Японско-русский словарик сёги 和露将棋小辞典 Содержание 目次 фигуры | нотация | крепости | дебюты | атаки | анализ | приёмы другие термины | пословицы (++) | имена собственные | турниры приложения: числа/время | игровые фразы | примечания
Фигуры сёги: 将棋駒 Гёкусё: [玉将], гёку [玉] – «драгоценный генерал» (король одной из сторон) Гинсё: [銀将], гин [銀] – серебряный генерал, серебро Какугё: [角行], каку [角] (изредка какусё: [角将]) – слон Кё:ся [香車], кё: [香] – стрелка («копьё», «пика») Кинсё: [金将], кин [金] – золотой генерал, золото Кома [駒] – фигура Кэйма [桂馬], кэй [桂] – конь Нари-кэй [成桂, 圭] – перевёрнутый конь Нари-кё: [成香, 杏] – перевёрнутая стрелка Нари-гин [成銀, 全] – перевёрнутое серебро О:гома[大駒] – старшие фигуры (ладья и слон) О:сё: [王将], о: [王] – «император», король Рю:-ма [竜馬], ма [馬] – «дракон-лошадь», лошадь (перевёрнутый слон) Рю:-о: [竜王], рю: [竜, 龍] – «дракон-король», дракон (перевёрнутая ладья) Тобигома [跳駒] – дальнобойные фигуры (ладья, слон, стрелка и конь) Токин [と金], то [と] – перевёрнутая пешка Фухё [歩兵], фу [歩] – пехотинец, пешка Хися [飛車], хи [飛] – «летающая колесница», ладья Запись ходов: 棋譜 Агару [上] – ход вверх Ай [合] – (защищающая от шаха) вставка фигуры сбросом Гё: [行] – вперёд слоном (если и второй слон смотрит сюда) До: [同] – взятие только что походившей фигуры, ход «туда же» Ёру [寄] – ход вбок (по горизонтали) Миги [右] – ход правой из фигур (смотря от ходящего) Нари [成, なり, ナリ] – перевёрнутая фигура, ход с переворотом Сугу [直] – ход прямо вперёд Ути [打] – сброс фигуры (если возможен и ход без сброса) Фунари = нарадзу [不成], нама [生] – ход без переворота Хику [引] – отступление Хидари [左] – ход левой из фигур (смотря от ходящего) Крепости (замки): 囲い Анагума [穴熊] – «медведь в берлоге» (K9i, S8h,G7i,G7h) Ганги [雁木] – «снежная крыша», дословно - «крючок» (K8h, S6g,S5g,G7h,G5h) - для двойной статичной ладьи Гин-тадэн [銀多伝] – «серебряный тандем» (K3h, S4g,S4f,G4i) - для игр с форой в 2 фигуры Гин-каммури [銀冠] – «серебряная корона» (K2h, S2g,G3h,G4g) Кани-гакой [蟹囲い] – «краб» (K6i, G7h,S6h,G5h) Ката-ягура [片矢倉] – неполная ягура (K8h, S7g,G7h) Кин-бираки [金開き] – «разошедшееся золото» = ахиру [アヒル], «утиные ноги» = накадзумай Кин-мусо: [金無双] – «золотые близнецы» (дословно - «много золота») Мино-гакой [美濃囲い] – мино (K2h, S3h,G4i,G5h) Миллениум [ミレニアム] – «тысячелетие» (K89, N77), для ибиси против фурибиси Нака-дзумай [中住まい] – «дом в центре» (K5h, G3h,G7h), для ёкофудори Накахара-гёку [中原玉] – «король Накахары» Така-мино [高美濃] – высокое мино (K2h, S3h,G4i,G4g) Тотика [トチカ] – «точка» Фуна-гакой [船囲い] – «лодка», для быстрой атаки ибиси против фурибиси Эдо [江戸] – «замок Эдо» (K3h, G4i,S4h), быстрейший замок фурибиси Ягура-гакой [矢倉囲い] – «башня» (K8h, S7g,G7h,G6g) - для двойной статичной ладьи Дебюты/стратегии: 序盤 Ай- [相] – приставка, означающая, что данную стратегию играют обе стороны Айгакари [相掛り] – двойная фланговая атака (P2f P8d P2e P8e) Айфурибися [相振り飛車] – двойная смещённая ладья Гокигэн накабися [ゴキゲン中飛車] – дебют «приятная центральная ладья» Ёкофудори [横歩取り] – взятие боковой пешки (Rx3d/7f) Ибися [居飛車] – статичная ладья (=ибиша) Исида-рю: [石田流] – дебют в стиле Исиды Иттэсон какугавари [一手損角換わり] – дебют «размен слонов с потерей темпа» Кадзагурума [風車] – ветряная мельница Какугавари [角換り] – размен слонов Косикакэгин [腰掛け銀] – "сидящее" серебро (серебро перед центральной пешкой) Мигисикэнбися [右四間飛車] – ладья на 4-й справа вертикали Мукайбися [向飛車] – ладья в оппозиции Накабися [中飛車] – центральная ладья Нантяттэ фурибися [なんちゃって振飛車] – ложная фурибися (демонстрация фурибиси, а затем переход к ибисе) Онигороси [鬼殺し] – дебют «демон-убийца» Санкэнбися [三間飛車] – ладья на третьей вертикали Сикэнбися [四間飛車] – ладья на четвёртой вертикали (= шикенбиша) Судзитигай-каку [筋違角] – сброс слона на дополнительную диагональ Судзумэ-дзаси [雀刺し] – атака по краю «воробьиное копьё» («шампур») Тако-кин [たこ金] – стратегия «золото-осьминог» Тикатэцубися [地下鉄飛車] – «подземная» ладья (на ближней горизонтали) Укибися [浮飛車] – «плавающая» ладья (ладья перед своими пешками) Фудзии сисутэма [藤井システマ] – «система Фудзии» Фурибися [振飛車] – смещённая ладья (= фурибиша) Фурибися-ябури [振飛車破り戦法鷺宮定跡] – «взломщик смещённой ладьи» (дзёсэки Сагиномии) Хирамэ-сэмпо: [平目戦法] – дебют «стратегия камбалы» для форы в стрелку Хинэрибися [捻り飛車] – «крутящаяся» ладья (перед своими пешками) Атаки: 攻め Бо:гин [棒銀] – карабкающееся серебро Бо:кин [棒金] – карабкающееся золото Гатянгин [ガチャン銀] – звенящее серебро Каруй сэмэ [軽い攻め] – лёгкая атака Кё:гэки [挟撃] = «хасами» – атака на короля со второй стороны Кибисий сэмэ [厳しい攻め] – жёсткая атака Косикакэгин [腰掛け銀] – сидящее серебро Кю:сэн [急戦] – быстрая атака Омой сэмэ [重い攻め] – тяжёлая (медленная) атака Сэмэ [攻め] – атака Хаси-дзэмэ [端攻め] – атака по краю Хаякури-гин [早繰り銀] – рвущееся вперёд (через 7g) серебро Анализ: 読み Бунсэки [分析], ёми [読み] – анализ Дзё:кэн [条件] – условия, положение Дзисэнки [自戦記] – комментарии к своей игре Ёму [読む] – анализировать, смотреть вперёд Ёмикиру [読み切る] – полностью проанализировать Кайсэцу [解説] – комментарии Кайто: [解答] – ответ, решение Кансо:-сэн [感想戦] – разбор партии после её завершения Кансэнки [観戦記] – комментарии к чужой игре Кири [棋理] – теория сёги Кэкка [結果] – результат, эффект Кэккарон [結果論] – разбор партии после окончания Кэнкю: [研究] – исследование Кэцурон [結論] – вывод, заключение Мондай [問題] – вопрос, задача Нэраи [狙い] – цель Рикай [理解] – понимание Рирон [理論] – теория Рию: [理由] – причина Сё:кай [紹介] – вступление Сэцумэй [説明] – разъяснения Тайкёкукан [大局観] – глобальное восприятие позиции Хё:ка [評価] – оценка Хэнка [変化] – вариант Тактические приёмы, ходы: 手筋, 手 Авасэ-фу[合わせ歩] – ожидающая пешка, пешка в оппозиции Атама-кин [頭金] – мат сбросом «золота на голову» короля Гида [犠打] – тэсудзи «таран» (пробой сбросами жертвуемых пешек или фигур) Гин-басами [銀鋏] – «ножницы для серебра» Гяку-о:тэ [逆大手] – контршах (защита от шаха с шахом противнику) Дзю:дзибися [十字飛車] – перекрёсток ладьи (взятие ладьёй вперёд с нападением вбок) Иккэн-рю: [一間竜] – шах драконом через одно поле Кикаси [利かし] – ход, вынуждающий противника отвечать (портить форму его лагеря) Киру [切る] – жертвовать (отдавать материал за позиционное преимущество) Нарисутэ [成り捨て] – жертва с переворотом Нигири [握り] – сжатие (свободного пространства короля) Нигэ [逃げ] – побег Окури-тэсудзи [送り手筋] – тэсудзи "сопровождения" короля ладьёй/драконом О:тэхисятори [王手飛車取り] – вилка на короля и ладью Рё:дори [両取り] – вилка Сабаки [捌き] – развитие атаки путём размена (часто неравноценного) или жертвы Сокофу [底歩] – пешка-якорь (пешка позади золота) Сунуки [素抜き] – выгодное съедение старшей фигуры форсированным вскрытием линии боя Сутэру [捨てる] – жертвовать (отдавать фигуру за качества позиции) Тарэфу [垂歩] – висячая пешка (готовая перевернуться) Тэмати [手待ち] – выжидающий ход Тэсудзи [手筋] – «искусный ход», классический тактический приём Хагасу [剥す] – «вырывать» генералов из замка противника Харау [払う] – ликвидировать вторгшиеся фигуры противника Хара-гин [腹銀] – сброс серебра на «живот» (сбоку от короля) Хасами [鋏] – «ножницы»: атака на короля со второй стороны Цугифу [継ぎ歩] – тэсудзи «вступающая пешка» (два удара пешки пешкой подряд) Цунагари [繋がり] – связка Другие термины: Адзи [味] – потенциал, возможности Адзи-кэси [味消し] – ход, разрушающий адзи противника Айтэ [相手] – соперник, оппонент Акукэй [悪形] – плохая форма Ама [アマ] – игрок-любитель Асобигома [遊び駒] – бездействующая фигура Атама [頭] – «голова» (поле прямо перед фигурой) Ацуми [厚み] – «толщина»; глубина обороны Бака-цумэ [馬鹿詰] – кооперативная цумэ-сёги Бангома [盤駒] – фигуры на доске Бёёми [秒読み] – дополнительное время, «счёт на секунды» Бигома [備駒] – защитная фигура Гёкуката [玉方] – защищающаяся сторона (в цумэ-сёги) Готэ [後手] – белые, ходящие вторыми; утратившие инициативу Дан [段] – 1)высшие разряды в сёги, 2)горизонталь на доске Дассюцу [脱出] – побег Дзё:бан [序盤] – дебют Дзё:сики-тэ [常識手] – естественный ход, диктуемый здравым смыслом Дзё:сэки [定跡] – общепризнанные серии ходов, образцы дебютов Дзисё:ги [持将棋] – ничья в сёги (в результате двойного нюгёку) Дзиссэн [実戦] – реальная игра Дзу [図] – диаграмма Дзэ [ゼ] – форма короля, в которой ему не поставить цумэ при любой руке противника Дзюн-кэссё:-сэн [準決勝戦] – полуфинальная партия Дзякутэн [弱点] – слабая точка Дзяма-кома [邪魔駒] – своя фигура-помеха Ёрисудзи [寄り筋] – получение доступа к королю Ёсэ [寄せ] – «приближение», финальная фаза эндшпиля Ёсэай [寄せ合い] – обоюдная эндшпильная гонка, финальная фаза сэмэай Игёку [居玉] – сидящий король Ироиро [いろいろ] – «всякое» (в цумэ-сёги - все остальные фигуры в руке противника) Иттэ-гати [一手勝ち] – победа с опережением ровно в один темп Иттэ-макэ [一手負け] – поражение с отставанием на один темп Иттэ-ски [一手透き] – позиция на расстоянии в 1 темп до цумэ = цумэро Кабэгин [壁銀] – серебряная стена (серебро, блокирующее путь королю) Кабэкин [壁金] – золотая стена (золото, блокирующее путь королю) Кай [回] – тур Какой [囲い] – замок, крепость Кан [勘] – интуиция Кампай [完敗] – полное поражение Катати [形] – форма, позиция Кататидзукури [形作り] – построение "достойной" формы, когда проигрыш уже неизбежен Кати [勝ち] – победа Катисудзи [勝ち筋] – путь к победе Кёкумэн [局面] – позиция в игре Кётэн [拠点] – база для атаки Кидзу [傷, キズ] – брешь Кики [利き] – действие фигуры (бой, защита поля) Кинтэ [禁手] – ход, запрещённый правилами сёги Кифу [棋譜] – запись партии Кобин [小ビン] – «уши» фигуры (поля спереди по диагонали от неё) Ко:кан [交換] – размен Кома [駒] – фигура Комадай [駒台] – столик для захваченных фигур Кома-амари [駒余り] – вариант решения цумэ-сёги, в конце которого рука не пуста (всегда неосновной) Кома-вари [駒割] – материальный баланс Комадоку [駒得] – материальная выгода Комаоти [駒落] – фора Комаотисэн [駒落戦] – игра с форой Комафукуро [駒袋] – мешочек для фигурок Кумиавасэ [組み合わせ] – комбинация Курай(дори) [位(取り)] – авангардная пешка (на 5-й горизонтали) Кэн [間] – вертикаль Кэссё:-сэн [決勝戦] – решающая, финальная партия Кю [級] – разряд начинающих в сёги Кю:сё [急所] – ключевая точка Макэ [負け] – поражение Макэмасита [負けました] - «я проиграл!», «сдаюсь!» Мамори [守り] – защита Мё:сю [妙手] – отличный ход Мондай [問題] – задача Мо:тэн [盲点] - слепое пятно; ход, упускаемый здравым смыслом Мотигома [持駒], тэгома [手駒] – захваченные фигуры («в руке») Мурисудзи [無理筋] – бессмысленный, беспричинный ход Наси [無し, なし] – ничего (отсутствие фигур в руке) Нигэру [逃げる] – бежать Нигэмити [逃げ道] – путь к бегству Нимайгаэ [二枚換え] – размен одной фигуры на две Нимайоти [二枚落ち] – фора в две фигуры Нитэ-ски [二手すき] – позиция за 2 темпа до цумэ Нифу [二歩] – правило запрета «двух пешек» на одной вертикали Нукэмити [脱け道] – дыра для побега короля Нэрау [狙う] – стремиться, нацеливаться Ню:гёку [入玉] – вторжение короля в лагерь противника Отосиана [落とし穴] – ловушка Осаэ [押さえ] – блокирование, сдерживание (противника) Осаэкому [押え込む] – сдерживать, подавлять О:сю [応手] – ответный ход О:тэ [王手] – шах Пуро [プロ] – игрок-профессионал Сасикакэ [指し掛け] – недоигранная партия Сасу [指す] – делать ход, играть Сасинаосу [指し直す] – переигрывание партии после сэннититэ Сё:гибан [将棋盤], бан [盤] – доска для сёги Сё:ги [象戯] – старинное написание названия игры Сё:ги кайкан [将棋会館] – зал для игры в сёги Сё:сэй [勝勢] – преимущество с хорошими шансами на победу Сёдан [初段] – первый дан Сикакэру [仕掛ける] – начинать миттельшпиль («бросать вызов») Синкэнси [真剣師] – любитель высшего класса, живущий игрой на деньги Сиробоси [白星] – белый круг (знак победы в турнирной таблице) Ситатэ [下手] – более слабый игрок, берущий фору Ситэнно: [四天王] – четыре разметочные точки на доске для сёги Сокудзумэ [即詰め] – форсированный мат («быстрое цумэ») Сокудо [速度] – скорость Сондоку [損得] – материальное преимущество Судзи [筋] – 1.вертикаль, 2. стиль мышления 3. приём, ход Суми [隅] – угол (доски) Сунуку [素抜] – «умыкнуть» фигуру форсированным вскрытием линии боя Сэмпай [先輩] – один из сильнейших игроков (в группе) Сэмпо: [戦法] – стратегия (дебюта) Сэмэай [攻め合い] – обоюдная атака (гонка атак) Сэмэката [攻め方] – атакующая сторона (в цумэ-сёги) Сэндзюцу [戦術] – стратегия (как искусство) Сэнряку [戦略] – стратегия (планирование) Сэн [戦] – сражение, матч Сэннититэ [千日手] – переигровка из-за 4-кратного повтора позиции Сэнтэ [先手] – чёрные, ходящие первыми; инициатива Сю:бан [終盤], сю:кёку [終局] – эндшпиль, последняя фаза игры Тайкёку [対局], кёку [局] – игра, партия Тайсэн [対戦] – игра, битва, матч Танэгома [種駒] – фигура-«зерно», подножие для атаки Титэн [地点] – поле, точка Тонси [トン死] – «внезапная смерть» (из-за неожиданного цумэ) То:рё: [投了] – сдаюсь! Тори [取り] – взятие, угроза взятия Тю:бан [中盤] – миттельшпиль (средняя фаза игры) Тэ [手] – ход Тэбан [手番] – очерёдность хода Тэдзумари [手詰まり] – цугцванг; позиция, в которой любой ход ухудшает ситуацию Тэдзюн [手順] – порядок ходов (в последовательности) Тэки [敵] – противник Тэнуки [手抜き] – манкирование ответом на угрозу, игнорирование наносимого удара Тэсу: [手数] – число ходов Тю:бан [中盤] – миттельшпиль, середина игры Уватэ [上手] – более сильный игрок, дающий фору Укэ [受け] – защита Укигома [浮き駒] – «плавающая», незащищённая фигура Утикому [打ち込む] – сброс в зону переворота Утифудзумэ [打歩詰め] – правило запрета «мата сбросом пешки» Фугирэ [歩切れ] – отсутствие пешек в руке Фугоси-гин [歩越し銀] – серебро перед пешкой Фуригома [振り駒] – выбор очерёдности хода бросанием пяти пешек Хайру [入] – вход в зону переворота Хамэтэ [ハメ手] – некорректный ход-блеф, рассчитанный на незнание правильного ответа Ханарэгома [離れ駒] – изолированная, незащищённая фигура Хара [腹] – «живот» короля, соседнее поле сбоку от него Хаси [端] – край (доски) Хиратэ-сэн [平手戦] – равная игра, игра без форы Хисси [必至, иногда 必死] – неизбежный мат, задачи на неизбежный мат Хонтэдзюн [本手順] – основная последовательность ходов решения цумэ-сёги Цуки [突き] – продвижение вперёд, удар Цуми [詰み] – мат (матовая позиция) Цумэ [詰め] – мат (непрерывной серией шахов) Цумэ-сёги [詰将棋] – задача на матовую последовательность Цумэро [詰ろ] – угроза цумэ; ход, создающий такую угрозу = иттэ-ски
Поговорки сёги: 格言
Гёку-но хаянигэ, хаттэ-но току [玉の早逃げ、八手の得] - Ранний побег короля стоит 8 ходов Ёсэ-ва кома-но сондоку-ёри сокудо: [寄せは駒の損得より速度] - В ёсэ скорость важнее материала Ити фу сэн кин [一歩千金] - Одна пешка стоит тысячи золотых Кин-ва тодомэ-ни нокосэ [金は止めに残せ] - Сохраняй золото для последнего удара Нагай цуми-ёри мидзикай хисси [長い詰みより短い必至] - Лучше короткое хисси, чем длинное цумэ (когда свой король не в цумэро) Окамэ хатимоку [岡目八目] - Наблюдатель видит лучше игроков («у смотрящего со стороны 8 глаз») О:тэ-ва о: тэ [王手は追う手] - Шахи - лишь для финала Рё:дори нигэру бэкарадзу [両取り逃げる可からず] - Не убегай от вилки Сан кэй арэба цуману кото наси [三桂あれば詰まぬことなし] - Если есть три коня, можно поставить цумэ Сасу маэ-ни кё:ся-но ити-о какунин-сиро [指す前に香車の位置を確認しろ] - Перед игрой проверь [даже] положение стрелок Сэмэ-ва хи каку гин кэй [攻めは飛角銀桂] - Атакуй ладьёй, слоном, серебром и конём Сэмэнай сё:ги-ни катимэ наси [攻めない将棋に勝目なし] - Без атаки в сёги не победить Сэмэру-ва мамори-нари [攻めるは守りなり] - Лучшая защита - нападение Ко:сэй-бо:гё [攻勢防禦] - Защищайся атакуя Сэмэ-но асиба-о нокосэ [攻めの足場を残せ] - Сохраняй подножие для атаки Тэки-но утитай токоро-э утэ [敵の打ちたい所へ打て] - Сбрось туда, куда хочет сбросить противник Укигома-о нэраэ [浮き駒を狙え] - Целься в «плавающие» (незащищённые) фигуры
Имена собственные
Бэнтэн [弁天] – Муза искусств и мудрости Микрокосмос [ミクロコスモス] – рекордная по длине цумэ-сёги (1525 ходов, Ито: Тадаси [伊藤正]) Нихон Сё:ги Рэнмэй [日本将棋連盟] – Японская ассоциация сёги Сё:ги Сэкай [将棋世界] – журнал «Мир сёги» Сю:кан Сё:ги [週間将棋] – газета «Еженедельник сёги» Сё:ги Дзуко: [将棋図巧] – знаменитый сборник матовых задач (Ито: Кандзю [伊藤看寿], 1755) Котобуки [寿] – "долговечность", 611-ходовая цумэ-сёги из этого сборника Сё:ги Мусо: [将棋無双] – знаменитый сборник матовых задач (Ито: Со:кан [伊藤宗看], 1734) Даймэйро [大迷路] - "большой лабиринт", 163-ходовая цумэ-сёги из этого сборника Сё:рэйкай [奨励会] - профессиональная школа сёги (имеет филиалы в Токио и Осака) Хэйбонся [平凡社], Санкайдо [山海堂], Гото сёин [梧桐書院] – книгоиздательства Кисё:кай [鬼将会] - тайная организация любителей-сёгистов из сериала «81дайвер»
Некоторые сёгисты-любители | дерево профессионалов, алфавитный список имён
Участники 3-го Международного форума сёги 第三回国際将棋フォラム (2005) JP 岡 和俊 Ока Кадзутоси 5D 香川愛生 Кагава Манао 3D 守谷 麗 Моритани Урара 3D 内田雅晴 Утида Масахару 1k BR 玉城たかしТамасиро Такаси 5D 中野秀敏 Накано Хидэтоси 3D 中谷輝雄 Накатани Тэруо 1k CN 顧冠鳴 Гу Гуаньмин 3D 秦亮 Лян Чин 1D 陶季銘 Тао Цзиминь 1k Участники 4-го Международного форума сёги 第四回国際将棋フォラム (2008) JP 阿部真一 Абэ Синити 笠井友貴 Касай Юки 佐藤大透 Сато Ямато さかもと未明Сакамото Мимэй BR 佐藤重隆 Сато Сигэтака 木谷ジョニーКитани Джонни CN 湯順傑 Тан Сюндзи 蔡文豪 Цай Вэньхао Участники 6-го Международного форума сёги 第六回国際将棋フォラム (2014) JP 高橋晴仁 Такахаси Харуто (39-й мэйдзин младшеклассников префектуры Сидзуока) 和田はな Вада Хана (претендентка на 46-й любительский женский титул Мэйдзин) 粟野利夫 Авано Тосио (18-й мэйдзин пенсионеров префектуры Сидзуока) CN 顧冠鳴 Гу Гуанмин (Шанхай) 李鵬宇 Ли Пэнъю (Пекин) 姚志標 Яо Жибяо (Гуанчжоу) 梁啓雲 Люн Кайвань (Гонконг) 張益誌 Чжан Ичих (Тайвань)
Турниры
Дзюнъисэн [順位戦] – профессиональные лиговые игры в сёги 7 «корон» [七冠] – профессиональных титулов сёги: Мэйдзин [名人] (с 1937 г.) – «Великий Мастер» О:сё: [王将] (с 1950) – «Император сёги» О:дза [王座] (с 1953) – «Трон» О:и [王位] (с 1960) – «Корона» Кисэй [棋聖] (с 1962) – «Святой сёги» Кио: [棋王] (с 1974) – «Король сёги» Рю:о: [竜王] (с 1988) – «Дракон-король»; до 1988 – «Дзюдан» [十段] (10-й дан) Эйсэй [永世] – титул-приставка "пожизненный" за многократные завоевания титула; исключение - мэйё-о:дза [名誉王座]. Женские титулы: Мэйдзин-и [女流名人位] (с 1974 г.) О:сё: [女流王将] (с 1978 г.) О:и [女流王位] (с 1990 г.) То:ка [倉敷藤花] – «Цветок Глицинии» (с 1993 г.) Дзёо: [女王] – «Императрица» (с 2008 г.) О:дза [女流王座] (с 2011 г.) Основные нетитульные турниры: Кубок [杯] IBM Кубок NHK Кубок NSR Асахи Опэн = Дзэн Нихон Пуро [全日本プロ] – «Все профессионалы Японии» Вакасиси [若獅子] - «Молодые львы» Гинга [銀河] – «Млечный путь» Мэйки Нихон Сиридзу [日本シリーズ] – «Японская серия» Синдзин-О [新人王] Хаядзаси Ои [早指し王位], Хаядзаси Синэй, Хаядзаси Сэнсюкэн - блиц-турниры
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: исчисление
一二三四五 六七八九十 – иероглифические числа 1-10; 百=100, 千=1.000, 万=10.000 秒分時日 週月季年世 – секунда/минута/час/день, неделя/месяц/сезон/год/век; 旬=10日 Эры [時代] японского летоисчисления: Яёи [弥生] 300 г. до н.э. - 300 г. н.э. Ямато [大和] 300 - 550 Асука [飛鳥] 550 - 710 Нара [奈良] 710 - 794 Хэйан [平安] 794 - 1185 Камакура [鎌倉] 1185 - 1333 - сёгунат Асикага [足利] 1333 - 1568 Муромати [室町] 1392 - 1573 Адзути-Момояма [安土桃山] 1573 - 1603 Эдо [江戸] 1603 - 1868 - сёгунат Мэйдзи [明治] 1868 - 1912 Тайсё: [大正] 1912 - 1926 Сё:ва [昭和] 1926 - 1989 Хэйсэй [平成] 1989 - наст. время
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: игровые фразы
Авточат shogidojo.com: よろしくお願い致します。 - Приятной игры! 投了 - Сдаюсь. ありがとうございました。 - Спасибо за игру! 御免なさい。王手放置で負けです。- Извините. Я проиграл, просмотрев шах. 時間切れ負け - проигрыш из-за просроченного времени Другие выражения: こちらこそ - и вам того же (ответ на ありがとうございました) すみません, 失礼しました - извиняюсь どうもおまたせいたしました - простите, что заставил Вас ждать いえいえ - "не беспокойтесь, всё в порядке" 後手必勝 - белые наверняка побеждают 受けなし - защиты тут нет それが問題だ - это ошибка 歩がないから攻めにくい - сложно атаковать без пешек в руке 仕様がない - тут уже ничего не поделаешь Японский интернет-слэнг: 4649 = "yo-ro-shi-ku" - Приятной игры! 39 = "san-kyu" - Спасибо за игру! Классический пример того, как сёги помогают межнациональному общению (~2007 г.) ソ連男:済みません、貴方は日本人ですか。 Русский сёгист: Простите, Вы - японка? 日本女:はい。 Японка: Да. ソ連男:貴方は将棋を指しますか。 Русский сёгист: А играете ли Вы в сёги? 日本女(恐い):いえ、いえ、将棋はとても難しいです! Японка (с ужасом): Нет, нет, сёги слишком сложны!

Примечания

  1. Для просмотра словарика необходим любой японский шрифт в кодировке Unicode.
  2. Данный словарик основан на японско-английском словаре сёги Ханса Геунса.
  3. Лучший словарик сёги jap->rus (c поясняющими статьями) расположен на сайте С. Острякова.
  4. Помочь в чтении японской литературы по сёги может и словарик терминов игры го.
  5. В словарике используется транскрипция Поливанова, двоеточием помечены длинные гласные.
  6. Наиболее полный японско-английский словарь сёги (более 2000 терминов) составлен Hidetchi; издан и продаётся в Nekomado.

(eng,jap)→rus: shogi.ru, Д.К., 2004-2016

Версия 8.7.16