Защита путём встречи атаки с поднятой головой в практической игре бывает часто. Далее приводится пример для Вашего ознакомления.
Семейство "ягура" включает такие замки, как золотая ягура (кин-ягура), серебряная ягура (гин-ягура) и другие. На (1) чёрные построили серебряную ягуру, в то время как белые начали атаковать голову слона ходами -2.P-7e -1.Px7e 0.Sx7e.
Чёрные защищаются четырьмя генералами. В этом случае, как и в предыдущем примере, в голове возникает идея встречи атаки с поднятой головой.
(1). После 0.Sx7e
Ходы после (1): 1.P-6e (2) |
Рассмотрим на (1) сперва ход 1.P*7f. Белые естественно ответят, начиная размен ходом 2.Px8f (поскольку отступление 2.S-6d ослабило бы эффект атакующего хода -2.P-7e). Тогда, после 3.Px8f 4.Sx8f 5.Sx8f 6.Bx8f 7.P*8g 8.B-4b, даже если чёрные сыграют 9.P-6e, у белых есть ходы 10.R-5b 11.S*6f 12.S-4d (A). На (A) у чёрных нету пешек в руке. Вдобавок, они использовали своё ценное серебро и не могут избежать ущерба. Как говорит пословица сёги "Без пешек не победить", Вы должны избегать ситуации, в которой у Вас не будет пешек в руке.
(A). После 12.S-4d |
В предшествующем варианте вместо 3.Px8f можно рассмотреть ход 3.Px7e. Однако, после 4.Px8g+ 5.Gx8g 6.Rx8g+ 7.P*8f 8.P*7f 9.S6gx7f 10.G*7h 11.K-5i 12.+Rx7f 13.Sx7f 14.Gx8h (B), положение чёрных, очевидно, проигрышное. Уже утратив серебро, они стоят на пороге потери коня и стрелки.
(B). После 14.G*8h |
Хотя ход 1.P*7f и кажется крепкой защитой, он является именно тем, на что таят надежду белые. После этого хода не будет чудом, если белые получат преимущество.
Другая идея состоит в том, чтобы перестроить слона ходом 1.B-7i. Если белые ответят 2.P-8f, то чёрные смогут укрепить свои позиции ходами 3.Px8f 4.Sx8f 5.Sx8f 6.Bx8f 7.P*8g 8.B-4b 9.B-6h (C). На (C) игра для чёрных удовлетворительна.
(C). После 9.B-6h |
После 1.B-7i, вместо размена ходом 2.P-8f, белые атакуют следующим образом: 2.P-9d 3.B-6h 4.P-9e 5.B-5i 6.P-8f 7.Px8f 8.Sx8f 9.Sx8f 10.Bx8f 11.Bx8f 12.Rx8f 13.P*8g 14.R-8b 15.B*5c 16.P-5f 17.B-2f+ 18.P-9f 19.Px9f 20.P*9g 21.Lx9g 22.S*9h (D). В позицию чёрных вторгаются по девятой вертикали.
(D). После 22.S*9h |
Если чёрные в данной последовательности вместо 17.B-2f+ сыграют 17.Px5f, то проиграют после 18.P*5g 19.Gx5g 20.B*3i 21.R-5h 22.S*4i 23.R-5i 24.B-4h+ (E). Если же 19.G-4h, то 20.S*3i, а если 19.G5h-6h, то 20.S*4g. В любом случае чёрным хуже. Попытайтесь овладеть методом атаки после хода белых 18.P*5g. Это тэсудзи, которое часто встречается в реальных играх.
(E). После 24.B-4h+ |
С другой стороны, если чёрные попытаются сыграть 17.Sx5f, то 18.P*7g 19.Nx7g (если 19.Gx7g, то ответ 20.B*8h для чёрных ужасен) 20.P*7f 21.N-6e 22.P-7g+ 23.Gx7g 24.B*8h (F). И вновь ущерб чёрных очевиден.
(F). После 24.B*8h |
Перемещение слона на поле 6h через 7i приводит к большой потере во времени, когда слоны разменяны. Как мы теперь можем видеть, встреча атаки белых с поднятой головой продвижением пешки на 6e является для чёрных лучшей контрмерой.
(2). После 1.P-6e
Ходы после (2): 2.P-8f 3.Px8f 4.Sx8f 5.Sx8f 6.Rx8f 7.P*8g 8.R-8d (3) |
Ход 2.P-8f - это тот удар, который белые и планировали. Если белые на этом провалятся, то их атака станет несущественной. К примеру, если они сыграют 2.P*7f 3.S6gx7f 4.Sx7f 5.Sx7f 6.P-8f 7.Px8f 8.Rx8f 9.S*8g 10.R-8d 11.Bx5e 12.P*7c 13.B-6f (G), то останутся без пешек в руке, помогая чёрным создать идеальную форму.
(G). После 13.B-6f |
Цель хода 2.P*7f - слом формы чёрных, но влияние потери пешки достаточно сильно, чтобы атака провалилась. Вообще, лучше избегать потери материала.
После 2.P-8f чёрные, вместо 3.Px8f, могут сыграть 3.Sx8f, с идеей 4.Sx8f 5.Bx5e. Однако в этом случае чёрные потеряют инициативу после 6.P*7c 7.Px8f 8.S-4d (H).
(H). После 8.S-4d |
Вместо 4.Sx8f можно рассмотреть атакующее тэсудзи 4.P*8g. Однако здесь белые проигрывают после 5.Gx8g 6.Sx8f 7.Sx8f 8.Bx8f 9.P*8e 10.Rx8e 11.S-7f 12.R-8b 13.Bx5e (I).
(I). После 13.Bx5e |
Если в предшествующем варианте сыграть 9.Gx8f, то 10.Rx8f, белая ладья перевернётся, и позиция чёрных будет бедовой. С другой стороны, немедленный ход 9.Bx5e (с пропуском хода 9.P*8e) позволяет сыграть 10.B-5i+ 11.Kx5i 12.Rx8g+ (J), и вновь, хотя позиция для чёрных и необязательно плоха, дракон на 8g беспокоит. Таких беспокойств лучше избегать.
(J). После 12.Rx8g+ |
Ход 4.P*8g - тэсудзи, о котором следует знать, но в данном случае оно приводит к провалу, поскольку форма чёрных слишком крепка.
Ход 8.R-8d - лучшее отступление. Если ладья проделает весь путь назад ходом 8.R-8b, то белые сыграют 9.Bx5e 10.P*7c 11.P*7d (K). На (K) у белых нет хорошей защиты. Взятие пешки на 5e неизбежно, но одновременно оно позволяет ладье быть атакованной, что приносит двойной ущерб Мы должны не допускать взятия с одновременной атакой на другую фигуру.
(K). После 11.P*7d |
(3). После 8.R-8d
Ходы после (3): 9.Bx5e 10.P*7c 11.S-7f (4) |
Ход чёрных 9.Bx5e захватывает пешку и атакует стрелку на 9a. Возможность делать столь богатые ходы бывает редко. Эта контратака была причиной для хода чёрных 1.P-6e на (1). Белые продолжают падать в ловушку, но с момента начала атаки ходом Sx7e этот результат неизбежен. Как Вы можете видеть из этого примера, при запуске атаки следует быть особенно осторожным. Ход 10.P*7c - горькая пилюля, но нет лучшего пути предотвратить ход чёрных B-9a+. Вариант 10.P-6d создаёт чёрным хорошую атакующую форму после 11.S*7e 12.R-8e 13.S-7f (L).
(L). После 13.S-7f |
С другой стороны, ход 10.P*8b отрезает ладье путь к отступлению и кладёт конец атаке белых по восьмой вертикали. Этот защитный ход вне рассмотрения.
Хороший ход 11.S-7f имеет намерением продолжение S*7e или B-6f. Возможно, вместо него Вы захотите сыграть 11.B-6f, угрожая ладье. Однако эта идея срабатывает в обратную сторону: 12.S*7e 13.B-5e 14.S-4d 15.B-8h 16.P*8f (M).
(M). После 16.P*8f |
"Не спеши с ходом, который кажется чересчур хорошим". Запомните, пожалуйста, эту фразу на все времена.
На (4) белым нечегоответить на потерю пешки. Их атака полностью сорвана. Защитная стратегия чёрных встречи атаки с поднятой головой оказалась полностью успешна.
(4). После 11.S-7f |
Перевод: Ёсинори Савада и Патрик Дэвин[ Содержание ]