Сянци (китайские шахматы) - это игра, в которую играют в Китае, на Тайване и во многих других местах проживания китайской диаспоры. Проводятся турниры по сянци, и в них есть свои чемпионы. В сянци играют, также, во Вьетнаме, где эта игра носит название Ко Туонг. Сравнение с европейскими шахматами. Многие путешественники, видя эти фигуры в форме шайбочек, думают, что это просто разновидность шашек. Конечно же, они ошибаются: это настоящая шахматная игра, по сложности сравнимая с европейскими шахматами.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ В сянци играют на узлах доски 9x10. Противники разделены проходящей по центру рекой. В каждом лагере есть замок, состоящий из квадрата в 9 узлов, расположенных по центру Южной и Северной сторон. Армия каждой стороны состоит из 16 фигур. Красные играют за Юг и обычно ходят первыми. Чёрные (или синие) играют за Север. В сянци каждая фигура имеет разное для двух сторон имя:
История Иероглифы, дающие название игре, сян ци, переводятся как "слон" и "игра". Сочетание этих иероглифов можно найти в очень старых текстах, таких, как Чуси, сборнике стихов III-II веков до н.э., и в Шуо янь, I века до н.э., где говорится: "Если у тебя есть досуг, сражайся в сянци или потанцуй с женщиной из Чжэнь". Что же это была за игра? Историки считают, что это была не шахматная игра, а любо, таинственная игра в "Китайские гонки". Проблема коренится в китайской письменности и грамматике. Существует множество методов толкования неясных пассажей в древних текстах, а кроме того, сами иероглифы имеют несколько значений. Слово сянци состоит из двух символов, из которых первый, сян, в наши дни означает слона, портрет, феномен, слоновью кость, звёздную конфигурацию, знак, действие, игру, официального переводчика; а второй, ци, означает шахматиста, шахматы или другие настольные игры (к примеру, го: вэйци), основание! Первый вероятный источник - это Сяньтинь (‘Классика символической игры’), датируется 569 годом, и приписывается императору Ву (правил в 561-578 годы) из поздней династии Северная Чжоу. Хотя эта книга до наших дней и не дошла, сохранилось её предисловие, написанное Вань Бао (умер в 576 году). Оттуда мы узнаём, что сяньци были видом астрологической игры, но ничто не доказывает, что они хоть отдалённо напоминали сянци. Три цитаты - из Линьху Дефен (583-661), Вэй Чжань (580-643) и Ли Яншоу (612-678) подтверждают, что император Ву из династии Бэйчжоу изобрёл игру с названием Сяньси. Также есть вероятность, что шахматная игра упоминается в Фанвань фазань шу ('Комментарии к Фанвань тинь'), автора Фазань (643-712). Но всё это ещё требует исследований. Древнейшее неоспоримое упоминание сянци - это Сянгуай лю ("Исключительные и тёмные истории"), написанные министром империи Тан, Ниу Сэньжу (779-847): это сборник историй о сверхъестественном. Одна из них повествует о Цэн Шуне, грезящем о предстоящей битве (которая, как предполагается, произошла в 762 г.): "Лунный конь взвился наискось над тремя, Командиры ушли вбок и атаковали со всех четырёх сторон, повозки с обозом шли прямо вперёд и никогда не отступали, шесть вооружённых людей (или человек, вооружённый шестью оружиями) шли прямо и не отступали... Амуниция обеих сторон была распакована, камни и стрелы летели сквозь [поле боя]." Чтобы полностью прояснить вопрос, эти ходы можно рассмотреть в контексте, но всё это лишено определённости. В силу уникальности данного источника, рекомендуется придерживаться максимального благоразумия. Существует и другое упоминание, из современника Ниу и друга Бо Тюйи (772-846), определённо упоминающего пешки и ладьи. Отмечено также упоминание дальнобойного оружия. Имеются ли в виду пушки? Лучники и катапульты есть и в Чигуо Сяньси, 7-стороннем варианте на доске для го, изобретённом Сыма Гуанем (1019-1086), которого вдохновил период Сражающихся царств (453-222 гг. до н.э.). Река впервые появляется в стихотворении Чэнь Хао (1032-1085), а уже практически современная доска есть в иллюстрации к Дама тудзин ("Зарисовка лягающейся лошади") поэтессы Ли Чинь Чжао, того же периода.
В самом начале XII в. Чжао Бучжи упоминает игру, в которой использовалось 34 фигуры на доске 11x11. Вскоре, в Северной Сун, игра стабилизировалась, и эта определённая игра была описана поэтом Лиу Кэчжуанем около 1210. После этой даты ссылки становятся бесчисленными, а вскоре появляются и первые рассуждения о ней. Некоторые наборы фигур, извлечённые из земли:
Также следует отметить археологическое открытие отдельной Колесницы (Че) в районе Трёх запруженных ущелий в районе Ваньжоу, город Чунчинь, в 2001 году. Эта фигурка датируется эрой Восточная Хань (25-220 до н.э.) или периодом Троецарствия (221-265 г. до н.э.). Поскольку это изолированная находка, следует проявлять осторожность, прежде чем делать определённые выводы.
В 1973-1974 годы в заливе Чаньчжоу, в провинции Фуцзянь, происходил подъём затонувшего морского судна. На нём были найдены 20 деревянных фигур сянци. Они должны были принадлежать двум различным наборам, поскольку одна фигура, Конь, была выполнена с гравированным иероглифом, который был залит красной краской; другие же были просто надписаны красными и чёрными китайскими чернилами. У набора, выполненного чернильными надписями, Министры различались. Кораблекрушение датируется периодом Южной Сун (1127-1279). Интересно отметить, что самые простые фигурки были найдены около кормы, поэтому приемлемо предположение, что сянци в это время начинали приобретать популярность (хотя, конечно же, возможно и вероятно, что широкое распространение они получили раньше). Петер Банашак делает следующее замечание: "как так может случиться, что нам неизвестно ни одного неполного, несовершенного, коррозийного металлического набора фигур сянци? Может, никто не думает, что было бы ценным отмечать, фотографировать или описывать несовершенные наборы, но это рассеяло бы придирчивые сомнения насчёт наборов, которые не были найдены при правильно задокументированных раскопках".Это весьма справедливо, и много так называемых китайских монет - это ничто иное, как фигурки сянци, наподобие данных:
ДИСКУССИЯ Особенностью сянци является насыщенная разметка их доски. Сложно предположить, что река и два дворца могли возникнуть в результате эволюции персидской чатуранги и её простой доски. В цивилизации древнего Китая существует несколько квадратных образцов. Простой квадрат из сетки 3x3 предположительно относится к архитектуре Миньтань (Дворец лучей), и датируется эрой Чжоу (до III в. до н.э.). Он представляет центр, сидение правителя, откуда правление распространяется, как сияющий свет. В точности такой же дворец 3x3 присутствует и в сянци. В эру Хань встречаются и более разработанные диаграммы, в литературе наподобие Хэту (Карта Жёлтой реки) и Луошу (Рукопись реки Луо). Эти образцы символизируют числа от 1 до 10. Обе эти диаграммы связаны с известной И Цзин - Книгой Перемен. В соответствии с легендой, Сагэ, великий властитель Ю (умер в 2197 г. до н.э.), стоя на берегу реки Луо, увидел черепаху, поднимающуюся из воды. На панцире её был начертан квадрат 3x3 из чисел от 1 до 9. Числа эти были расположены следующим образом:
С удивлением Ю обнаружил, что сумма чисел в каждом столбце, в каждой строчке и на каждой диагонали одна и та же. Это был Луошу - уникальный (с точностью до факторизации по всем поворотам и отражениям) совершенный магический квадрат порядка 3. Он был интерпретирован, как сверхъестественный знак порядка во Вселенной. Говорят, что Хэту появился на спине лошади-дракона, вынырнувшей из Жёлтой реки.
Наконец, нет нужды упоминать читателю о любо - предшественнике сянци, тоже имевшем весьма разработанную доску. Кроме того, я твёрдо уверен, что разметка доски сянци имеет глубокие внутренние связи с китайской цивилизацией.
Это любопытно: Сангуоци, трёхсторонний вариант, описанный ещё в XVII в. Предполагается, что он является аллюзией на период Трёх царств (221-265) - Вэй, Шу и У. |
ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА
Я очень благодарен Петеру Банашаку за предоставленную им информацию.
Благодарю также Франческо Каппиотти за указание на ошибки.
Мои глубочайшие благодарности - сайту Yutopian, содержащем крайне интересные страницы по истории сянци, с которых я взял некоторые иллюстрации.
Последние две фотографии взяты из Asian Games "The Art of Contest, Asia Society, 2004"
Моя почта.Также использована информация: Andrew Lo and Tzi-Cheng Wang, ""The Earthworms Tame the Dragon": The Game of Xiangqi" in Asian Games, The Art of Contest, edited by Asia Society, 2004
Источник: history.chess.free.fr
eng→rus: shogi.ru, Д.К., 23.2.6 (фрагментарные стилевые правки: 2018)