СЯНЦИ: ПРАВИЛА РЕЙТИНГОВАНИЯ DXB/EXF

0. История: Система рейтингования INGO является старейшей шахматной рейтинговой системой и, я полагаю, лучшей. Она была разработана в Германии, Антоном Х. Элингером в 1940-е годы, и в последующие годы несколько раз дорабатывалась. До 1993 года она использовалась Шахматной Федерацией Германии. И сегодня, в Англии, работает весьма похожая на неё Британская Система Ранжирования.

Чтобы сделать эту систему понятной, для её сянци-варианта были сделаны некоторые упрощения. Эта версия начала работать в 1990 году, и первым отрейтингованным турниром стал Чемпионат Европы, прошедший в Германии. Все последующие расчёты основывались на этом турнире.

Очки в этой системе даются в "шахматном" стиле: победа = 1 очко, поражение - 0.5 очка (в китайской системе победа = 2 очка, ничья = 1 очко).

1. Принципы: a) "Лучший" игрок имеет меньший рейтинг. INGO варьируется от, примерно, 10 (чемпион мира), до 250 (новичок), максимально возможный рейтинг - 300.
b) Изменения рейтинга вычисляются в строго хронологическом порядке турниров.
c) После каждого турнира рейтинги обновляются.
d) Каждому рейтингу INGO сопутствует индекс - число турниров, в которых вычислялся рейтинг данного игрока.
Пример: рейтинг 120-10 означает, что INGO = 120, и это - результат 10 отрейтингованных турниров.

2. Смысл: Одно очко разницы означает один процент различия в матожидании результата.
Пример: если рейтинг игрока A равен 110, и рейтинг его противника - тоже 110, то матожидание его выигрыша в точности равно 50%; если же рейтинг противника равен 100, то ожидание выигрыша A равно 50% - 10% = 40% (то есть, за 10 игр с этим противником A должен получать 4 очка, иначе его рейтинг INGO следует изменить).

3.Границы: Из-за линейности системы INGO вычисление матожиданий результатов ограничено 50 очками разницы. (Естественно, ведь матожидание не может быть менее 0% и более 100%..) Поэтому, когда эта разница превышает 50 очков, она заменяется на 50.
Пример: у игрока A INGO = 100, а у его противников - 100,170,40, тогда для расчёта ожидания берутся числа 100,150,50.

4. Выступление: Столбец "H" показывает рейтинг выступления игрока в текущем турнире.

5. Обновление INGO: INGO_новый = (INGO_старый * k + H) / (k + 1), где k - коэффициент скорости изменения:

6. Коэффициент k: чем он ниже, тем быстрее изменения! Обычно k = 3; 
   но если индекс меньше 10, то k := k - 1, а если индекс меньше 5, то k := k - 2,
   если число игр в данном турнире менее 5 и равно 5-a, то k := k + a,
   если каждому игроку на партию отводится менее 1 часа (быстрая игра), то k := 2*k.
   (но перед этим см. ограничения в п. 7.a)

Пример: Ваш рейтинг равен 120-4, и вы играете 3 игры в своём 5-м турнире. Тогда
   k = 3 (начальное значение) - 2 (так как менее 5 турниров) + 2 (в турнире 5-2 игры) = 3 !
   Но если это - турнир с быстрой игрой, то k = 6 !

Новое правило с 1997 года: лишь для важных зарубежных соревнований, 
   если каждому игроку на партию отводится более 1ч.,
   и для игр турниров "Forshang Cup" и  "World Cup" : k = k - 1.
В любом случае, k должен быть не менее 1!
Итак, быстрейший рост равен 1:1, а обычный - 3:1.

7. Ограничения: не рейтингуются следующие игры:
   a) скоростные турниры (менее, чем по 30 минут каждому на партию)
   b) компьютерные игры
   c) одновременные игры
   d) игры "на заказ"
   e) игры по переписке и т.д. - например, по Internet, по e-mail, телефону ..
   f) турниры рейтингуются, лишь если их давность не более 1 года!

8. Исключения: есть спецправила для расчёта INGO новичков, сила которых растёт очень быстро.

9. Китайский рейтинг ELO. Предлагаются следующие формулы перевода между китайским ELO и INGO:
ELO = 2700 - INGO * 7, INGO = (2700 - ELO) / 7

10. Использование ELO: допустимо использование китайских рейтингов ELO для игроков, у которых не было INGO, но лишь если нормальный результат является необычным (если в турнире слишком много игроков без INGO).

11. Другие ELO: у других ассоциаций сянци (Японии, Гонконга, Сингапура и др.) есть другие рейтинговые системы ELO. Предложенные выше формулы для них непригодны. На Тайване используется система DAN.

Siegfried Huber, German Xiangqi Association.

e-mail: Huber.Siegfried@t-online.de