Официальные правила игры в сёги ФЕСА

Правила сёги ФЕСА относятся к игре на доске.
Эта версия правил сёги была принята 4 августа 2017 года.
В данных правилах слова «он» и «его» должны означать «она» и «её» по мере необходимости.

Содержание

Основные правила игры

Статья 1: Характер и цели игры сёги

Статья 2: Начальное расположение фигур на доске

Статья 3: Ходы фигур

Статья 4: Перемещения фигур

Статья 5: Завершение игры

Правила соревнований

Статья 6: Игровой материал

Статья 7: Определение, кто начинает игру

Статья 8: Часы сёги

Статья 9: Нарушения

Статья 10: Запись ходов

Статья 11: Поведение игроков

Статья 12: Оценка

Статья 13: Роль арбитра

Статья 14: Турнирная жеребьёвка

Статья 15: Рейтинг игры

Статья 16: ФЕСА

Статья 17: Правила турниров для начинающих

Предисловие

Правила сёги ФЕСА не могут охватить все возможные ситуации, которые могут возникнуть во время игры, и не могут регулировать все административные вопросы. Когда ситуация не подпадает под действие этих правил, судья должен основывать своё решение на аналогичных ситуациях, которые обсуждаются в правилах, принимая во внимание все соображения справедливости, логики и особых обстоятельств, которые могут возникнуть.  Правила предполагают, что арбитры обладают необходимой компетенцией, здравой оценкой и объективностью. ФЕСА призывает всех игроков сеги и членов федерации принять эту точку зрения

Любая федерация — член ФЕСА может ввести более подробные правила для своих собственных мероприятий при соблюдении следующих условий:

   Введённые правила

а) никоим образом не противоречат данным правилам,

б) ограничиваются территорией соответствующей федерации, и

в) не используются для проведения какого-либо чемпионата ФЕСА или рейтингового турнира ФЕСА.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

 Статья 1: Характер и цели игры сёги


1.1  В игру сёги играют два соперника, которые по очереди делают по одному ходу на прямоугольной доске, называемой сёгибан. Игрок, делающий первый ход, называется сентэ, или чёрные. Другой игрок называется готэ, или белые. Говорят, что игрок имеет ход, после того как ход его оппонента сделан, и сохраняет его до тех пор, пока не сделает свой собственный ход.

 

 1.2 Цель каждого игрока — сделать разрешённый ход с угрозой захватить короля противника так, что у противника не будет возможности избежать захвата. Оставлять короля под атакой или помещать его на поле, на котором он может быть немедленно захвачен на следующем ходу, запрещено. Говорят, что игрок, достигший этой цели, «поставил мат» королю противника и выиграл игру. Нельзя, оставляя своего короля под атакой, пытаться им нападать. Противник, чей король был заматован, проиграл партию.


 1.3 При определённых редких обстоятельствах игра может быть сыграна вничью (см. статью 5). Обратите внимание, что два игрока не могут просто договориться о ничье между собой, если не произошло одно из этих редких обстоятельств.


 Статья 2: Начальное расположение фигур на доске

 

2.1 На сёгибан нанесена сетка 9х9 (81) квадратов (прямоугольников), /называемых по-русски полями/. Сёгибан размещается между игроками так, чтобы короткие стороны «квадратов» были обращены к игрокам.


2.2 В начале игры у каждого игрока есть 20 фигур. Все фигуры одного цвета. У каждого игрока есть один король (K), одна ладья (R), один слон (B), два золотых генерала (G), два серебряных генерала (S), два коня (N), две стрелки /называемые по-русски также копья или пики/ (L) и девять пешек (P).

2.3 Фигуры каждого игрока размещаются на доске острым концом по направлению к противнику. В начальной позиции собственные фигуры каждого игрока занимают три ближние к нему горизонтали.

   Начальная позиция фигур на сёгибане такова:



   Девять вертикальных столбцов квадратов на сёгибане называются вертикали. Девять горизонтальных рядов называются горизонтали. Прямая линия квадратов, от угла к углу, называется диагональю. Три горизонтали, ближайшие к оппоненту каждого игрока, — это зона превращения этого игрока.


  Статья 3: Ходы фигур

 

3.1 Не разрешается перемещать фигуру на квадрат, занимаемый одной из ваших фигур. Однако вы можете переместить фигуру в клетку, занятую фигурой противника. Такой ход захватывает фигуру противника. Говорят, что захваченные фигуры находятся «в руке» захватывающего игрока. Захваченные фигуры всегда должны быть видны обоим игрокам, в идеале надо помещать их на небольшую доску, называемую комадай. Фигуры должны быть расположены аккуратно, неперевёрнутой стороной вверх.

3.2 Ладья, слон, серебряный генерал, конь, стрелка и пешка могут быть перевёрнуты («превращены»). Если игрок перемещает одну из этих фигур в пределах или за пределами своей зоны превращения, он имеет право превратить фигуру как часть этого движения, переворачивая ее. Игрок должен превратить фигуру, если она перемещена в клетку, из которой она не сможет двигаться снова, если ее не превратить. Превращение необратимо до тех пор, пока фигура не будет захвачена. После захвата фигура возвращается в свое первоначальное состояние.

   Ходы фигур сёги таковы:

3.3 Король может шагнуть на любое соседнее поле, не атакованную одной или несколькими фигурами противника.


3.4. Ладья может скользить к любому квадрату вдоль горизонтали или вдоль вертикали, на которой она стоит. Она не может перепрыгнуть через другую фигуру, свою или противника. Перевёрнутая ладья может двигаться как неперевёрнутая ладья, а также на один шаг по диагонали.


3.5. Слон может идти на любой квадрат вдоль диагоналей, на которых он стоит. Он не может перепрыгнуть через другую фигуру, свою или противника. Перевёрнутый слон может двигаться как неперевёрнутый слон, или же пойти на соседнее с ним поле по горизонтали или вертикали.

3.6 Золото может идти на любой соседний квадрат, кроме диагонали назад.


3.7 Серебряный генерал может ступить на любой соседний квадрат, кроме прямо назад или вбок. Перевёрнутый серебряный генерал может шагать к любому соседнему квадрату, за исключением диагонали назад (то есть он имеет то же движение, что и золотой генерал).


3.8 Конь (Всадник) может прыгнуть на любой из двух квадратов, расположенных на два шага вперед и один шаг в сторону. Перевёрнутый конь может ступить на любой соседний квадрат, кроме диагонали назад (то есть он имеет то же движение, что и золотой генерал).


3.9 Копьё может скользить к любому квадрату вперед вдоль вертикали, на которой оно стоит. Оно не может перепрыгнуть через другую фигуру, свою или противника. Перевёрнутое копьё может шагать к любому соседнему квадрату, за исключением диагонали назад (то есть оно имеет то же движение, что и золотой генерал).


3.10 Пешка может шагнуть вперед к клетке, находящейся прямо перед ней в той же вертикале. Перевёрнутая пешка может шагать к любому соседнему квадрату, кроме диагонали назад (то есть она имеет такой же ход, что и золотой генерал).


3.11. Игрок с одной или несколькими фигурами в руках может «вбросить» одну из этих фигур на незанятую клетку на доске вместо того, чтобы переместить одну из своих фигур на доске. Фигура всегда сбрасываются без превращения. Обратите внимание, что есть три случая, когда вбрасывание фигуры является незаконным:


 (a) Пешка не может быть сброшена на вертикаль, на которой у игрока уже есть одна или несколько (так в источнике) неперевёрнутых пешек.


 (б) Фигуру нельзя сбросить на квадрат, откуда она никогда не сможет легально двигаться. Таким образом, игрок не может сбросить пешку или копье на заднюю горизонталь своего противника или коня на любой из двух крайних горизонталей своего оппонента.


 (в) Пешка не может быть сброшена, чтобы немедленно поставить мат.

3.12 Игроку не разрешается постоянно шаховать короля противника («вечный шах») так, чтобы одна и та же позиция повторялась более трех раз.


Фигуры сёги:   — король,  — пешка,  — стрелка,  — конь,

 – серебряный генерал,  – золотой генерал,  – слон,  – ладья.


Статья 4: Перемещения фигур


4.1 Каждый ход должен быть сделан полностью одной рукой. Эту же руку следует использовать для остановки часов (см. пункт 8.7А).


4.2 Игрок, имеющий ход, может корректировать фигуры на доске или касаться одной из своих фигур в руке, не будучи вынужденным перемещать, захватывать или сбрасывать затронутую фигуру. Игрок, у которого нет хода, может корректировать фигуры на доске и расставлять фигуры в своей руке, если это не мешает противнику.


4.3 Когда фигура была помещена на доску и выпущена, она не может быть снова поднята и перемещена в другое место, и решение относительно возможного продвижения не может быть изменено.


4.4 Производя захват фигуры противника, сначала следует удалить захваченную фигуру «в руку», а затем выставить свою фигуру на место захваченной.


4.5 Захваченные фигуры всегда должны быть видны обоим противникам, в идеале помещать их на небольшую доску, называемую «комадай».


 Статья 5: Завершение игры


5.1 (а) Игра выиграна игроком, поставившим мат королю противника (см. п.1.2). Это немедленно заканчивает игру, при условии, что матующий ход был законным.

     (б) Кроме мата, игра может быть закончена, если один из противников признал своё поражение.


5.2  Игру можно остановить и объявить ничью, сэннититэ, если какая-либо идентичная позиция должна появиться или появилась на сёгибане по крайней мере четыре раза, включая одинаковые фигуры в руке у каждого игрока и очередь хода одного и того же игрока. Обратите внимание, что некоторые из шагов, приводящих к повторению, могут быть проверками, но непрерывные проверки одной из сторон являются незаконными (см. п.3.12).

5.3 Для завершения партий, в которых нет реальной перспективы поставить мат, применяется система 27 очков:

   Игрок, который стремится объявить победу, имея ход, чтобы сыграть, сначала объявляет о своем желании объявить победу, прежде чем сделать следующий ход. Затем он останавливает часы, и игра приостанавливается.

   Если позиция в этот момент отвечает всем следующим требованиям, заявитель выигрывает игру:

  1. Король заявителя находится в зоне превращения заявителя;

  2. Заявитель имеет по крайней мере 28 очков, если он сэнтэ, и 27 очков, если он готэ. Очки считаются так:

• младшие фигуры — пешки, копья, рыцари, серебро и золото стоят 1 очко каждая (независимо от того, превращённые они или непревращённые);

• ладьи и слоны стоят по 5 очков каждый;

• короли не учитываются.

  3. Подсчитываемые фигуры - это только те, которые находятся в лагере противника, и в руке.

  4. У заявителя есть не менее 10 штук в лагере противника, кроме его короля.

  5. У заявителя еще осталось основное время или бёёми.

  6. Король заявителя не находится под шахом.

Если какое-либо из вышеперечисленных требований не выполнено, заявитель проигрывает игру.

5.4 Игрокам не разрешается предлагать или принимать ничью, если не соблюдаются условия ничьей в соответствии со статьей 5.2.


ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ


Статья 6: Игровой материал


6.1 Соревновательные игры должны проводиться с традиционными фигурами сёги, то есть с изображением 1 или 2 кандзи, написанных в обычном стиле. Другие виды фигур могут быть использованы только в случаях, описанных в статье 6.3. Личное предпочтение организатора соревнования использовать другие виды фигур не является причиной для их использования.

6.2 Организатор соревнований обязан предоставить соответствующий материал для игроков.

6.3 Организатор соревнования может предоставить другой материал для целей начинающих игроков (как описано в статье 17.2) или, если он не в состоянии предоставить достаточно надлежащих материалов для всех игроков. В этих случаях доска и фигуры, которые используются, должны быть приспособлены к уровню игроков (т.е., любые обучающие фигуры со стрелками должны быть размещены на столах, которые используются начинающими игроками) и не должны вводить в заблуждение опытных игроков (т.е., каждая фигура должна иметь иероглифическое изображение).

6.4 Игроки должны использовать предоставленный материал. Но если оба игрока согласны использовать другой тип материала, они могут сделать это.


Статья 7: Определение, кто начинает игру

7.1  Если правила соревнования или арбитр не укажут иное, выбор игрока для начала игры определяется путем бросания пешек — фуригомой. Для фуригомы игрок с более высоким рангом или при равенстве рангов более старший игрок берет пять пешек в свои руки, перетасовывает и затем бросает пешки либо на сёгибан, либо рядом с ним. Если большинство пешек приземляется неперевёрнутой стороной вверх, игрок, бросивший пешки, делает первый ход в игре (является сентэ). Если большинство пешек приземляется токином вверх, то игрок, который не бросал пешки, делает первый ход (является сентэ). Подсчитываются только фигуры, лежащие ровно. Фигуры, опирающиеся на их края или опирающиеся на другой фигуры, не учитываются. Фигуры, упавшие с доски или на пол, считаются, если они лежат ровно. Если большинство не получено, новая фуригома выполняется снова с использованием всех пяти пешек. Обратите внимание, что если результат фуригомы 2-1, 2-0 или 1-0 для любого из игроков, это считается большинством, и фуригома завершена.

7.2 Если кто-либо из игроков не присутствует за доской, когда игра должна начаться, фуригому выполняет арбитр


        Статья 8: Часы сёги

8.1 Часы сёги — это часы с двумя дисплеями времени, соединёнными друг с другом таким образом, что только один из них может работать одновременно. Во время игры остановка одного приводит к запуску другого.

   Часы в законах сёги означают одно из двух отображений времени. Падение флага означает истечение отведенного для игрока времени.


8.2 Играя партию с часами сёги, каждый игрок должен сделать все свои ходы в течение выделенного периода времени. С некоторыми типами часов можно выделить не накапливающееся дополнительное время (бёёми) для каждого хода после того, как основной выделенный период времени был использован. Также возможно выделить дополнительное накопленное количество времени для каждого хода. Какая бы система ни использовалась, она должна быть указана заранее.

8.3 Некоторые электронные часы сёги замирают, когда отведенное время израсходовано. Механические часы имеют флаг, который падает, когда назначенное время было использовано. В любом случае, чтобы претендовать на победу вовремя, заявитель должен остановить часы и уведомить арбитра. Для удовлетворения претензии флаг заявителя должен оставаться «вверху» (не заморожен или не упал), а флаг его оппонента «внизу» (заморожен или упал) после того, как часы были остановлены. Если флаги обоих игроков упали, объявляется ничья.

8.4 Если арбитр или организатор не решают, на какой стороне доски расположены часы сёги, это решение остается за готэ.

8.5 Во время, определённое для начала игры часы игрока, который должен сделать первый ход, запускаются либо игроком готэ, либо арбитром.

8.6 Игрок, который подходит к сёгибану после того, как его выделенное время полностью израсходовано, проигрывает партию.

8.7 (a) Во время игры каждый игрок, сделавший свой ход на сёгибане, должен остановить свои часы и запустить часы своего противника без задержки, если только ход, который был сделан, не заканчивает игру (см. Статьи 5.1, 5.2 и 5.3). Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы после того, как он сделал свой ход, даже если противник немедленно отвечает на ход.

   Время между ходом на сёгибане и остановкой его собственных часов и запуском часов его оппонента считается частью времени, отведенного игроку.

   (b) Игрок должен остановить свои часы той же рукой, с которой он сделал свой ход. Игроку запрещено держать палец на кнопке с часами или «висеть» над ней. Неправильная обращение с часами должна быть оштрафована в соответствии со статьей 13.4.

   (c) Игроки должны правильно обращаться с часами сёги. Запрещается сильно бить, двигать или опрокидывать их. Неправильное обращение с часами должно караться штрафом в соответствии со статьей 13.4.

   (d) Если игрок не может использовать часы, ему может быть предоставлен помощник для выполнения этой операции после согласия арбитра. При необходимости часы игрока должны корректироваться арбитром на справедливой основе.


8.8 Считается, что флаг упал только в том случае, если один из игроков объявил об этом в соответствии со статьей 7.3. Арбитр (или кто-либо еще!) должен воздерживаться от сигнализации о падении флага.


8.9 За исключением случаев, когда применяются статьи 5.1, 5.2 или 5.3, если флаг игрока падает, игра проигрывается игроком.


8.10 Каждое указание, данное часами, считается окончательным при отсутствии каких-либо явных дефектов. Часы сёги с явным дефектом должны быть заменены. Арбитр должен заменить часы и прислушаться к своему усмотрению при определении времени, которое должно быть указано при замене.


8.11 За исключением случаев, когда применяются статьи 5.1, 5.2 или 5.3, если оба флага упали, и невозможно установить, какой флаг упал первым, тогда признаётся ничья. В соревновании обычно игра переигрывается (см. Статью 11.1).


8.12 Правила, касающиеся остановки часов:

  а) Если игра должна быть прервана, арбитр должен остановить часы.

  б) Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться за помощью к арбитру.

  c) Арбитр должен решить, следует ли и когда возобновить игру.

  d) Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться за помощью к арбитру, арбитр должен определить, была ли у игрока какая-либо уважительная причина для этого. Если очевидно, что у игрока нет веской причины для остановки часов, игрок должен быть оштрафован в соответствии со статьей 13.4.


8.13 Оба игрока несут общую ответственность за правильную настройку часов сёги перед игрой, как в отношении основного, так и дополнительного времени обдумывания и любых звуковых сигналов. Если во время игры отмечена неправильная установка, арбитр должен исправить установку и использовать свое лучшее решение при определении времени, которое будет установлено на часах сёги.


Статья 9: Нарушения


9.1 Если во время игры обнаружится, что начальная позиция фигур была неправильной, игра должна быть отменена, и начинается новая игра.


9.2 Если игрок смещает одну или несколько фигур, он должен восстановить правильную позицию в свое время. При необходимости, игрок или его оппонент должны остановить часы и попросить помощи у арбитра. Арбитр может наказать игрока, сместившего фигуры в соответствии со статьей 13.4.


9.3 Игроку не разрешается запускать часы своего оппонента, если он не сделал ход в соответствии со статьей 4.3 или если его фигуры смещены. Арбитр может наказать игрока, который по ошибке запускает часы противника в соответствии со статьей 13.4.

9.4. После того, как игрок сделал незаконный ход (как это определено в статьях 1, 3 и 9), его противник получает право прекратить игру. Он должен сделать это, указав на незаконный ход, а затем, при необходимости, он должен остановить часы и сообщить об этом арбитру.

   Претензия в отношении незаконного хода не может быть подана после того, как заявитель сделал свой ход в ответ на незаконное перемещение, если только позиция не осталась незаконной на момент подачи претензии. Это было бы в случае, если:

   а) Король противника находится под шахом, не имея хода; или

   б) У оппонента более одной неперевёрнутой пешки на одной вертикали (нифу), или

   в) У противника есть неперевёрнутая фигура в положении, из которого она никогда не сможет двигаться.

   Обратите внимание, что игрок может претендовать на выигрыш только на основании одной из указанных выше незаконных позиций, когда его ход.

9.5 Захват короля, которого оставили под шахом, само по себе не является незаконным ходом. Это должно рассматриваться как требование против предыдущего незаконного хода, который оставил короля под шахом. Игрок, захвативший короля, выигрывает игру, и это немедленно заканчивает игру.

9.6 Если фигуры противника не соответствуют условиям, описанным в п. 4.5., игрок, у которого есть ход, может попросить противника их расположить или подтвердить, какие фигуры у него на руке. Если после этого запроса противник постоянно держит свои фигуры в беспорядке, это может быть основанием для штрафа в соответствии со статьей 13.4.

9.7 Внешняя сторона не может указывать на незаконное ход или позицию. Игроки или зрители, делающие это, должны быть оштрафованы в соответствии со статьями 13.4 и 13.7.


Статья 10: Запись ходов


10.1 Игроки не обязаны записывать ходы, если в правилах соревнований не указано иное.


10.2 Игроки имеют право использовать электронное устройство (приложение) в целях записи игры, если противник не возражает.


10.3     Если игрок использует электронное устройство в целях записи игры, он несет ответственность за обеспечение того, чтобы такое устройство (приложение) было настроено только для записи, и чтобы использование такого устройства (приложения) не нарушало статью 11.2.



Статья 11: Поведение игроков

 

11.1 Игроки не должны предпринимать никаких действий, которые могут поставить под сомнение ход игры сёги.

 

11.2 Во время игры игрокам запрещается использовать какие-либо заметки, источники информации, советы, анализировать на другом сёгибане или использовать любой движок сёги.

 

11.3 Не разрешается анализ текущих игр в игровой зоне (но рекомендуется спокойно анализировать только что законченную игру с противником). Игроки, которые завершили свои игры, считаются зрителями других игр, а не игроками.

 

11.4 Запрещено каким-либо образом отвлекать или раздражать противника.

 

11.5 Игрокам и зрителям следует отключать звуки в мобильных телефонах (и других электронных устройствах).

 

11.6     Нарушение любой части вышеуказанных статей может привести к штрафам в соответствии с п.13.4.


Статья 12: Оценка

12.1 Если иное не объявлено заранее, игрок, выигравший партию, получает одно очко (1), а проигравший не получает ни одного очка (0).

12.2 Игроки, у которых получилась ничья, должны немедленно начать новую игру, при этом первым ходит игрок, игравший готэ в первой игре. Ограничением времени для новой игры будет время, оставшееся на часах игроков с первой игры. Это следует рассматривать как общее правило.

12.3 При необходимости организатор соревнований (с согласия арбитра) может выбрать другие временные условия; например, если хотя бы у одного игрока больше 10 минут, используется общее правило, а если у обоих меньше 10 минут — играется блиц-игра с 8 минутами (без бёёми). Независимо от используемых временных условий, игра должна быть закончена с победителем и проигравшим.

    Любое изменение общего правила должно быть объявлено до начала турнира (если нет, используется общее правило).


Статья 13: Роль арбитра (см. Предисловие)

 

13.1 Арбитр должен убедиться, что законы сёги ФЕСА строго соблюдаются.

 

13.2 Арбитр должен действовать в наилучших интересах соревнования. Он должен следить за тем, чтобы поддерживалась хорошая игровая среда и чтобы игроки не мешали. Он должен контролировать ход соревнований.

 

13.3 Арбитр должен наблюдать за играми, особенно в тех случаях, когда у игроков мало времени, исполнять принятые им решения и, при необходимости, налагать штрафы на игроков.

 

13.4 Арбитр может применить одно или несколько из следующих наказаний, если он считает это целесообразным:

а) предупреждение,

б) дополнительное время на часах противника,

в) сокращение оставшегося времени игрока-нарушителя,

г) проигрыш в игре,

д) исключение из мероприятия.

 

13.5 Арбитр может назначить одному или обоим игрокам дополнительное время в случае внешнего нарушения игры.

 

13.6 Арбитр — единственный человек, который может вмешиваться в игру, хотя только в случаях, описанных в cёги, в соответствии с Законом ФЕСА. Арбитр должен особенно воздерживаться от информирования игрока о том, что его противник завершил ход или, что игрок не нажал свои часы, что игрок сделал незаконный ход и т. д.

 

13.7 Зрителям и игрокам в других партиях не разрешается обсуждать или иным образом нарушать игру. При необходимости арбитр может удалить нарушителей из места проведения игры. В некоторых исключительных случаях разрешается разговаривать с третьим лицом, если оно не связано с самой игрой (например, попросить попить или записать игру) и выполняется таким образом, чтобы не отвлекать противника.


13.8     Если происходит событие, на которое не распространяются правила, изложенные в этом документе, применяется решение арбитра.


Статья 14: Турнирная жеребьёвка

14.1 Организатор соревнования должен решить, какая система жеребьёвки будет использоваться для его турнира.

14.2 Игроки должны быть заранее проинформированы о выбранной системе жеребьёвки. ФЕСА рекомендует публиковать эту информацию при объявлении турнира.

14.3 Арбитр турнира отвечает за жеребьёвку, если только опубликованные правила турнира не гласят иное.

14.4 В случае, если игрок не согласен с жеребьёвкой, он может предъявить иск арбитру до начала тура. Если такая жеребьёвка идёт вразрез с основными правилами жеребьёвки, арбитр должен повторить жеребьёвку.

   Основные правила жеребьёвки:

a) Два игрока, уже сыгравшие вместе, не должны играть снова друг против друга, за исключением случаев, когда это подразумевает система жеребьёвки (например, двойной тур)

б) Игрок, отстранённый от игры в предыдущем туре, исключается из турнира.


Статья 15: Рейтинг игры


15.1 ФЕСА поддерживает систему рейтингов под названием «панатлантическая система ЭЛО», которая является общей для всех стран-членов ФЕСА и Федерации сёги США.


15.2  Определение алгоритма расчета опубликовано в отдельном документе под названием «Система рейтинга ФЕСА ЭЛО».


15.3 Арбитр турнира несет ответственность за представление результатов турнира сотруднику по рейтингу ФЕСА, чтобы учесть эти результаты. Как только турнир проводится в соответствии с правилами ФЕСА, он должен быть представлен как таковой.


15.4     Любая официальная игра с рейтингом ФЕСА ограничена по времени. Минимальный выделенный лимит времени составляет 20 минут для каждого игрока + 40 секунд бёёми (без увеличения дополнительного времени) или 30 минут для каждого игрока + 30 секунд бёёми. Любой лимит времени, превышающий этот минимум, принимается.


Статья 16: ФЕСА


16.1 Федерации-члены ФЕСА могут попросить ФЕСА дать официальное решение о проблемах, связанных с законами ФЕСА о сёги.


Статья 17: Правила турниров для начинающих


17.1 Организатор соревнования, по согласованию с арбитром, может применить некоторые изменения в общих правилах, которые облегчат игру для начинающих игроков (например, чтобы начинающий игрок мог забрать свой незаконный ход один раз вместо проигрыша в игре). или что начинающий игрок может посмотреть на основные правила сёги во время игры).


17.2 В большинстве случаев «начинающий игрок» должен означать игрока, который ещё не имеет рейтинга ФЕСА, или рейтинг ФЕСА которого ниже 400. Однако объективно сильного игрока, который ещё не имеет рейтинга ФЕСА (но, например, имеет опыт игры в интернете), к новичкам относить не следует. В таких случаях игрок обязан узнать у арбитра, применимы ли к нему изменения, внесенные на основании статьи 17.1.



Перевод с английского: Олег Сапач, 2020.

Редактура: shogi.ru, Д.К., 29 октября 2020.

Версия 20.3.21

Версия для печати (.rtf.rar)