Сянцы - китайские шахматы.
Источник: history.chess.free.fr/xiangqi.htm
Перевод eng->rus: shogi.ru (23.2.2006)

Quoi de neuf ?

Mes livres

Histoire des échecs

Variantes

Liens

xiang

qi

Сянцы (или китайские шахматы) - это игра, в которую играют в Китае, на Тайване и во многих других местах проживания китайской диаспоры. Устраиваются турниры сянцы, и в них есть свои чемпионы. В сянцы играют, также, во Вьетнаме, где эта игра носит название Ко Туонг.

 Сравнение с европейскими шахматами.

Многие путешественники, видя эти фигуры в форме шайбочек, думают, что это просто разновидность шашек. Конечно же, они ошибаются: это настоящая шахматная игра, по сложности сравнимая с европейскими шахматами.


Набор сянцы.


Набор сянцы с символическими значками.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ:

В сянцы играют на узлах доски 9x10. Противники разделены проходящей по центру "рекой". В каждом лагере есть "замок", состоящий из квадрата в 9 узлов, расположенных по центру Южной и Северной сторон.

Армия каждой стороны состоит из 16 фигур. Красные играют за Юг и (обычно) ходят первыми. Чёрные (или Синие) играют за Север. В сянцы все фигуры имеют одинаковое для обеих сторон имя:

  • "Король" у красных - это Император (Шуай) у Красных, и Генерал (Тянь) у Чёрных.
  • "Пешки" - это всегда солдаты, но для их различения используются различные синонимы. У красных это Бинь, а у Чёрных - Зу.
  • Слон (Сянь) - фигура, давшая имя этой игре - есть лишь у красных. У чёрных тоже есть Сянь, но написание его иное - это омоним со значением "министр".
  • Советник (Ши) имеет у обеих сторон одинаковое имя, но иероглиф красного советника имеет добавочный ключ "жень". Также, аналогичную добавку иногда имеют красные Пушки (Пао), Кони (Ма) и Ладьи (Че или Тю). Причина этого в том, что краска со временем имеет свойство выцветать, и тогда лишь различное написание позволяет распознавать фигуры.

click to enlarge 

Чёрная Че или Тю
(
Ладья)

Чёрный Тянь
(Генерал)

Красный Шуаi
(Император)

Красная Че или Тю
(
Ладья)

Чёрный Ма
(Конь)

Чёрная Зу
(Пешка)

Красная Бинь
(Пешка)

Красный Ма
(Конь)

Чёрный Сянь
(Слон)

Чёрная Зу
(Пешка)

Красная Бинь
(Пешка)

Красный Сянь
(Министр)

Чёрный Ши
(Советник)

Чёрная Пао
(Пушка)

Красная Пао
(Пушка)

Красный Ши
(Советник)

  • У каждой из сторон есть 5 пешек. Ходят и ест пешка одинаково, а именно: до пересечения реки - на один шаг вперёд , а после - на один шаг вперёд или вбок.
  • Генерал/Император и Советники могут ходить лишь по дворцу. Все они ходят на 1 шаг: Генерал/Император - по вертикали или горизонтали, а советники - лишь по диагонали. Генерал/Император не может вставать на поле, с которого его "видит" Генерал/Император противника, то есть на одну с ним вертикаль, если между ними нет фигур. Захват Генерала/Императора - главная цель игры. Другими словами, выиграть - это поставить "мат" или "пат".
  • Слон/Министр перепрыгивает ровно на два шага по диагонали. Он не может перепрыгнуть через занятое поле. Он, также, не может пересечь реку, и обязан оставаться на своей половине доски.
  • Конь ходит так же, как и Конь европейских шахмат, а именно: на 1 шаг прямо (по вертикали или горизонтали) и, сразу же, на 1 шаг по диагонали. Отличие его от европейского Коня в том, что он не может перепрыгивать через занятое поле.
  • Колесница (Ладья) совершенно аналогична Ладье европейских шахмат: она может ходить по горизонтали и по вертикали на любое число шагов.
  • Пушка не имеет европейского эквивалента: она ходит как Ладья, но ест лишь перепрыгивая через третью фигуру (любого цвета).

Правила Сянцы на chessvariants.com


 История :

Иероглифы, дающие название игре, сянь чи, переводятся как "слон" и "игра". Сочетание этих иероглифов можно найти в очень старых текстах, таких, как Чуси, сборнике стихов III-II веков до н.э., и в Шуо янь, I века до н.э., где говорится: "Если у тебя есть досуг, то сражайся в Сянцы, или потанцуй с женщиной из Чжень". Что же за игра это была? Историки считают, что это была не шахматная игра, а Лиубо, таинственная игра в "Китайские гонки".

Проблема коренится в китайской письменности и грамматике. Существует множество методов интерпретации неясных пассажей в древних текстах, а кроме того, сами иероглифы имеют несколько значений. Слово "сянцы" состоит из двух символов, из которых первый, "сянь", в наши дни означает слона, портрет, феномен, слоновью кость, звёздную конфигурацию, знак, действие, игру, официального переводчика; а второй, "чи", означает шахматиста, шахматы или другие настольные игры (к примеру, го: вейчи), основание!

Первый вероятный источник - это Сяньтинь (‘Классика символической игры’), датируется 569 годом, и приписывается императору Ву (правил в 561-578 годы) из поздней династии Северных Чжоу. Хотя эта книга до наших дней и не сохранилась, до нас дошло её предисловие, написанное Вань Бао (умер в 576 году). Оттуда мы узнаём, что Сяньцыбыли видом астрологической игры, но ничто не доказывает, что он хоть отдалённо напоминал Сянцы. Три цитаты - из Линьху Дефен (583-661), Вей Чжань (580-643) и Ли Яншоу (612-678) подтверждают, что император Ву из династии Бейчжоу изобрёл игру с названием Сяньси.

Также есть вероятность, что шахматная игра упоминается в Фанвань фазань шу('Комментарии к Фанвань тинь'), автора Фазань (643-712). Но всё это ещё требует разработок.

Древнейшее неоспоримое упоминание Сянцы - это Сянгуай лю (‘Исключительные и тёмные истории’), написанные государственным министром Тань, Ниу Сеньжу (779-847): это сборник историй о сверхъестественном. Одна из них повествует о Цен Шун, грезящем о предстоящей битве (которая, как предполагается, произошла в 762 г.): "лунный Конь взвился наискось над тремя, Командиры ушли вбок и атаковали со всех четырёх сторон, повозки с обозом шли прямо вперёд и никогда не отступали, шесть вооружённых людей (или человек, вооружённый шестью оружиями) шёл прямо и не отступал... Амуниция обеих сторон была распакована, камни и стрелы летели сквозь [поле боя]." Чтобы полностью прояснить вопрос, эти ходы можно извлечь из текста, но всё это лишено определённости. В силу уникальности данного источника, рекомендуется придерживаться максимального благоразумия. Существует и другое упоминание, из современника Ниу и друга Бо Тюйи (772-846), определённо упоминающего Пешки и Ладьи.

Отмечено также упоминание дальнобойного оружия. Имеются ли в виду пушки? Лучники и Катапульты используются, также, в Чигуо Сяньси, 7-стороннем варианте на доске для го, изобретённом Сима Гуань (1019-1086), которого вдохновил период Сражающихся Царств (453-222 г. до н.э.).

click to enlarge

Река впервые появляется в стихотворении Чень Хао (1032-1085), а уже практически современная доска есть в иллюстрации к Дама Тудзин (Зарисовка лягающейся лошади) поэтессы Ли Чинь Чжао, того же периода.


Иллюстрация к Дама тудзин

В самом начале XII в. Чжао Бучжи упоминает игру, в которой использовалось 34 фигуры на доске 11x11. Вскоре, в Северном Сонг, игра стабилизировалась, и эта определённая игра была описана поэтом Лиу Кечжуань около 1210 г. После этой даты ссылки становятся бесчисленными, а вскоре появляются и первые рассуждения о ней.

Некоторые наборы фигур, извлечённые из земли:

  • Полный набор из 32 фигур, найденный в 1984 г. около Аньси (Анъи) в провинции Цзянси. Медь. 2 стороны, чёрные и красные. На одной стороне дисков - иероглифы, на другой - рисунки. Министры разных сторон отличались немного различным написанием иероглифов. Датировка: эра Чоннинь(1102-1106).
  • Другой полный медный набор, того же периода, из Кайфыня. Иероглифические надписи с одной стороны и рисунки с дыркой с другой. Министры не разделяются.
  • Другой полный медный набор (32 фигуры), извлечённый из слоя, датирующегося примерно 1102-1110 в Чженьминь жж, город Тяньгоу, Сычуань. Надписи на одной стороне и рисунки, соответствующие имени, на другой. 2 Тянь (сидящий Генерал), 4 Ши (Охранник с мечом), 4 Сянь (Величественный Слон), 4 Тю (Колесница, запряжённая лошадью), 4 Ма (Военный Конь), 4 Пао (Катапульты) и 10 Зу (Вооружённый солдат). Отсутствует цвет, по которому можно было бы различать стороны.
  • Полный набор из 32 керамических круглых фигур, половина белых, половина чёрных, с иероглифами Тянь, Ши, Сянь, Тю, Ма, Пао и Зу, исполненными киноварью. Датируется эрой Чоннинь (1102-1106).
  • Бронзовый набор, найденный во Внутренней Монголии в 1954 году. Надписи на одной стороне и гравировка на другой. Датируется примерно 1270 годом.
  • Два деревянных набора, всего из 20 фигур сянцы, найденных в 1974 году на судне, затонувшем в заливе Чаньчжоу в провинции Фуцзянь, датируются периодом поздних Южных Сонг (1127-1279) или началом периода Юань (1279-1368).

Также следует отметить археологическое открытие отдельной Колесницы (Че) в районе Трёх Запруженных Ущелий в районе Ваньжоу, город Чончинь, в 2001 году. Эта фигурка датируется периодом Восточных Хань (25-220 до н.э.) или периодом Трёх Царств (221-265 г. до н.э.). Поскольку это изолированная находка, следует проявлять осторожность, прежде чем делать определённые выводы.

 
Набор сянцы, найденный при археологических раскопках около Пекина. Датируется эрой Северных Сонг, ок. 1105. Ценность каждой фигуре придаёт рисунок на верхней стороне и идеограмма на нижней. Генерал находится в палатке, Охранники - вооружённые женщины, а Пушки - это Катапульты.

click to enlarge
Деревянные фигурки (Конь и Колесница), найденные на судне, затонувшем в заливе Чаньчжоу в провинции Фуцзянь, датируются периодом поздних Южных Сонг (1127-1279) (приводится с любезного разрешения Тьерри Депаулиса)

В 1973-1974 годы в заливе Чаньчжоу, в провинции Фуцзянь, происходил подъём затонувшего морского судна. На нём были найдены 20 деревянных фигур сянцы. Они должны были принадлежать двум различным наборам, поскольку одна фигура, Конь, была выполнена с гравированным иероглифом, который был залит красной краской; другие же были просто надписаны красными и чёрными китайскими чернилами. У набора, выполненного чернильными надписями, Министры различались. Кораблекрушение датируется периодом Южных Сонг (1127-1279). Интересно отметить, что самые простые фигурки были найдены около кормы, поэтому приемлемо предположение, что сянцы в это время начинали приобретать популярность (хотя, конечно же, возможно и вероятно, что широкое распространение они получили раньше).

Петер Банашак делает следующее замечание: "как так может случиться, что нам неизвестно ни одного неполного, несовершенного, коррозийного металлического набора фигур сянцы? Может, никто не думает, что было бы ценным отмечать, фотографировать или описывать несовершенные наборы, но это рассеяло бы придирчивые сомнения насчёт наборов, которые не были найдены при правильно задокументированных раскопках".Это весьма справедливо, и много так называемых китайских монет - это ничто иное, как фигурки сянцы, наподобие данных:

 


ДИСКУССИЯ

Особенностью сянцы является сильная разметка их доски. Сложно предположить, что река и два дворца могли возникнуть в результате эволюции персидской чатуранги и её простой доски.

В цивилизации древнего Китая существует несколько квадратных образцов. Простой квадрат из сетки 3x3 предположительно относится к архитектуре Миньтань (Дворец Лучей), и датируется эрой Чжоу (до III в. до н.э.). Он представляет центр, сидение правителя, откуда правление распространяется, как сияющий свет. В точности такой же дворец 3x3 присутствует и в сянцы.

В эру Хань встречаются и более разработанные диаграммы, в литературе наподобие Хету (Карта Жёлтой Реки) и Луошу (Рукопись Реки Луо). Эти образцы символизируют числа от 1 до 10. Обе диаграммы связаны с известной И Цзин, Книгой Перемен.

В соответствии с легендой, Саге, Великий Властитель Ю (умер в 2197 г. до н.э.), стоя на берегу реки Луо, увидел черепаху, поднимающуюся из воды. На панцире её был начертан квадрат 3x3 из чисел от 1 до 9. Числа эти были расположены следующим образом:

492
357
816

С удивлением Ю обнаружил, что сумма чисел в каждом столбце, в каждой строчке и на каждой диагонали одна и та же. Это был Луошу - уникальный (с точностью до факторизации по всем поворотам и отражениям) совершенный магический квадрат порядка 3. Он был интерпретирован, как сверхъестественный знак порядка во Вселенной.

Говорят, что Хету появился на спине Дракона-Лошади (Рюо), вынырнувшего из Жёлтой реки.


Диаграмма Хету (слева) и Луошу (справа)

Наконец, нет нужды упоминать читателю о Любо, предшественнике сянцы, имевшем тоже весьма разработанную доску.

Кроме того, я крепко верю, что разметка доски сянцы имеет глубокие внутренние связи с китайской цивилизацией.


Это любопытно: Сангуочи, 3-сторонний вариант, описанный ещё в XVII в. Предполагается, что он является аллюзией на период Трёх Царств (221-265): Вей, Шу и Ву.

click to enlarge


СЯНЦЫ-ФРАНЦИЯ:

Retrouvez l'histoire du Xiangqi, mais aussi ses règles et ses stratégies dans
L'Univers des Échecs ainsi que dans le Guide des Echecs exotiques et insolites

click to enlarge
Набор фигур, XVIII в., Китай, древесина какао

click to enlarge
Набор фигур, XIX в., Китай,черепаховый панцирь

 

Я очень благодарен Петеру Банашаку за предоставленную им информацию.

Благодарю также Франческо Каппиотти за указание на ошибки.

Мои глубочайшие благодарности - сайту Yutopian, содержащем крайне интересные страницы по истории сянцы, с которых я взял некоторые иллюстрации.

Последние две фотографии взяты из Asian Games "The Art of Contest, Asia Society, 2004"

Моя почта.

Также использована информация: Andrew Lo and Tzi-Cheng Wang, ""The Earthworms Tame the Dragon": The Game of Xiangqi" in Asian Games, The Art of Contest, edited by Asia Society, 2004

 

 

30/07/05