться." После этого замечания Чэнь И и написал данное стихотворение.
Во время войны против Японии жил человек по имени Син Сансян. В прошлом у него была клиника в Чжэнтяне. Из-за нежелания консультировать японцев он занимался сбором лекарственных трав, прячась в Цуан Юане — даосском храме в Маошане. Прослышав об этом, Чэнь И нанёс ему визит со своей гвардией.
Чэнь И знал, что Син Сансян любил играть в сянци, поэтому по прибытии он просто стал играть с ним в сянци. Когда игра началась, Чэнь И сначала заставил Син Сансяна съесть несколько фигур. Когда ему уже грозило неизбежное поражение, Чэнь спросил Сина: "Мистер Син, почему в сянци правила говорят, что игра кончается матом королю? Почему пешки и кони не могут вернуться на поле боя после излечения?" Син Сансян не смог сразу ответить на этот вопрос. Тогда Чен И пропел первую строку двустишия:
Когда начинается игра в сянци, её единственный результат — смерть. Если кто-то проигрывает, это означает поражение. Результат не изменить.
Услышав эту строку, Син Сансян не понял её смысла. Он стал ломать голову над её значением, но тут Чэнь И пропел вторую строку:
Когда в Китае начинается настоящая война, раненых можно излечить. Победа возможна.
В этот момент Син Сансян понял, и сказал: "Ты намерен пригласить меня лечить раненых в Новой 4-й Армии!" Далее он подарил Армии все собранные им лекарственые травы. Переговорив с Даочжанем, он превратил даосский храм в главный госпиталь Тяньнаньского штаба Новой 4-й Армии, внеся огромный вклад в медицинские службы нашей армии.
Вэнь Тяньсян был великим патриотом, писателем и поэтом последних лет Южной Сун. В детстве он любил играть в сянци. Он часто играл с закрытыми глазами, поэтому его называют отцом игры в сянци "вслепую".
Он тоже писал стихи, выражающие любовь к сянци. Однажды он написал стих "Диалог с Сяо Тиньфу на моём дне рождения".
Основная идея этого стиха — в том, что надо играть с лёгкостью, так как это всего лишь игра. Если в игре ты оказался в беде, не сдавайся слишком легко, а пытайся делать всё, что можешь, вплоть до самого конца.
Когда армия Вэня была разбита и он попал в тюрьму в Даду (нынешний Пекин), он часто играл в сянци, чтобы убить время. Его план игры в сянци под названием "Встречай врага сам, лицом к лицу" демонстрирует его убеждённый патриотизм.
В Синцзяне бытует легенда, что местную культуру сянци взрастил Лин Зэсу. Когда Нан Тинъюань, игрок в сянци и уйгур по национальности из Синцзяна, участвовал в 1-м Национальном чемпионате по сянци в 1956 году, он сказал прессе, что культура сянци в Синцзяне имеет столетнюю историю, начиная с Лин Зэсу.
Лина Зэсу угнетала коррупция циньского правительства после того, как он запретил опиум в Гуанчжоу. В 1841 году он был сослан в Синцзян. В начале 1845 года он был освобождён и остался в Синцзяне на многие годы. Там он смог распространить сянци. Вся его семья любила играть в сянци. Ли Юанду, учёный династии Цинь, упоминает в книге "Истории династии Цинь", что Лин любил выпивку и играть в сянци. В "Книге про Лина Зэсу", также, упоминается, что его жена была сильна в стихосложении и в игре в сянци, чем заслужила его уважение. В стихотворении "Моей дорогой жене" из сборника стихов Юн зуо Шан Фаня (ученика Лина) говорится, что он часто играл в сянци со своими домочадцами, не заботясь о победе и поражении. Он говорил, что играет со своей семьёй лишь ради развлечения. Отсюда видно, что Лин имел пристрастие к сянци. И когдаон был сослан в синцзян, то не стал отказываться от сянци.
Чжан Сюэлян научился играть в сянци в молодости, обучаясь в школе Фэньтяна (ныне Шеньян) Тянь Ву Тань. В свободное время он часто играл в сянци с одноклассниками. Среди учеников он был лучшим. Когда другие хвалили его мастерство в сянци, он улыбался и говорил: "я не столь хорош, как вы думаете".
Чжан Сюэлян охранял Чана Кайши по дороге из Нанкина в Сиань после Сианьского инцидента. Сойдя с трапа, Чан подверг Чжана домашнему аресту. Чжан потерял свободу, и в десятилетия, которые он провёл в заключении, сянци стали для него лучшим развлечением для убийства времени.
С 1937 г. по осень 1939 г. Чжана переводили в несколько мест, включая Фэньхуа в Чжэтяне, Хуаньшан в Анхуе, Ченчжоу и Юанлинь в Хунане и т.д. В эти годы он обычно играл в сянци с солдатами из военной полиции, наблюдавшими за ним во время чтения книг, подвижных игр и рыбалки. Чжан был амбициозным человеком. Если он выигрывал, то всё было отлично. Если же нет, то он предлагал противнику сыграть ещё. Один солдат, Сяо Ганьпао, любил играть в сянци и играл хорошо. Чжан часто просил его поиграть. Этот парень был агрессивным, как и Чжан. Если он проигрывал, он предлагал сыграть ещё. Поэтому они играли с большим интересом, и часто сидели друг против друга целый день, забывая даже о еде. Если было слишком поздно, они зажигали свечи и играли допоздна.
Во время поездки из Ченчжоу в Юанлинь кто-то ненамеренно потерял набор фигур. Тогда, прибыв в Юанлинь, Чжан Сюэлян и это парень сделали новые фигуры из древесины местной камфоры, так как не могли сразу купить новые фигуры. Иероглифы на фигурах — "король", "советник", "лошадь", "пушка" и т.д. — надписал Чжан Сюэлян. Когда они играли, фигуры фигуры издавали тонкий приятный аромат. Поэтому Чжан эти фигуры очень любил. Однако вскоре Сяо Ганьпао был послан на фронт. Через месяц передали, что он пал в битве в войне против Японии. Услышав эту новость, Чжан долгое время молчал. Затем он выбросил все эти фигуры в реку в Юанлине, оплакивая своего друга по сянци, пожертвовавшего жизнью в войне против японских врагов. Действительно, необычный вид траура по умершему.
Осенью 1940 года Чжана перевели в город Сювэн в Гуйчжоу. В свободное время он всё так же продолжал играть в сянци с солдатами. Играя, он всегда выдумывал идеи, чтобы развлечь других. Однажды, играя с солдатом, он выдвинул перед игрой одно условие: победитель хлопнет проигравшего по ладони 5 раз. В первой партии проиграл солдат, и Чжан действительно применил правило, хлопнув его. Во второй партии он проиграл и подставил руку, дозволяя солдату хлопнуть. Но тот не осмеливался. тогда Чжан, улыбаясь, сказал: "не ударив меня, ты нарушаешь соглашение, и должен быть наказан пятью ударами". Солдат доброжелательно протянул свою руку и получил ещё 5 ударов. Наблюдателю это показалось интересным, и он попросил Чжана сыграть с ним.
Через некоторое время из США вернулась мисс Чжао Иди. Помимо повседневных забот о Чжане, Чжао часто играла с ним в сянци. Жизнь под домашним арестом была столь продолжительна, что Чжан был глубоко подавлен. Однажды, рассердившись, он сбросил все фигуры с доски. Тогда мисс Чжао собрала их и стала его утешать. Чжан часто, с юмором и большой горечью, говорил мисс Чжао: "Теперь я, как генерал, могу командовать лишь этими шестнадцатью фигурами".
Рассказывают, что около департамента Ба чи ин фань, расположенного у восточного входа в пекинский Дворец благоухающих холмов, был клуб сянци "Весна и осень", в котором подавали чай и играли в сянци. Владелец клуба, Чжао Сэфу, был учителем в Тюэ луо — одной из школ императорского клана Ба Ци. Чжао был известен своим умением искусно играть в сянци. Однако он был столь заносчив, что называл себя "непобедимым". На своих воротах он написал куплет, гласивший, что его искусство является непревзойдённым, и все это отлично знали. Он часто приколачивал короля к доске, говоря, что не будет им ходить, играя с таким-то противником. Он бессовестно говорил, что если кто-нибудь сможет его победить, то он бросит играть в сянци.
Цао Сюэцинь думал, что Чжао слишком высокомерен, и решил дать ему возможность отказаться от сянци, подавив его. Он взял щипцы и пошёл в клуб сянци. Сначала он наблюдал, как Чжао играет с другими игроками, изучая его приёмы. Затем он сел играть с ним. Первую игру он проиграл, вторую свёл вничью. В игре Цао использовал стратегию, называемую "труднодоступность". В третьей игре он агрессивно атаковал, в то время как Чжао терял свои фигуры одну за другой, оставляя поле боя. Наконец, Цао нанёс шах. Увидев шах, Чжао попытался увести короля, но тот был приколочен к доске. Цао вынул щипцы и выдернул гвоздь. Чжао вынужден был признать своё поражение.
После этого весть об искусности игры Цао в сянци распространилась по Благоухающим Холмам.
Чжэнь Банцяо (1693—1765) был хорошим поэтом, каллиграфом и художником. Любил он и игру в сянци.
В 1725 году, в возрасте 33 лет, он впервые отправился в Пекин. Благодаря таланту и репутации, он завоевал благосклонность Иньси, 21-го сына императора Канси, носившего титул шэн туюн вань. Чжэнь восхвалял дружелюбие Иньси и совершенство его писаний: "Он мог скрыться в деревне, интенсивно изучая одну часть предложения или один ход в сянци. Вот насколько он был скромен и неамбициозен". Говоря это, Чжень не занимал никакой позиции. Беседуя о стихах и живописи, они с Иньси любили играть в сянци, и ни одна из сторон не доминировала. Так что их дружба была прочной. Годы спустя, Чжэнь во второй раз поехал в Пекин для экзамена на титул тинши, когда ему было 45 лет, а Иньси — примерно 30. Оба они были очень рады встретиться вновь и снова играли в сянци в резиденции Иньси, в пригороде Пекина. Поэтому сянци стали нитью, связывающей их дружбу. В этот год Чжэнь занял на экзамене первое место. Однако он долго ждал, так как до конца года для него всё не находилось вакантной должности. Далее Чжэнь уехал из Пекина на юг на 5 лет. В 1741 году он приехал в Пекин в третий раз. Он прямиком направился в резиденцию Иньси и стал ждать назначения. Иньси предпринял большие усилия, устанавливая отношения с чиновниками. Наконец, на следующий год 50-летний Чжэнь получил назначение в контору в Фан Сяне, Шандун. если бы не рекомендации Иньси, его таланты и знания не были бы востребованы. Перед отправлением Чжэня в Шандун Иньси написал для него стихотворение; в ответ Чжэнь тоже написал стихотворение, в знак благодарности.
Далее эти отношения между двумя поколениями оказались разорваны. Впоследствии Чжэня послали в Вэй Сян, Шандун, в качестве уездного судьи. Прибыв туда, он написал Иньси, в Пекин. Прочтя это письмо, Иньси конечно же вспомнил старого друга. В ответ он написал Чжэню стихотворение.
Основная идея этого стихотворения такова: "Мы повстречались 20 лет назад и ценили друг друга. Вместе мы играли и учились. Мы говорили обо всём. Потом ты быстро уехал, и мы оказались разделены. Неожиданно я получил от тебя известия. Я так счастлив услышать о тебе!"
Писатель-романист Чжан Хэншуй говорил, что у него нет трёх умений: пить, отгадывать загадки и играть в сянци. Однако в вейци и сянци он играл весьма неплохо.
Чжан Хэншуй любил читать книги, в том числе и учебники по сянци. Когда он уставал от написания своих книг, он часто развлекался игрой в сянци в соответствии с учебником.
Однажды, в старости, его хватил удар, и половину его тела парализовало. После этого он почти восстановился. Но из-за высокого давления он не мог слишком много думать. Поэтому, чтобы убить время, он часто читал книги по сянци Он читал часами, поэтому однажды дети спрятали все учебники по сянци ради его здоровья.
Сын Чжана Хэншуя научился играть в сянци в 8—9 лет. Ежедневно, после школы, он ставил доску напротив кресла отца. Затем он расставлял фигуры и садился напротив, в маленькое кресло, прося отца сыграть с ним. Он требовал от отца фору в ладью, коня и пушку. Зачастую отец и сын играли часами. Агрессивные атаки сына часто ввергали отца в большие неприятности.
Однажды в 1957 году гонконгский писатель о боевых искусствах Лянь Юшэнь женился и проводил медовый месяц в Пекине. Прибыв в Пекин, он оставил жену в отеле, желая проконсультироваться об искусстве сянци в Пекинском клубе сянци у Чжана Сёнфэя и Хоу Юшана, известных пекинских игроков того времени. Но этих игроков там не оказалось, поэтому с ним сыграл один из игроков этого клуба. Первую партию Лянь победил, вторую свёл вничью. Игрок удивился и спросил: — Кто Вы?
Лянь ответил:
— Я приехал из Гуандуна.
— Не знакомы ли Вы с Янем Гуанлином?
— Однажды я с ним играл.
— И как вы с ним сыграли?
— Янь сначала разрешил мне сделать два хода, и лишь затем пошёл сам.
Янь Гуанлинь был в то время чемпионом Китая. Это доказывает, что Лянь хорошо играл в сянци.
Собеседник Ляня оказался чемпионом одного пекинского района. Они играли ещё, и оказались равными по силе. Играя до полуночи, они не смогли выяснить, кто сильнее. В этот момент Лянь обнаружил, что он забыл о еде, проголодавшись за ночь.
Удивительно, что в этот момент Лянь забыл и о жене из-за игры в сянци во время своего медового месяца.
В октябре 1983 года из города Касселя в Германии пришла вдохновляющая новость, что победителем первого по международному рейтингу соревнования изготовителей скрипок, за наилучшее качество тональности, стал Дай Хоньсянь — известный первоклассный скрипичный мастер из пекинской фабрики Синьхай. С этого времени скрипки китайца Дай, ставшие лучшими в мире, считаются скрипачами всего мира шедеврами, а сам Дай стал известен во всём мире.
Сейчас этому скрипичному мастеру 60 лет. Он силён, полон здоровья и энергии. Его глаза светятся мудростью. Когда репортёр спросил его о его хобби, он сказал: "У каждого живого человека должно быть хобби для себя. Но я отказался от всех этих хобби, чтобы сфокусироваться на создании скрипок." Однако он добавил: "у меня осталось хобби — игра в сянци". Дай Хоньсянь играет в сянци уже 30 лет.
Проводя много времени в утомительном обдумывании искусства изготовления скрипок, он начинает хотеть поиграть в сянци. Сянци становятся для него разновидностью отдыха. Он говорит: "Играть в сянци — это большое развлечение". Что интересно, Дай Хоньсянь анализирует в своём единственном хобби: в то время как его друзья не особенно задумываются над его приёмами в сянци, он делает в игре ставку на интеллект. "Тот, кто умён, играет хорошо. И хотя я играю в сянци многие годы с весьма небольшим прогрессом, в целом я не проигрываю". И действительно, его не-тактическая игра обычно запутывает его друзей с высоким уровнем, и иногда он их матует.
Ли Жуйхуань любил играть в большой теннис, пинг-понг, сянци и т.д.
Большинство людей играет в сянци только для развлечения. Но Ли отличался тем, что всегда связывал метод мышления и стиль работы с приёмами сянци. Заняв пост секретаря муниципального комитета в КПК и главы Тяньцзиня, он часто говорил о советах по игре в сянци.
Совет 1: Если хочешь победить, продвигайся шаг за шагом.
Однажды, когда Ли Жуйхуань открыл временную выездную приёмную для народа, чиновники стали обсуждать предмет промышленного производства Тяньцзиня. Ли вступил в дискуссию. Он сказал, что улучшение промышленного производства сильно похоже на игру в сянци. Согласно субъективным пожеланиям, никто не хочет проиграть первым. Когда игра началась, и все фигуры расставлены, есть возможность шаховать с самого начала. Но нужно продвигаться шаг за шагом, постепенно ловя фигуры противника и разрушая его атаку и защиту. Когда настанет момент, его короля надо будет заматовать сразу. Тогда ты победишь. То же самое верно и в отношении улучшения промышленного производства. Чтобы достичь этой цели, недостаточно лишь уделять внимание промышленному производству самому по себе. Вместо этого, надо пытаться обеспечить создание существенных условий для развития производства.
Совет 2: Победа зависит от наивысшей тактики.
Когда Ли Жуйхуань говорил о сянци, он замечал, что победа зависит от наивысшей тактики, и это всегда так. Она, также, зависит от новых приёмов и мудрых приёмов. Ли уделял особое внимание тактике в своей работе с упором на новые и мудрые приёмы в действии. Он призывал кадры всех уровней сосредоточиться на осознании новой ситуации, разработке новых методов, обучении на опыте, выяснении порядка и использовании новых путей развития. Кроме того, он и сам подавал другим пример. Ли редко слушал слова, которые выглядели правильными, но были бесполезны. Слова следует рассматривать в соответствии с реальной ситуацией, настоящие и глубокие — принимать легко, и тогда они будут большой поддержкой.
Совет 3: В сянци не следует делать глупых ходов. В сянци не следует играть с самообманом.
Из-за большой любви Ли к сянци, он часто сравнивал ошибки в своей работе с глупыми ходами и рассматривал отрицание ошибок как самообман в сянци. Это показывало стиль мышления Ли о том, что в работе могут быть ошибки, но их следует избегать, как следует избегать глупых ходов. А совершив ошибку, её следует признать и исправить, что означает — избегать самообмана с глупыми ходами. Он всегда говорил, что преодоление трудности равноценно победе, и это делает беду менее ужасной; разрешение проблемы означает убирание препятствия и совершение шага вперёд, что делает проблему менее беспокоящей, а обучение на опыте означает превращение урока в успех, что делает ошибку менее болезненной.
Чтобы совершать в своей работе меньше ошибок, Ли подчёркивал, что кадры должны быть сильны в умении учиться на ошибках. Его девиз: "никто не должен получать преимущества перед другими или страдать от потерь без указания на то, что происходит". Это означало, что никто не должен выигрывать или проигрывать без разъяснения (после игры) причин происшедшего. Каждый игрок должен указывать, почему он выиграл или проиграл. Тогда его умение и тактика будут улучшаться. Это же верно и в отношении работы. Следует непрестанно самосовершенствоваться, усиливая свою осведомлённость в проводимой работе.
В прославленной и глубокой китайской культуре сянци широко распространены глубоко эмоциональные двустишия о сянци. Предлагаю Вам оценить следующие знаменитые строфы.
В 728 году император собирал вундеркиндов со всей Поднебесной. В тесте участвовал и 7-летний Ли Ми. Встретившись с императором Суанзуном, он с большим интересом сыграл с ним в сянци. Суанзун попросил премьер-министра Чжана Шуй протестировать Ли Ми двустишиями. Двустишие Чжана было таким: "Доска — квадратная, фигуры — круглые. Действуя, ты даришь шахматам жизнь. Бездействуя, ты отнимаешь их жизнь." На это Ли ответил: "Квадрат символизирует благородство. Круг символизирует мудрость. Действующий получит то, чего хочет. Бездействующий не получит ничего." Это двустишие воодушевило императора, и с него началась придворная карьера Ли Ми.
Однажды император Хунву играл в сянци со своим советником Лю Бовэном. Имея в игре преимущество, он сказал: "Блистательное очарование вызывает рассмотрение неба, как доски, а звёзд — как фигур." Лю ответил: "Это в точности соответствует сравнению грома с барабаном, а молнии — с игрой в сянци."
Говорят, что Хун Ченчоу, министр династии Мин, предавший свою страну, играл в сянци в день, получивший название "Серый Дождь". Он сочинил первую строку двустишия: "Как могу я ради этой великолепной игры забыть, что сегодня День Серого Дождя?" Соперник ненавидел его из-за предательства Родины, и закончил двустишие так: "Как можешь ты забыть блага своего прежнего хозяина, польстившись на другого?" Эта вторая часть выразила отношение людей эпохи Мин к Хун Ченчоу и его предательству своей страны.
Учёный эпохи Цинь использовал сянци в таком двустишии: "Генералы ведут армии. Мириады солдат следуют своим приказам. Войска движутся с огромным стремлением к победе; военные готовы сражаться насмерть." В это время в Китай вторглись объединённые войска Восьми сил, и императрица-вдова Сиси бежала в провинцию Сиань. Она пыталась заключить со вторгшимися армиями мир. И тогда кто-то, под псевдонимом Пай Гоу, закончил это двустишие такими словами: "Наивысший Предводитель оставил скипетр. Никто не берёт на себя страну. Чиновники готовы к многочисленным переговорам о мире. Все подавлены и отчаялись." Это сравнение с шахматами было очень правильным. Блестящее вплетение текущей истории в двустишие показало ярость простых людей.
Фэнь означает "встречать кого-то или что-то". дуй шоу означает "противник равного уровня". Фраза Чи фэнь дуй шоу значит, что обе стороны, или противники, имеют практически одинаковый уровень знаний, или силы. Говорят, также, Чи фэнь ди шоу. Это выражение происходит из легенды Си Ана из книги Тин: "Обычно уровень мастерства Си Ана в сянци был гораздо выше, чем у Си Суана, но Си Суан беспокоился о сражении. В результате игра становилась равной, без побед и поражений." Кроме того, Лин Сунхэ сказал в своей поэме Гуан Чи так: "Встретив кого-нибудь одного с тобой уровня, ты можешь заиграться с ним допоздна."
В игре можно проиграть из-за ошибочного хода важной фигурой. Это же верно и в повседневной жизни. Если ошибка происходит на важном этапе или в ключевом деле, она может провалить весь план.
Луо означает "распространять", Бу означает "распределять". Данная фраза означает распространение фигур так, как рассыпаны звёзды. Она описывает большое количество и широту распространения. Бан Гу в своей книге Лянь ду фу сказал: "Лье цу чжоу за, синь луо юн бу" (то есть, что солдаты были расставлены подобно звёздам и облакам на небе). Это высказывание и послужило источником фразы Синь луо ци бу.
Дань тю чжэ означает того, кто играет в сянци. Пань гуан чжэ означает наблюдателя игры со стороны. Данная фраза означает, что играющему надо слишком много думать, чтобы понять, как победить, в то время как посторонние наблюдатели понимают, как победить, так как не вовлечены в игру. Говорят, также, Дань ши чжэ ми, пань гуан чжэ цинь. Источником этой фразы является легенда о Ву Синьчуне из книги Тань.
Изначально это был слэнг сянци. Данная фраза означает жертву менее важного ради спасения более важного.
Эта фраза означает, что у тебя есть фигуры, но ты не знаешь, куда ими ходить. Смысл её — в том, чтобы делать дела без колебаний. Она происходит из 25-го года господина Сун Сянь Гуна из книги Уо чжуан: "И чжэ тю ци бу динь, бу шэнь чи оу" (т.е.: "игрок должен уметь собирать свои мысли воедино. Иначе он наверняка проиграет.")
Байтю сянци пу — это самая известная из древних книг по сянци в Китае. Впервые она была опубликована в 1801 году, в эпоху Цинь, издателем Ли Санле. Вместе с Синву цанпян, Чжусянь чжай сянси пу и Юаншэн хайкуо она входит в "четыре величайших работы эпохи Цинь".
Оригинальная версия Байтю сянци пу была разделена на 4 тома и 8 свитков, и включала 107 партий. В этот сборник вошли все партии, популярные в народе в эпохи Мин и Цинь, включая знаменитые Цисинь тюхуэй, Йема цаотян, Хонгъян шуаньфэй, Цянли дусинь, Тинти дули, Цийин сянлун и т.д. Они были полны переменчивостей, тонкостей и подвижностей. Результатами этих партий всегда были ничьи. Но казалось, что некоторые агрессивные атаки несут в них победу. Однако реальность была не столь проста: там было много ловушек, тесно связанных друг с другом. Если менялась одна, то вместе с ней менялась и другая. Поэтому надо было учитывать все фигуры. В этих играх мог проиграть не только жадный до победы, но и вооружённый блестящими приёмами. Если не производить предварительных исследований, игра из этих позиций вела бы к проигрышу. Через такие изюминки в этих древних руководствах проявлялась эстетика сянци.
Названия партий в Байтю сянци пу обычно происходили из исторических литературных ссылок, фольклора и военной стратегии и тактики. Например — Сун Пань доу чжи (интеллектуальная битва между Сун Бинем и Пань Хуаном), Ван Би гуй Чжао (Возвращение Хэ Ши Би невредимым к правителю Чжао), Сан ци Чжоу Ю (троекратная победа Хунь Миня над Чжоу Ю), Чаньбань тиу чжу (спасение правителя на склоне Чаньбаньпо), Чжу гэ тье фэнь (Хунь Минь берёт взаймы восточный ветер), Лиу чу Цышань (шестикратная Северная экспедиция армии Шу в горы Цышань), Ши мян май фу (полное попадание в засаду) и т.д. — все они заставляли думать читателей и игроков из поколения в поколение.
(Осталась вставка фото и рисунков.)
Консультанты: Лю Сяофань, Ху Жунхуа
Редакторы: Шан Сяли, Оуянь Цилин, Шэн Ченси, Цао Пэйдэ, Тин Юхуй, Дун Субин, Фэнь Минь, Чжан Тюинь, Си Вэйсинь
Информация: Чжан Чаоинь
chi→eng: Чжан Юань
eng→rus: shogi.ru, Д.К., июль 2010
(версия 23.1.20)+: Истоки сянци (eng.)