Сянци - китайские шахматы

xiang

qi

Сянци (китайские шахматы) - это игра, в которую играют в Китае, на Тайване и во многих других местах проживания китайской диаспоры. Проводятся турниры по сянци, и в них есть свои чемпионы. В сянци играют, также, во Вьетнаме, где эта игра носит название Ко Туонг.

Сравнение с европейскими шахматами.

Многие путешественники, видя эти фигуры в форме шайбочек, думают, что это просто разновидность шашек. Конечно же, они ошибаются: это настоящая шахматная игра, по сложности сравнимая с европейскими шахматами.


Набор сянци.


Набор сянци с символическими значками.


КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

В сянци играют на узлах доски 9x10. Противники разделены проходящей по центру рекой. В каждом лагере есть замок, состоящий из квадрата в 9 узлов, расположенных по центру Южной и Северной сторон.

Армия каждой стороны состоит из 16 фигур. Красные играют за Юг и обычно ходят первыми. Чёрные (или синие) играют за Север. В сянци каждая фигура имеет разное для двух сторон имя:

  • "Король" - император (шуай) у красных, и генерал (тянь) у чёрных.
  • "Пешки" - это всегда солдаты, но для их различения используются различные синонимичные иероглифы. У красных это бинь, а у чёрных - цзу.
  • Слон (сян) - фигура, давшая имя этой игре - есть лишь у красных. У чёрных тоже есть сян, но написание его иное - это омоним со значением "министр".
  • Советник (ши) имеет у обеих сторон одинаковое имя, но иероглиф красного советника имеет добавочный ключ "жень". Также, аналогичную добавку иногда имеют красные пушки (пао), кони (ма) и ладьи (че или тю). Причина этого в том, что краска со временем имеет свойство выцветать, и тогда лишь различное написание позволяет распознавать фигуры.

click to enlarge 

Чёрная чэ или тю
(
ладья)

Чёрный тянь
(генерал)

Красный шуа
(император)

Красная чэ или тю
(
ладья)

Чёрный ма
(конь)

Чёрная цзу
(пешка)

Красная бинь
(пешка)

Красный ма
(конь)

Чёрный сян
(слон)

Чёрная цзу
(пешка)

Красная бинь
(пешка)

Красный сян
(министр)

Чёрный ши
(советник)

Чёрная пао
(пушка)

Красная пао
(пушка)

Красный ши
(советник)

  • У каждой из сторон есть по 5 пешек. Ходят и едят пешки одинаково, а именно: до пересечения реки - на один шаг вперёд, а после - на один шаг вперёд или вбок.
  • Генерал/император и советники могут ходить лишь по дворцу. Все они ходят на 1 шаг: император - по вертикали или горизонтали, а советники - лишь по диагонали. Император не может вставать на поле, с которого его "видит" император противника, то есть на одну с ним вертикаль, если между ними нет фигур. Захват императора - главная цель игры. Другими словами, выиграть - это поставить "мат" или "пат".
  • Слон перепрыгивает ровно на два шага по диагонали. Он не может перепрыгнуть через занятое поле. Он, также, не может пересечь реку, и обязан оставаться на своей половине доски.
  • Конь ходит так же, как и конь европейских шахмат, а именно: на 1 шаг прямо (по вертикали или горизонтали) и, сразу же, на 1 шаг по диагонали. Отличие его от европейского коня в том, что он не может перепрыгивать через занятое поле.
  • Ладья совершенно аналогична ладье европейских шахмат: она может ходить по горизонтали и по вертикали на любое число шагов.
  • Пушка не имеет европейского эквивалента: она ходит как ладья, но ест лишь перепрыгивая через третью фигуру (любого цвета).

История

Иероглифы, дающие название игре, сян ци, переводятся как "слон" и "игра". Сочетание этих иероглифов можно найти в очень старых текстах, таких, как Чуси, сборнике стихов III-II веков до н.э., и в Шуо янь, I века до н.э., где говорится: "Если у тебя есть досуг, сражайся в сянци или потанцуй с женщиной из Чжэнь". Что же это была за игра? Историки считают, что это была не шахматная игра, а любо, таинственная игра в "Китайские гонки".

Проблема коренится в китайской письменности и грамматике. Существует множество методов толкования неясных пассажей в древних текстах, а кроме того, сами иероглифы имеют несколько значений. Слово сянци состоит из двух символов, из которых первый, сян, в наши дни означает слона, портрет, феномен, слоновью кость, звёздную конфигурацию, знак, действие, игру, официального переводчика; а второй, ци, означает шахматиста, шахматы или другие настольные игры (к примеру, го: вэйци), основание!

Первый вероятный источник - это Сяньтинь (‘Классика символической игры’), датируется 569 годом, и приписывается императору Ву (правил в 561-578 годы) из поздней династии Северная Чжоу. Хотя эта книга до наших дней и не дошла, сохранилось её предисловие, написанное Вань Бао (умер в 576 году). Оттуда мы узнаём, что сяньци были видом астрологической игры, но ничто не доказывает, что они хоть отдалённо напоминали сянци. Три цитаты - из Линьху Дефен (583-661), Вэй Чжань (580-643) и Ли Яншоу (612-678) подтверждают, что император Ву из династии Бэйчжоу изобрёл игру с названием Сяньси.

Также есть вероятность, что шахматная игра упоминается в Фанвань фазань шу ('Комментарии к Фанвань тинь'), автора Фазань (643-712). Но всё это ещё требует исследований.

Древнейшее неоспоримое упоминание сянци - это Сянгуай лю ("Исключительные и тёмные истории"), написанные министром империи Тан, Ниу Сэньжу (779-847): это сборник историй о сверхъестественном. Одна из них повествует о Цэн Шуне, грезящем о предстоящей битве (которая, как предполагается, произошла в 762 г.): "Лунный конь взвился наискось над тремя, Командиры ушли вбок и атаковали со всех четырёх сторон, повозки с обозом шли прямо вперёд и никогда не отступали, шесть вооружённых людей (или человек, вооружённый шестью оружиями) шли прямо и не отступали... Амуниция обеих сторон была распакована, камни и стрелы летели сквозь [поле боя]." Чтобы полностью прояснить вопрос, эти ходы можно рассмотреть в контексте, но всё это лишено определённости. В силу уникальности данного источника, рекомендуется придерживаться максимального благоразумия. Существует и другое упоминание, из современника Ниу и друга Бо Тюйи (772-846), определённо упоминающего пешки и ладьи.

Отмечено также упоминание дальнобойного оружия. Имеются ли в виду пушки? Лучники и катапульты есть и в Чигуо Сяньси, 7-стороннем варианте на доске для го, изобретённом Сыма Гуанем (1019-1086), которого вдохновил период Сражающихся царств (453-222 гг. до н.э.).

click to enlarge

Река впервые появляется в стихотворении Чэнь Хао (1032-1085), а уже практически современная доска есть в иллюстрации к Дама тудзин ("Зарисовка лягающейся лошади") поэтессы Ли Чинь Чжао, того же периода.


Иллюстрация к Дама тудзин

В самом начале XII в. Чжао Бучжи упоминает игру, в которой использовалось 34 фигуры на доске 11x11. Вскоре, в Северной Сун, игра стабилизировалась, и эта определённая игра была описана поэтом Лиу Кэчжуанем около 1210. После этой даты ссылки становятся бесчисленными, а вскоре появляются и первые рассуждения о ней.

Некоторые наборы фигур, извлечённые из земли:

  • Полный набор из 32 фигур, найденный в 1984 около Аньси (Анъи) в провинции Цзянси. Медь. 2 стороны, чёрные и красные. На одной стороне дисков - иероглифы, на другой - рисунки. Министры разных сторон отличались немного различным написанием иероглифов. Датировка: эра Чуннинь(1102-1106).
  • Другой полный медный набор, того же периода, из Кайфыня. Иероглифические надписи с одной стороны и рисунки с дыркой с другой. Министры не разделяются.
  • Другой полный медный набор (32 фигуры), извлечённый из слоя, датирующегося примерно 1102-1110 в Чжэньминь, город Тяньгоу, Сычуань. Надписи на одной стороне и рисунки, соответствующие имени, на другой. 2 Тянь (сидящий Генерал), 4 Ши (Охранник с мечом), 4 Сян (Величественный слон), 4 Тю (Колесница, запряжённая лошадью), 4 Ма (Военный конь), 4 Пао (Катапульты) и 10 Цзу (Вооружённый солдат). Отсутствует цвет, по которому можно было бы различать стороны.
  • Полный набор из 32 керамических круглых фигур, половина белых, половина чёрных, с иероглифами Тянь, Ши, Сян, Тю, Ма, Пао и Цзу, начертанными киноварью. Датируется эрой Чуннинь (1102-1106).
  • Бронзовый набор, найденный во Внутренней Монголии в 1954 году. Надписи на одной стороне и гравировка на другой. Датируется примерно 1270 годом.
  • Два деревянных набора, всего из 20 фигур сянци, найденных в 1974 году на судне, затонувшем в заливе Чаньчжоу в провинции Фуцзянь, датируются периодом поздней Южной Сун (1127-1279) или началом периода Юань (1279-1368).

Также следует отметить археологическое открытие отдельной Колесницы (Че) в районе Трёх запруженных ущелий в районе Ваньжоу, город Чунчинь, в 2001 году. Эта фигурка датируется эрой Восточная Хань (25-220 до н.э.) или периодом Троецарствия (221-265 г. до н.э.). Поскольку это изолированная находка, следует проявлять осторожность, прежде чем делать определённые выводы.

 
Набор сянци, найденный при археологических раскопках около Пекина. Датируется эрой Северная Сун, ок. 1105. Ценность каждой фигуре придаёт рисунок на верхней стороне и идеограмма на нижней. Генерал находится в палатке, Охранники - вооружённые женщины, а Пушки - это Катапульты.

click to enlarge
Деревянные фигурки (Конь и Колесница), найденные на судне, затонувшем в заливе Чаньчжоу в провинции Фуцзянь, датируются периодом поздней Южной Сун (1127-1279) (приводится с любезного разрешения Тьерри Депаулиса)

В 1973-1974 годы в заливе Чаньчжоу, в провинции Фуцзянь, происходил подъём затонувшего морского судна. На нём были найдены 20 деревянных фигур сянци. Они должны были принадлежать двум различным наборам, поскольку одна фигура, Конь, была выполнена с гравированным иероглифом, который был залит красной краской; другие же были просто надписаны красными и чёрными китайскими чернилами. У набора, выполненного чернильными надписями, Министры различались. Кораблекрушение датируется периодом Южной Сун (1127-1279). Интересно отметить, что самые простые фигурки были найдены около кормы, поэтому приемлемо предположение, что сянци в это время начинали приобретать популярность (хотя, конечно же, возможно и вероятно, что широкое распространение они получили раньше).

Петер Банашак делает следующее замечание: "как так может случиться, что нам неизвестно ни одного неполного, несовершенного, коррозийного металлического набора фигур сянци? Может, никто не думает, что было бы ценным отмечать, фотографировать или описывать несовершенные наборы, но это рассеяло бы придирчивые сомнения насчёт наборов, которые не были найдены при правильно задокументированных раскопках".Это весьма справедливо, и много так называемых китайских монет - это ничто иное, как фигурки сянци, наподобие данных:

 


ДИСКУССИЯ

Особенностью сянци является насыщенная разметка их доски. Сложно предположить, что река и два дворца могли возникнуть в результате эволюции персидской чатуранги и её простой доски.

В цивилизации древнего Китая существует несколько квадратных образцов. Простой квадрат из сетки 3x3 предположительно относится к архитектуре Миньтань (Дворец лучей), и датируется эрой Чжоу (до III в. до н.э.). Он представляет центр, сидение правителя, откуда правление распространяется, как сияющий свет. В точности такой же дворец 3x3 присутствует и в сянци.

В эру Хань встречаются и более разработанные диаграммы, в литературе наподобие Хэту (Карта Жёлтой реки) и Луошу (Рукопись реки Луо). Эти образцы символизируют числа от 1 до 10. Обе эти диаграммы связаны с известной И Цзин - Книгой Перемен.

В соответствии с легендой, Сагэ, великий властитель Ю (умер в 2197 г. до н.э.), стоя на берегу реки Луо, увидел черепаху, поднимающуюся из воды. На панцире её был начертан квадрат 3x3 из чисел от 1 до 9. Числа эти были расположены следующим образом:

492
357
816

С удивлением Ю обнаружил, что сумма чисел в каждом столбце, в каждой строчке и на каждой диагонали одна и та же. Это был Луошу - уникальный (с точностью до факторизации по всем поворотам и отражениям) совершенный магический квадрат порядка 3. Он был интерпретирован, как сверхъестественный знак порядка во Вселенной.

Говорят, что Хэту появился на спине лошади-дракона, вынырнувшей из Жёлтой реки.


Диаграмма Хэту (слева) и Луошу (справа)

Наконец, нет нужды упоминать читателю о любо - предшественнике сянци, тоже имевшем весьма разработанную доску.

Кроме того, я твёрдо уверен, что разметка доски сянци имеет глубокие внутренние связи с китайской цивилизацией.


Это любопытно: Сангуоци, трёхсторонний вариант, описанный ещё в XVII в. Предполагается, что он является аллюзией на период Трёх царств (221-265) - Вэй, Шу и У.

click to enlarge
Набор фигур, XVIII в., Китай, древесина какао

click to enlarge
Набор фигур, XIX в., Китай,черепаховый панцирь


ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА

Я очень благодарен Петеру Банашаку за предоставленную им информацию.

Благодарю также Франческо Каппиотти за указание на ошибки.

Мои глубочайшие благодарности - сайту Yutopian, содержащем крайне интересные страницы по истории сянци, с которых я взял некоторые иллюстрации.

Последние две фотографии взяты из Asian Games "The Art of Contest, Asia Society, 2004"

Моя почта.

Также использована информация: Andrew Lo and Tzi-Cheng Wang, ""The Earthworms Tame the Dragon": The Game of Xiangqi" in Asian Games, The Art of Contest, edited by Asia Society, 2004

 

 

Источник: history.chess.free.fr
eng→rus: shogi.ru, Д.К., 23.2.6 (фрагментарные стилевые правки: 2018)