5. Ранний побег стоит 8 темповов.

(гёку-но хаянигэ хаттэ-но току ари.)

Словарь: хаянигэ=ранний побег, хаттэ=восемь ходов, току=преимущество, ари=быть


(1)

Если бы кто-нибудь спросил меня, действительно ли это так, я должен был бы ответить - не совсем. Однако в сёги всего лишь один темп может иметь критическое значение, поэтому я хочу сказать, что если Вы получили преимущество всего лишь в один темп, этого должно быть достаточно.

Эта пословица обычно воспринимается, как относящаяся к эндшпилю, однако она может быть применима и в начале игры.


Диаграмма 1. После ...S8d.

После этого белые сыграют P9e, затем Px9e, Sx9e... Край будет сломлен. Поэтому Вы должны сделать ход...

 
K4h.
Увод короля подальше от наиболее вероятного места столкновения, даже на раннем этапе игры, весьма эффективен.


Диаграмма 2. После P4e.

На (2) в лагере чёрных построен аномальный замок с королём на его начальной позиции, это так называемая система Фудзии. Базовая позиция подобна диаграмме (A), на которой столкновение происходит над головой короля. Идея тут в том, чтобы вступать в бой без не являющегося необходимым хода K4h, который в данном случае всё равно не является "ранним побегом".


Диаграмма A. После ... B4b.


(2)


Диаграмма 1. После ... S*6i.

На этой диаграмме белые только что сбросили серебро на 6i, создав угрозу мата (ходом Sx7h+). Здесь ход P9f не откроет пути к бегству. После Sx7h+ послеует Gx7h, Bx7h+...мат. Поэтому здесь Вы должны сделать ход...

K9h.
Король, сидящий перед стрелкой, называется "Король Ёнэнаги". Он редок, однако сейчас это одна из стандартных позиций.

После K9h белые должны продолжать создавать угрозы мата. Иначе чёрные создадут угрозу мата первыми, ходом +Px7b.

Дальнейшие ходы:
...    Sx7h+
Gx     Bx+
+Px7b  ---> (2)


Диаграмма 2. После +Px7b.

То, что ход белых Bx7h+ не является шахом, и создаёт всю разницу. С +Px7b победа у чёрных в руках.



(3)


Диаграмма 1. После ... P*4f.

В то время, как чёрные построили замок кин-мусу: (дословно - "много золота"), белые атаковали с использованием тэсудзи вступающей пешки и висячей пешки. Чёрным требуется правильно ответить на атаку, нацеленную на ухо короля.

Возможен ответ S5f. Если белые сыграют S*4g, то далее последует Sx Px+ G4hx4g, P*4f (A).


Диаграмма A. После ... P*4f.

Поле 4g кажется хорошо охраняемым, но размен фигур будет продолжаться дальше и дальше. Поэтому вместо S5f Вы должны сыграть...

S3i

Серебро на 2h намеревалось приготовиться к атаке сверху, но на (1) оно лишь блокирует королю путь к побегу. Поэтому ход S3i здесь очень хорош, поскольку создаёт королю путь к бегству. S1g и P2f также весьма эффективны по той же причине.

 Дальнейшие ходы: ...   S*4g
K2h  ---> (2)


Диаграмма 2. После K2h.

Переброска короля в более безопасную часть доски даст Вам время, чтобы переключиться на атаку. Помните: когда противник сбрасывает фигуру на вершину базы атаки, побег королём вместо взятия этой фигуры может сделать атаку медленной.



(4)


Диаграмма 1. После ... K2b.

На (1) чёрный король ещё не ушёл в ягуру, но уже произошло столкновение с разменом фигур широкого ранга. Как бы Вы стали тут играть?

K7i.

Возможно, Вас соблазнил ход P2e, поскольку кажется, что белый король плохо охраняем. Но действуйте медленно. Пока Ваш король сидит на 6i, это слишком опасно.

Сёги - это игра, в которой идёт соревнование в том, сколь быстро удастся сделать короля противника слабее, пока свой король не стал беззащитен. Пока Ваш король в нестабильной позиции, Вам следует играть осторожно. Если случилось так, что Ваш король оказался снаружи замка перед началом атаки, Вам следует подумать о том, как перевести его в более безопасное место.


Диаграмма 2. После S8h.

На (3) чёрные только что сыграли S8h, готовясь к атаке белых по краю в дебюте "воробьиное копьё". Этот ход обоснован и имеет смысл. Но лагерь чёрных сейчас в очень плохой форме из-за серебряной стены. Поэтому помните, пожалуйста, что когда Вам не понадобится беспокоиться об атаке по краю, ходы N7g или S7g, чтобы создать пространство королю, будут стоить более двух темпов.


В начало