сян[象] = слон; чи[棋] = настольная игра
СЯНЦИ

ТЕХНИКА ЭНДШПИЛЯ
Азиатская федерация сянци
Китайская федерация сянци

	Содержание
Предисловие
Вступление
Глава 1: изучение эндшпилей с ладьёй и конём (игры 1-10)
Глава 2: изучение эндшпилей с ладьёй и пушкой (игры 11-20)
Глава 3: изучение эндшпилей с ладьёй других типов (игры 21-30)

ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛОЯЗЫЧНОМУ ИЗДАНИЮ

Эта книга - первый из трёх выпусков, посвящённых эндшпилям, и содержащих в целом 110 игр - создана китайскими мастерами Мэн Лигао и Ли Чжунцзяном.

Чтобы повысить уровень игры в сянци, Вам нужна хорошая база в знании эндшпилей. С этим переводом изучения эндшпилей на английский, я надеюсь, англоязычные игроки достигнут большого прогресса, не только в эндшпилях, но и во всей игре.

Выражаю мою глубокую благодарность доктору М.Чандлеру и мистеру Джо Фарреллу, которые благосклонно прочли рукопись моего перевода, исправили мои грамматические ошибки и вставили полезные комментарии. Также, я ценю советы и критику фанатов игры и читателей.

Ц.К.Лай
Осенний фестиваль,
сентябрь 1990, Лондон.

ВСТУПЛЕНИЕ

Чтобы помочь тем читателям, которые сталкиваются с сянци впервые, здесь приводится небольшое вступление.

Если вы хорошо знакомы с шахматами, то сразу отметите, что обе игры используют одинаковое количество фигур: 32. Цель игры - заматовать короля противника. В сянци у каждой из сторон (чёрные / красные) есть по одному королю, две ладьи, два коня, два слона, два советника, две пушки и пять пешек.

Первыми ходят красные.

Доска разделена посередине рекой, а в ближней части каждого лагеря находится по дворцу (квадрату 3x3 узла). Фигуры размещаются на пересечениях вертикальных и горизонтальных линий. Всего таких пересечений 90.

Итак, в сянци есть семь видов фигур, в отличие от шести видов в шахматах. Теперь приведём изображения эти фигур и их возможности ходов.

Король (K) : , . Может ходить на соседнее поле по горизонтали или вертикали, но только в пределах дворца.

Советник (A): , . Может ходить на соседнее по диагонали поле, но только в пределах дворца.

Слон (E) : , . Может прыгать ровно на два поля по диагонали, но не может пересекать реку. [ Таким образом, каждому из слонов на доске принципиально доступны лишь 7 полей. К тому же, слон не может перепрыгивать через другие фигуры - Д.К. ]

Конь (H) : , . Ходит на шаг по горизонтали или вертикали плюс, сразу же, на шаг в диагональном направлении ("буквой Г"). Его отличие от шахматного коня состоит лишь в том, что если на первом его шаге поле занято какой-либо фигурой, то она препятствует его движению и он не может ходить в данном направлении.

Ладья (R) : , . Ходит по горизонтали или вертикали, в точности, как шахматная ладья.

Пушка (C) : , . Ходит как ладья, но может есть фигуру лишь если между нею и съедаемой фигурой расположена ровно одна другая фигура.

Пешка (P) : , . Пока расположена в своём лагере, может ходить лишь на шаг вперёд. После пересечения реки приобретает вдобавок возможность ходить на один шаг вправо или влево.

Примечание 1: в материалах Chinese Chess Institute (CCI) используются следующие обозначения фигур: cоветник - G, слон - B, конь - N (остальные без изменений).
Примечание 2: иероглифы здесь даны в современном начертании. (см.
традиционное начертание)

Вооружённые знанием ходов фигур, вы уже почти готовы к тому, чтобы начать учить игре других. Но подождите минутку, вам надо познакомиться ещё с тремя правилами сянци:

1.Запрещён "вечный шах". Игрок, дающий вечный шах, будучи не в состоянии поставить мат, должен походить как-нибудь иначе.
2. Если у игрока не осталось законных ходов (пат), то он проигрывает.
3. Король не может идти на поле, с которого он будет напрямую "видеть" короля противника, то есть, между противостоящими королями обязана находиться хотя бы одна фигура.

Примечание 3: CCI приводит ещё два фундаментальных правила, присутствующих и в CXA (Chineese Xiangqi Association), и в AXF (Asian Xiangqi Federation): запрещены "непрерывная" атака на незащищённую вражескую фигуру (если только атакующая фигура не является королём или пешкой), а также трёхкратное повторение ходов - см. колонку CCI о правилах AXF

Теперь вы уже практически готовы разобрать 30 партий этой книги. Все они являются произведениями искусства. В них вы не увидите ни одной фигуры, стоящей на доске бесцельно, и ни в одной партии никакая сторона не получает столь явного превосходства, чтобы судьба противника была предрешена с самого начала. К концу дня вы сможете оценить, что здесь приводятся эндшпили столь сильной красоты и такого глубокого видения, что они практически создают новое измерение шахмат!

Вертикали на доске для записи ходов нумеруются справа налево для каждого игрока, как показано на диаграмме. Поэтому вертикаль 1 для красных - это 9 для чёрных, 2 для красных - это 8 для чёрных и т.д. Горизонтали же не нумеруются.

Для записи хода используется четыре символа. Сначала приводится обозначение ходящей фигуры,затем номер вертикали, на которой эта фигура стоит до того, как походит, затем символ направления хода (вперёд, назад, вбок: "+", "-" и "=" соответственно) и, наконец, номер вертикали, на которую фигура в результате этого хода переходит. И лишь когда фигура ходит в вертикальном направлении (к примеру, ладья или пушка), вместо номера вертикали четвёртым символом является число шагов, которое она делает.

Следует понять, что такая запись ходов проста и элегантна, поскольку всегда состоит из четырёх символов. Это сама простота, и двусмысленностей тут возникнуть не может. Если же две фигуры одного типа, к примеру - две пушки, находятся на, к примеру, второй вертикали, то запись "FC-3" означает, что передняя (от F - Front, "впереди") пушка отошла назад на три шага, а запись "RC-3" говорит то же самое про заднюю пушку (от R - Rear, "позади"). Примечание 4: в материалах Chinese Chess Institute (CCI) в таких случаях используются обозначения "C+-3" и "C--3".

Я надеюсь опубликовать второе и третье издания по изучению эндшпилей мастеров Менг и Ли столь быстро, сколь это окажется возможным, что зависит от скорости, с которой эта книга дойдёт до фанатов и публики в целом.

Ц.К.Лай.


ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ЭНДШПИЛЕЙ С ЛАДЬЁЙ И КОНЁМ.

В сянци эндшпили, основная атака в которых базируется на комбинированной силе ладьи и коня, в основном известны под названием "неожиданные ходы ладьи и коня". Неожиданность здесь фактически означает блестящий ход, ведущий к мату, когда защищающаяся сторона не в состоянии ничего предпринять, чтобы избежать поражения.

Простор в эндшпилях с ладьёй и конём велик, в нём есть много интересных вариантов, и они являются любимой темой разработок для многих поколений композиторов эндшпилей.

"Ладья атакует в четырёх направлениях, а конь угрожает в восьми", гласит известная поговорка. Постичь основное знание атакующих приёмов и техник совместной работы ладей с конями - одно из основных требований для достижения серьёзного уровня в сянци.

Теперь мы рады представить читателям 10 эндшпильных композиций с ладьёй и конём.

ИГРА 1.

Здесь показан эндшпиль с простой атакующей матовой последовательностью "неожиданные ходы ладьи и коня". Уделите, пожалуйста, особое внимание этой матовой атаке "ладьи и коня в линейной позиции".

1.R9=4

Жертва ладьи просто невероятна и изумительно хороша. Её цель - разрушить матовую угрозу двойной ладьи противника и, одновременно, создать условия для своей матовой атаки. Если бы красные сыграли 1.H3-2, то могла бы возникнуть следующая последовательность:

1. ... R6=4  2.K6=5 R4=5  3.K5=6 K6=5  4.R3+1 K5-1  5.R3+1 K5-1 
(если 5. ... K5+1, то 6.R9=5 R3+3  7.R5+5 R3=5   8.R3=6 R5+4
      9.K6-1 R5+1   10.K6+1 P3+1  11.H2-4 K5=6  12.R6=2 R5-5
      13.H4+2 K6=5  14.H2+3 K5=6  15.R2-4 K6-1  16.R2=4 K6=5
      17.R4=5 R5+1  18.H3-4 K5-1  19.H4-5 - ничья )
6.H2+4 R3=6  7.H4-5 R6=7  8.H5+4 R7=6  9.R9=4, и результат в целом - ничья. 
1. ... R3=4  2.K6=5 R4=5  3.K5=6 R6+5  4.H3-2 

Ладья и конь стоят на одной прямой, угрожая дать открытый шах, что известно под названием "ладья и конь в линейной позиции".

4. ... R5=8  5. R3=4 K6=5  6.R4=5 - мат.

ИГРА 2.

Здесь приведён эндшпиль, иллюстрирующий одну из основных матовых атак "неожиданные ходы ладьи и коня", упомянутых в начале этой главы.

1.H6+4 R4=5 2.K5=4
Расположение ладьи, коня и короля Вашего противника на одной и той же прямой с угрозой матового хода в руке - одна из наиболее сложных ситуаций, с которой только может столкнуться защищающийся.
2. ... A4+5
Если чёрные сыграют 2. ... K6+1 3.H4-2 K6=5 4.R4+4 K5-1 5.H2+3, то им придётся пожертвовать ладью, чтобы защитить своего короля, и поражение будет неизбежно.
3.H4-2 A5+6   4.H2+4 K6+1   5.H4-2 K6=5   6.R4+4 K5-1
7.H2+3 R5+7   8.K4+1 K5=4   9.R4-2 K4+1   10.R4=6 K4=5
11.R6=7 K5=4  12.R7+2 K4-1  13.R7+1 K4+1  14.R7-1 K4-1
15.R7-3 K4+1  16.R7=6 K4=5  17.R6=9 K5=4  18.H3-4 K4-6
19.H4-6 R5=3  20.H6+5 K4+1  21.H5+4 K4=5  22.R9=5 - мат.

ИГРА 3.

Техника данного эндшпиля показывает сложную матовую атаку красных с великолепно выполненным использованием "львиной ярости ладьи". Данный пример заслуживает особого внимания, поскольку он часто появляется на практике.

1.R3=7 R8=5  2.K5=6

Король движется налево, чтобы приколоть чёрного советника.

2. ... R5=7  3.R7+1 K4+1  4.H2-4 R5-5  5.R7=4

Это защита коня и, одновременно, блокировка чёрной ладьи. Чёрным остаётся ходить лишь пешкой.

5. ... P7=8  6.P9=8 P7=6  7.R4-1 K4-1  8.R4=5

Этот ход, известный как "львиная ярость ладьи", весьма изумителен и красив.

8. ... P6=5  9.K6=1 R5-1  10.P8=7 - мат.

ИГРА 4.

Очевидно, что красная пешка на диаграмме мешает свободному передвижению ладьи, а также препятствует движению и эффективности коня, поэтому центральной темой этого дебюта является жертва пешки.

1.P6+1 K4-1

Если чёрные ошибочно сыграют 1. ... A5+4, то 2.H9-7 K4-1 3.R5+4 - мат.

2.P6+1 K4=5  3.R5=7 R3=5  4.K5=7 A5-4

Чёрные отступают советником, поскольку другого хорошего хода у них нет (вечный шах в сянци запрещён).

5.P6+1 K5+1  6.R7+2 K5+1  7.H9-7 K5=6  8.H7+6 R5-5

Если чёрные сыграют:

(а) 8. ... K6=5, то 9.H6+4 K5=6  10.H4-2 K6=5
11.H2-3 K5=6  12.R7=4 - мат;
(б) 8. ... A6+5, то 9.R7-2 R5=6  10.R7+1 K6-1
11.H6-5 K6-1  12.P6=5 K6=5  13.R7+2 A5-4  14.R7=6 K5+1
15.H5+3 R6-4  16.R6-2 - 
чёрные теряют ладью, красные победили.
 9. P6=5 P6=5  10.P5=4 P5=6  11.P4=3 P6=5  12.R7=8

Это выжидающий ход, который заставляет чёрную пешку покинуть центральную вертикаль, освобождая от давления на защиту красных. Если R5+6, то 14.R6-1 K6=5 15.R6=5 R5-4 16.H6-5 - ничья. Если же красные не возьмут инициативу в размене ладей и сыграют H6-5 или H6+8, то развитие приведёт чёрных к победе.

12. ... P5=6  13.R8-1 K6-1  14.R8=6 P6=5

Если чёрные сыграют:

(а) 14. ... R5+7, то 15.R6-1 K6=5  16.H6-5 P6+1  17.H5+3;
(б) 14. ... R5+5, то 15.R6=5  16.R4=6

В любом случае красные побеждают.

15.R6-1 R5+1  16.H6-5 K6=5  17.R6+2 K5-1  18.P3=4 K5=6
19.R6+1 K6+1  20.R6=5 - и красные побеждают.

ИГРА 5.

Здесь показан эндшпиль ладьи, коня и голого короля против ладьи, пешки, короля и двух советников. При обычных обстоятельствах такая игра заканчивается вничью. Однако в данном случае чёрная ладья оказывается прикована к верхней горизонтали, её выход ограничен, и это становится фатальной слабостью чёрных.

1.R3+2 K6-1  2.H5+3 K6=5

Если чёрные сыграют 2. ... R9=8, то 3.H3+2 K6=5 4.R3-2 K5=4 5.H2-4 с последующим матом.

3.H3+2 K5=4  4.R3-5 A5+4

Если 4. ... R9+2, то 5.R3=6 K4=5 6.R6=7 K5=4 7.H2+4 - опять с последующим матом.

5.H2-4 R9=6  6.H4-6 R6=5  7.K5=6 R5+2

Если 7. ... R5+3, то 8.R3+6 K4=1 9.H6+8 K4=5 10.H8+7 K5=6 (если 10. ... K5=4, то 11.R3-2 - мат) 11.H7-6 R5-1 12.R3-2, и красные выигрывают ладью, а с нею - игру.

8.R3+6 K4+1   9.H6+8 K4=5  10.R3=4 P9=8
11.H8+7 K5=4  12.R4=3 R5+1

Если 12. ... P8=9, то ходом 13.R3-8 ловится чёрная пешка, и красные выигрывают.

13.R3-2 R5=4  14.K6=5

Поскольку чёрные не имеют права давать вечный шах, они вынуждены изменить свои ходы, и красные выигрывают.

ИГРА 6.

В этом эндшпиле слабость чёрных в том, что их ладья прижата к краю доски. Как красные могут это использовать?

1.R3+5 K6+1  2.R3=2 R9+5

Если 2. ... R9-3, то 3.H2-4 R9+2 4.R2=3, и красные побеждают.

3.K5+1 R9=7  4.H2-4 A5+4  5.R2=5

Эта популярная техника матовой атаки хорошо известна под названием "конь-рыболов".

5. ... A6-5  6.H4+5 K6+1  7.R5=2 K6=5  8.R2=2 A5+6
9.R2-4 K5-1 10.R2=5 K5-1 11.H5-3 A6-5 12.R5=7 K5=6
13.H3+5 A5-4

Если 13. ... K6=5, то 14.H5+3 K5=4 15.R7+6 K4+1 16.H3-5, и красные побеждают.

14.H5+3 R7-7  15.R7=4 - красные побеждают.

ИГРА 7.

В данной позиции ладья чёрных открыта, однако их правое крыло слабо, и поэтому им сложно выстроить эффективную защиту. Основная задача чёрных - взломать отличную форму чёрных советников.

1.H8-9 A5+4  2.H9+7 K5+1  3.R8=6 R5=3  4.H7-9

Если 4.H7-6, то 4. ... K5=6, и чёрным будет легче достигнуть ничьи.

4. ... R3-1  5.H9-8 R3=2  6.H8+6 R2=3

Если 6. ... R2+7, то 7.K6-1 R2=6 8.H6+8 R6-7 9.H8+7 с поимкой чёрного советника.

7.H6+4 R3=2  8.R6=5 K5=6  9.H4+2 R2+1  10.K6=5 R2=6
11.H2-3 K6+1  12.R5+2 - и красные побеждают.

ИГРА 8.

На диаграмме показан эндшпиль, матовая атака в котором глубока и точна, что отражает название ладьи "управляющая четырьмя направлениями", и коня, "угрожающего в восьми направлениях". Единственная ладья и единственный конь красных прорываются сквозь лес, состоящий из ладьи и пешек, с каждым ходом сжимая матовую атаку. Захват становится всё крепче и крепче. Комбинации неожиданных ходов ладьи и коня вновь показывают нам свою многогранность.

1.H4+4

Если вместо этого красные сыграют 1.R2+4, то игра разовьётся в очень сложный дебют, несколько неприятный для них. Этот вариант будет приведён в конце игры.

1. ... P4=5  2.R2+4 K6+1  3.H3-5 K6=5  4.H5+7 K5=6
5.H7+6 K6=5  6.H7-6 K5=6  7.R2-6

Если 7.R2=5, то P7=6 8.R5-1 K6-1 9.R5=3 P5+1 10.K5=6 P5+1 11.R3+1 K6+1 12.H7-5 K6=5 13.H5+3 K5+1, и у красных нет матовой атаки, в то время как чёрные угрожают матом. Следующим ходом красные отводят свою ладью - это своевременный и продуманный ход. Здесь у чёрных есть три основных варианта ответа, показанных далее:

(1) Если чёрные ответят 7. ... R7+1, то
 8.H7+6 K6=5  9.R2=5 K5=4  10.H6-8 - красные побеждают;
(2) Если чёрные ответят 7. ... K6-1, то
 8.R2=5 P7=6  9.R5+6 K6+1  10.R5-1 K6-1  11.R5=3 P3=4
12.R3+1 K6+1 13.H7+6 K6+1  14.R3=4 - красные побеждают;
(3) Если чёрные ответят 7. ... P7=6, то
 8.H7+6 K6=5  9.R2=5 K5=4  10.R5=6 - красные побеждают.

Вернёмся к самому началу и посмотрим, что случится, если красные сыграют 1.R2+4 (вместо H4+3 в основном варианте).

1.R2+4

Новички часто соблазняются сделать шах, когда видят, что предоставляется такая возможность. Дальнейшие ходы иллюстрируют, сколь вредно это может быть.

1. ... K6+1  2.R2=6

Теперь у чёрных есть две следующие линии ответа:

(1) Если чёрные ответят 2. ... R7+2, то
 3.R6-1 K6-1  4.R6-5 R7=6  5.R6=4
(если 5.H4-5, то R6+6  6.K5+1 P7=6  7.K5+1 R6=5
8.K5=6 R5=4  9.K6=5 R4-3, и чёрные побеждают)
 5. ... P3=4  6.H4-2 R6+3  7.H2-4 - и чёрные побеждают;
(2) Если чёрные ответят 2. ... R7+3, то
 3.R6-1 K6-1  4.R6-3 K6+1  5.R6+3 K6-1  6.R6-3
(если 6.H4+5, то K6=5  7.K5=4 P7+1  8.K4+1 R7+4  
         9.K4+1 P4=5  10.H5+3 R7-7  11.R6=3 P5+1
        12.K4-1 P3=4  13.R3-8 P4=5  14.K4-1 R9=6
        15.R3+1 P5+1 - и чёрные побеждают.)

ИГРА 9.

В данном эндшпиле, хотя у чёрных и есть ладья, патрулирующая реку ради защиты, она не может контролировать центр, что даёт красным возможность развивать угрозы конём и ладьёй с обоих флангов, открывая этим защиту чёрных.

1.H2-3 K6-1  2.R6=7 A5-4
   Если 2. ... R8=4, то 3.H3+2 K6+1  4.R7=3, и красные побеждают.
3.R7+1

Сыграно в соответствии со стратегическим принципом: симулировать неподготовленность при полной готовности, или симулировать готовность при её отсутствии.

3. ... R8-2
   Если 3. ... R8=6, то 4.R3+2 K6+1  5.R7+1 A6-5  6.R7-2 R6=5
   7.K5=6 R5=8  8.R7=4 A5+6  9.R4+1 K6=5  10.R4=6 - победа красных.
4.H3-5

Прикалывание чёрных ладьи и советника является ключом к выигрышной позиции. Теперь у чёрных есть три основных варианта ответа:

(1) Если чёрные сыграют 4. ... K6+1, то 5.R7-1 A4+5

И вновь, если чёрные попытаются сыграть (а) 5. ... A6-5, то 6.R7=4 A5+6 7.H5+6 K6+1 8.R4=3 R8-2 9.R3+2, и красные побеждают; (б) если же 5. ... R8=5, то 6.H5+4 R8=5 7.K5=6 R5+2 8.H4-3, и в этом случае ладья с конём побеждает ладью с одиноким советником.

6.R7+2

Можно также сыграть 6.R7=3, и продолжением будет R8-2 7.H5-4 K6-1 8.H4+3 K6=5 9.R3+3 R8=7 10.H3+4 K5=4 11.H4+3, и по теории конь против одинокого советника приносит красным победу.

6. ... R8+7  7.K5+1 R8=4  8.H5+3 K6-1  9.H3+2 K6+1
10.R7-2 R4-3 11.R7=3 - красные побеждают.

(2) Если чёрные ответят 4. ... K6=5, то 5.K5=4

Если 5.R7=5, то 5. ... A4+5; красные не смогут поймать советника своим конём, и чёрные легко достигают ничьи.

5. ... К8+7

Другие ответы чёрных тоже не спасут: к примеру, если (а) 5. ... A4+5, то 6.R7+2 A5-4 7.H5+6 K5+1 8.R7=6 - победа красных; а если (б) 5. ... K5=6, то 6.R7=5 A4+5 7.R5+1 R8+2 8.R5-??? - тоже победа красных.

 6.K4+1 A6-5  7.R7=5 R8=4  8.R5=2 A5-6  9.H5+6 K5+1
10.R2+1 K5+1 11.H6+8 R4-6 12.R2-1 K5-1 13.R2=4 K5=4
14.R4+2 - красные побеждают;
(3) Если же чёрные ответят 4. ... R8+7, то 5.K5+1 A6-5 6.R7=3 R8-9 7.H5+3 R8+8 8.K5-1 R8-8 9.R3+1

(красные могут также сыграть 9.H3+1 R8=9 10.K5+1 и победить)

9. ... K6=5 10.H3+2 R8=9 11.R3-5 R9=8 12.R3=1

Чёрные вынуждены отдать ладью, и поэтому проигрывают.

Есть и ещё один вариант ответа чёрных: (4) 4. ... A4+5, но тогда
5.R7+2 K6+1  6.R7=3, и красные тоже побеждают.

ИГРА 10.

В данном эндшпиле показаны отлично выполненные продвижения и отступления красного коня. Отметьте, одновременно, как красные используют своего одинокого короля в его дворце, делая им ожидающие ходы и заставляя противника делать уступки. Эта техника имеет хорошую практическую ценность и её внимательное изучение будет несомненно вознаграждено. Центральной темой этого дебюта для красных, которым принадлежит очерёдность хода, являются усилия, направленные на ограничение подвижности чёрной ладьи на дальней горизонтали.

1.H8=6 R9=8

Если 1. ... R9+9, то 2.K5+1 R9-9 3.H6-5 K6+1 4.H5-4 R9+3 5.H4+3 R9-3 6.R3=4 A5+6 7.H3+2 - вилка на чёрных короля и ладью, и красные выигрывают.

2.H6-5 K6+1  3.H5+3

Если (а) 3.H5-4, то R8+3 4.H4+3 K6-1 5.K5+1 R8+5 6.K5-1 R8-5 7.H3+2 R8=5 8.K5=4 K6=5, и красные не в состоянии достичь дальнейшего прогресса.

3. ... K6-1  4.H3+1 R8=9  5.K5+1

Это ожидающий ход, который помогает красным продолжить атаку. Если 5.H1-2, то R9+5 6.H2+1 R9=5 7.K5=6 K6=5, и чёрным будет легко достичь ничьи.

5. ... K6+1  6.H1-2 K6-1

Если 6. ...R9+5, то 7.H2+1 R9=5 8.K5=4, чёрные не смогут защитить своего советника, и у красных выигрышная позиция.

7.H2-4 R9+8  8.K5-1 R9-8  9.H4+5 K6=5

Если 9. ... R9+9, то 10.K5+1 K6=5 11.H5+7 R9-9 12.R3=4, и красные побеждают.

10.H5+4 K5=6

Если 10. ... R9=6, то 11.R3=4 K5=4 12.R4=6 K4=5 13.К6=8, и красные побеждают.

11.H4-2 R9=8  12.K5+1 K6+1  13.R3+1 K6-1  14.R3=4 K6=5
15.R4-1 с теоретической победой после съедения советника.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭНДШПИЛЕЙ С ЛАДЬЁЙ И ПУШКОЙ.

Хорошо известно и очевидно, что и у ладьи и у пушки огромная атакующая мощь и большая подвижность. Поэтому комбинированному эффекту ладьи и пушки в атаке зачастую невозможно сопротивляться. Среди известных комбинированных атак ладьи и пушки - "Сжатие железных ворот", "Захват луны под глубоким морем", "Удушение с пустым сердцем" и т.д. Количество книг по эндшпильным атакам комбинации пушки с ладьёй несметно, несметно и множество случаев, позволяющих использовать эти техники на практике. В этой главе приведено 10 примеров. Изученные, эти манёвры могут стать ключом ко многим практическим разрешениям эндшпилей.

ИГРА 11.

В этом эндшпиле победной стратегией красных является, с помощью короля, жертва ладьи в подходящий момент ради сильной матовой атаки.

1.P6+1

Если 1.R7+3, то 1. ... R2=4. У красных нет тогда открытой атаки на фигуры чёрных, и ничья неизбежна.

1. ... R2-2  2.R7=2

Этот ход, известный, как "широкий меч, пронзающий сердце", является важным тактическим манёвром, который заставляет чёрных препятствовать движению своего же слона.

 2. ... R2+1  3.R2=6 R2=4  4.R6+2 E3+1  5.R6=7 H4+5
 6.R7-1 H5+6  7.R7=9 K5=4  8.R9+2 K4+1  9.R9-4 H6-7
10.R9=6 A5+4 11.R6=3 H7+9 12.R3+1 H9+8 13.R3=7 A4-5
14.R7=6 A5+4 15.F5=6 A6+5 16.R6=7 - 

чёрные теряют советника; красные победили.

ИГРА 12.

А это - симметричная эндшпильная композиция с интересным продолжением. Красные используют приём "захват луны под глубоким морем" (этот приём является основной матовой атакой для ладьи и пушки в тесном взаимодействии), очень поучительный и заслуживающий включения в эндшпильный арсенал.

1.C5+4  K5=6  2.C5=3 R2+1  3.R5+3 K6+1  4.R5=2 R2+1
5.R2=5 P2=3  6.R5-1 K6-1  7.R5-2 R2=6  8.C3+1 P3=4
9.R5+3 K6+1 10.C3=4 R6=7 11.R5-3 - и красные побеждают.

ИГРА 13.

Данный эндшпиль показывает, что в большинстве эндшпилей жизненно важно контролировать центр. В эндшпилях с ладьёй и конём, или с ладьёй и пушкой, или с ладьёй и пешкой, контроль над центром приносит победу в большинстве случаев, и новичкам советуется уделить этому моменту побольше внимания. В данном эндшпиле приводится техника победы, основанная на своевременном контроле за центром вкупе с различными угрозами открытых атак на фигуры чёрных.

1.C5=7

Этим ходом сразу отрезается путь к отступлению чёрной пушке, и поэтому изолируется чёрная ладья, которая станет целью дальнейшей атаки красных.

1. ... E3+5  2.R5+1 K5=4  3.R5+1 K4-1  4.R5-3 R7+1  5.C7+1

Для знающих игроков это хорошо известная техника.

5. ... P7=6  6.R5+4 K4+1  7.C7=3 - и красные побеждают.

ИГРА 14.

Данный эндшпиль иллюстрирует концепцию хорошо сбалансированного защитного поведения, с ритмическими ходами сжатия и ослабления хватки. Этот вид техники "ожидания и удара" можно очень часто встретить в реальной игре. Здесь показано весьма точное по времени его использование.

1.R3=5

Этот ход устанавливает контроль над центром, осуществляет прямую фронтальную атаку, и поэтому создаёт базу для победы. Если бы вместо этого красные сыграли 1.R3+2, то далее последовало бы 1. ... K4+1 2.R3-3 C4-4 3.R3=6 R3+3 4.C4-1 K4-1 5.C4=6 K4=5. Красные выигрывают пушку, но у чёрных остаются две пешки, и результат для красных не очень удовлетворителен.

Помните, что "потеря инициативы не является хорошим планом, даже если вы получаете за неё материальную компенсацию".

1. ... R3+2  2.C4-6 C4+1

Если 2. ... P3+1, то 3.C4=6 P3=4 4.C6+3, и красные побеждают.

3.R5+2 K4-1  4.R5-7 C4-5  5.R5+5 C4-1  6.R5+1 P3+1  7.C4+5

Можно также попытаться сыграть 7.C4+6, захватывая ладью и побеждая.

7. ... R3=2  8.C4=6 C4=3  9.R5=6 - красные побеждают.

В этом эндшпиле третий и пятый ходы красных принадлежат технике "ожидания и удара".

ИГРА 15.

В данном эндшпиле красные демонстрируют технику "захват луны под глубоким морем", совершая серию ошеломляющих ходов до того, как достигают победы. Единственная сложность здесь лежит в нахождении первого хода.

1.C4=6

Это отличный ход. Он поджигает чёрную ладью и заставляет чёрного короля идти вверх.

1. ... K5+1  2.R4+1 K5+1  3.R4-2 C9-6

На данном этапе у чёрных нет более хороших ходов. Если 3. ... R4=2, то 3.R4=5 K5=4, и красные победят.

 4.R4=5 K5=4  5.C6-8 R4=6  6.K4=5 K4-1  7.R5=6 C9=4
 8.C6+7 R6+2  9.C6=5 K4=5 10.R6=5 K5=6 11.C5+2 R6-1
12.C5=6 R6+6 13.K5-1 K6-6 14.C6-3

Здесь следующим ходом красных является продвижение ладьи с шахом, после чего красные могут перебросить пушку на правый фланг, а затем отвести её на дальнюю горизонталь, откуда она может достичь победы с помощью техники "захват луны под глубоким морем".

ИГРА 16.

Данный эндшпиль несколько похож на игру 13, но разница в том, что здесь у чёрных есть две пешки, которые уже пересекли реку и готовятся к наступлению. Красным следует сделать некоторые предварительные приготовления, прежде чем они смогут поймать чёрную ладью.

1.R6=5

Это контроль над центром и угроза открытого шаха ходом 2.C5=3 с победой. Если красные ошибочно начнут с хода 1.C5-6, то 1. ... C6=7, и чёрные победят.

1. ... K5=4  2.C5=6

Чёрные показывают свои намерения отступить пушкой для матовой атаки, однако их настоящее намерение - остановить наступление двух чёрных пешек. Это очень важный ход "ожидания и удара".

2. ... P3=4  3.C6=8

Если 3.R5=6, то 3. ... R6=5 4.C6=5 R5=4 5.C5=6 R4=5, шах, контршах и ничья.

3. ... P1=2

Это - отрезание пути отступления красной пушке. Если 3. ... R6=8, то варианты атаки и защиты более сложны. Чтобы показать начинающим сложности этих вариантов, детальные ходы будут приведены после основного варианта (см. диаграмму ниже).

4.C8+1 R6=2  5.R5+4 K4+1  6.R4-1 K4+1

Если 6. ... K4-1, то варианты сойдутся к тому же результату, что и в основной линии. Дальнейшие ходы будут следующими: 7.R5=8 P2=3 8.R8-2 C6+1 9.R8=5 C6=2 10.R5+3 K5+1 11.R5=8 C2+4 12.R8-3 P4=5 13.R8=7 с поимкой пешки, и красные побеждают.

 7.R5=8 P2=3  8.R8+1 C6+1  9.R8=6 C6=4
10.R6=5 C4=2 11.R5-3, и красные побеждают.

А теперь - дополнительный анализ, когда чёрные играют 3. ... R6=8.

Варианты на данной диаграмме весьма сложны и разнообразны, здесь приводится лишь два основных пути атаки для красных:

(а) Если красные ответят 4.C8-7. Это - "пушка, которая в конце приходит домой"; отступление пушки - ход, хороший как для атаки, так и для защиты.

4. ... C6+1

Если 4. ... C6+7, то 5.C8=6 C6=4 6.R5-1 R8+8 7.K5+1 P4+1 8.R5-1, и красные побеждают.

5.R5+4 K4+1  6.C8=6 P4=3  7.R5-5 C6+1

Если 7. ... K4-1, то 8.R5=6 C6=4 9.R6=2, открытая атака на ладью, и красные побеждают.

 8.R5=6 C6=4  9.R6=7 C4=3 10.R7=6 C3=4 11.R6=9 C4=1
12.R9=6 C1=4 13.C6+7 K4-1 14.R6=5,

после чего можно выполнить приём "захвата луны под глубоким морем", и красные побеждают.

(б) Варианты, если красные ответят 4.C8+1. Фланговая атака на чёрную ладью несколько преждевременна, и пример показывает, как красные в ней вязнут.

Если 4. ... R8+8, то 5.R5+4 K4+1  6.R5-1 K4+1  7.R5=8 C6=4
              8.R8+1 K4-1 9.K5=6 P1=2 10.K6+1 P2=1 11.K6=5 P4=3,

- ничья. Чёрная пушка, защищающая жизненно важные четвёртую и шестую вертикали - ключ к ничье. Конь с пушкой, или две пушки против ладьи тоже могут достичь ничьи с использованием этого метода.

Если 4. ... R8+8, то 5.K5+1 C6+1  6.R5=6.

Если бы красные сыграли (а) 6.R5+4, то K4+1 7.C8=4 R8-4, и превосходство у чёрных.

Если же (б) 6.C8-7, то R8=4 7.R5=6 C6=4 8.C8=6 P4=5, и чёрным тоже лучше.

6. ... C6=4  7.R6-1 R8-3  8.R6=9 R8=5  9.K5=4 - ничья.

ИГРА 17.

В позиции на данной диаграмме часто соблазнительно думать, что если красные сыграют 1.R4=1, то это будет сильный ход, поскольку тогда они захватят пешку и будут угрожать взять следующим ходом пушку. Но фактически этот ход даёт чёрным шанс. Действительно, слабость чёрных - в их плохо расположенной ладье, которая может легко стать мишенью атаки красных.

1.R4=5 A6-5

Если же 1.R4=1, то A6-5 2.R1+3 K6+1 3.R1+(???)7 P5+1 4.R1+2 A5+4 5.R1=4 P5=6 6.K5=6 R5+4 7.R4=5 P6=5 8.R5=4 P5=6, после жертвы пешки чёрная ладья получает контроль над центром, и ничья неизбежна.

2.C4=3

Это - угроза поимка ладьи ходом 3.C3+7.

2. ... R5=4

Если 2. ... C9=8, то 3.C3+7 C8-8 4.R5=4 A5+6 5.C3=5 C8=5 6.K5=4 A6+5 7.R4=1 A5+4 8.R1+??? K6-1 9.R1=6 - победа красных;

3.R5=4 A5+6  4.R4=1 A6-5

Если 4. ... R4=5, то 5.A5=4 A6+5 6.R1+3 K6-1 7.R1+1 - открытая атака на чёрную ладью, и чёрные побеждают.

5.R1+3 K6+1  6.R1-7 K6-1  7.R1-7

Если 7.R1=4, то A5+6 8.C3=4 A6-5 9.C4+7 A5+6 10.C4-2 R4+2 11.C4=5 K6=5 12.C5-4 R4+4 13.R4+2 K5-1, ладья и пушка красных оказываются приколоты, и ничья неизбежна.

 7. ... K6+1  8.R1-2 K6-1  9.R1=4 A5+6  10.C3=4 R4+2
11.R4-1 R4-2 12.C4+5 A6+5

Если 12. ... R4=5, то 13.C4=5 K6=5 14.C5-4 R5=1 15.R4=5 K5=6 16.C5=4, и красные выигрывают.

13.C4=3 A5+6  14.R4=5 R4+1

Подготовка к размену ладей на центральной вертикали - лучший план в условиях большого давления. Если чёрные сыграют как-нибудь иначе, то их ждёт более быстрое поражение. К примеру:

(а) 14. ... R4+9: 15.K5-1 R4=6 16.C3-6 K6-1 17.C3=4 (если белые ошибочно сыграют 17.R5+4, то K6+1 18.C3=4 A6-5 19.R5-1 K6+1, чёрные возьмут пушку и игра закончится вничью) A6-5 18.R5=4 K6=5 19.R4+2, и красные побеждают;

(б) 14. ... K6-1: 15.R5+2 R4+1 16.R5=4 R4=6 17.R4=5, и красные побеждают;

(в) 14. ... R4=7: 15.C3-2 R7+3 16.C3=4 R7=6 17.C4-3, и всё развивается в позицию, известную под названием лодка с куском проволоки"; красные побеждают.

15.C3+1 R4+8  16.K5-1 K6-1  17.R5=4 K6+1  
18.C3-7 R4-9  19.C4=3 R4=5

Если 19. ... R4+2, то 20.R4=5 A6-5 21.R5+3, и красные побеждают.

20.R4=5 A6-5  21.C4+1 K6-1  22.C4=5 K6-1  23.C5+6 - красные победили.

ИГРА 18.

Вопрос, который часто задают при взгляде как на данную диаграмму, так и про другие шахматные задачи - как тут выбрать правильную линию атаки. Фактически, большинство игроков задаётся подобным же вопросом во время реальной игры. Задачи и композиции сянци, по сравнению с шахматами, решать сложнее, поскольку они подлежат искусственным обработке и манипуляциям. В данном дебюте очевидно, что красные могут запустить атаку как по центру, так и с правого крыла, но какой же из этих путей ведёт к победе?

1.C3+2

Если красные попробуют сыграть 1.R2=5, атакуя по центру, то это будет неверный выбор. К примеру:

1.R2=5 K5=6  2.C3=4 A6-5  3.R5=4 A5+6
4.R4=6 A6-5  5.R6=4 A5+6  6.K4=5 R4+4,

и у чёрных более хорошая позиция с ладьёй и тремя пешками против красных ладьи и пушки. Так что вернёмся к основному варианту.

1. ... R4-2  2.C3+2

Если 2.R2+2, то K5-1 3.C3+2 A6+5 4.C3=6 K5=4, и положение чёрных улучшается.

2. ... R4+2  3.R2+2 K5+1  4.C3-2 A6-5  5.R2-1

Если (а) 5.R2=4, то C4=6 6.C3=6 A5+6 с атакой ладьи и угрозой мата, и чёрные побеждают;

если же (б) 5.R2-2, то C4=6 6.C3=6 K5=4 7.R2=4 K4-1 8.R4=6 A5+4, ничья.

5. ... C4=6  6.C3=6

В данной точке у чёрных есть два выбора: если (а) 6. ... C6-1, то

 7.C6=4 A5+6  8.R2=4 K5-1  9.R4+1 K5+1  10.R4+1 K5-1
11.R4-3 P7+1 12.R4=5 K5=4 13.K4=5 - и красные побеждают;

а если (б) 6. ... A5+6, то

7.C6-3

Это ход тесно связан с ходом 5, и его преимущество в том, что он позволяет красным дать контршах против шаха чёрных.

 7. ... P7=6  8.C6=4 P6=5  9.K4=5 C6=5
10.C4=5 C5=1 11.R2-1 C1-2

Отступая атакованной пушкой, чёрные продолжают оказывать всевозможное сопротивление вплоть до самого конца. Если 11. ... C1+5, то 12.R2=5 K5=4 13.(???) P3=4 14.R5=6 K4=5 15.R5=3, и красные побеждают.

12. R2=5 ???  13.C5=??? C1=5  14.C3+4

Красные угрожают матовой атакой ходом 15.R5+1.

14. ... C5=4 15.R5-3 C4-1  16.R5+2 K4-1  17.R5=8 P2=1
18.C3+1 A6-5  19.R8+3 K4+1  20.C3=6 A5-4  21.R8-2 - красные побеждают.

ИГРА 19.

В данном эндшпиле красные запускают серию атак комбинацией ладьи и пушки, не давая чёрным ни дюйма пространства для дыхания. Эта стратегия восхитительна, и является классическим примером того, как сокрушить противника, силы которого превосходящи.

1.C7+5

Это угроза мата следующим ходом и отличный пример использования техники "ожидание и удар".

1. ... A5+4

Если 1. ... A5-6, то 2.R3-2 C4=5 3.R3=4 K6=5 4.R4=5 K6=6 5.R5-3 P7=6 6.R5+2, и красные побеждают.

2.C7-1 A4-5  3.R3-2 C4=5  4.R3=4 K6=5  5.R4=5 K5=4

Если 5. ... K5=6, то 6.R5-3 P7=6 7.R5+2 K6-1 8.C7+1 A5+6 9.R5+3 K6-1 10.R5+1 K6+1 11.R5=1 с захватом ладьи, и красные побеждают.

6.R5-3 K4-1  7.R5=6 A5+4  8.R6=9 AS4-5  9.R9+5

А это - другой важный ход "ожидания и удара". Если 9.C7-5, то R9=6 10.R9=6 A5+4 11.C7=6 R6+5, и чёрные чувствуют себя лучше.

9. ... K4+1  10.R9-4

Отступление ладьёй, (???) запуск ограниченной атаки и, одновременно, освобождение от бесчисленных чёрных пешек.

10. ... K4-1  11.C7-5 R9+3  12.R9=6 A5+4
13.C7=6 R9=5  14.R6=5 R5=4  15.R5=8

Метод победы очевиден и прост. Если, вместо последнего хода, красные сыграют 15.R5+3, то R4+4 16.K5=6 A4+5 17.R5-3 K4-1 18.R5=8 K4=5. Ситуация усложняется, и в этом случае победить красным будет сложно.

15. ... R4+4  16.K5=6 K4=5  17.R8=6 K5=6
18.R6+3 A4+5  19.R6-1 A5+6

Если 19. ... K6-1, то 20.R6=4 K6=5 21.K6=5, ладья угрожает взять советника, и красные побеждают.

20.R6=4 P9+1  21.K6=5 P9=8  22.K5=4 P8=7  23.R4+1 K6=5
24.R4-1 R7=8  25.R4=5 K5=4  26.K4=5, и красные побеждают.

ИГРА 20.

На данной диаграмме преимущество у чёрных, и их центральные пушка с ладьёй формируют хорошую базу, с которой можно наращивать давление на чёрных по центру. Хотя у обеих сторон и осталось на доске совсем немного фигур, различные варианты дальнейшей игры весьма сложны; уровень сложности как атакующей так и защищающейся стороны, а также необходимые им приёмы и техники крайне высоки, и поэтому данный дебют имеет хорошее практическое значение.

1.C5+5

Если 1.R5=1, чтобы поймать пешку, то темп атаки снизится, и в результате того, что красные прерывают атаку по центру, результатом будет ничья. К примеру:

1.R5=1 E5+7  2.R1=3 P3=4  3.R3=5 K5=4  4.R5=6 K4=5
5.R6-1 R3=8  6.R6+3 R8+7  7.R6=5 K5=6  8.C5=3 C3-2
9.R5=4 C3=6 10.C3=4 R8-1,

и чёрные, после получения контроля над центром, смогут нейтрализовать любую возможную угрозу от красных ладьи и пушки.

1. ... K5=4  2.C5=6
Если (а) 2.C5=3, то  C3-2  3.R5+3 K4+1  4.C1=7 R3=8  5.R5-3 R8+9
 6.K5+1 R8=4  7.C7+2 K4-1  8.R5+3 K4-1  9.R5+1 K4+1 10.C7=6 P3=4, ничья.
Если (б) 2.R5=6, то  K4=5  3.C5-6 C3-2  4.R6=5 K5=4  5.C5=6,

дальнейшие варианты следуют основной линии, и красные побеждают.

2. ... C3-2

Если (а) 2. ... C3=4, то 3.R5+3 K4+1 4.R5-2 C4=5 5.R5-1, красные побеждают; (б) если 2. ... P3=4, то последующие варианты весьма сложны и поучительны. Читатели могут изучить их в конце данного раздела (см. диаграмму ниже).

3.C6-7 R3=6

Если вместо защиты по шестой вертикали будет сыграно 3. ... R3=8, то 4.R5=6 C3=4 5.C6+7 R8=5 6.C6=5 K4=5 7.R6=5 K5=4 8.C5+1, и красные побеждают.

4.R5+3

Этот ход "ожидания и удара" позволяет красной ладье занять гораздо лучшую позицию. Если бы вместо него красные сыграли 4.R5=6, то:

4.R5=6 C3=4  5.C6+7 R6+2  6.C6=5 K4=5  7.R6=5 K5=4
  (но не: (а) 7. ... K5=6  8.C5+2 P3=4  9.C5=4 K6-1  10.P2=3 - 
  победа красных,
     и не (б) 7. ... P3=4  8.C5=9 K5+2 (???R6=4)  9.C5=9 R4+7
10.K5+1 P3+1 11.R5+3 K4+1 12.C9=6 P3=4 13.C6-8 R4-1
14.K5-1 R4-3 - 

и теперь чёрные могут пойти вперёд боковой пешкой, и, когда красные уже готовы создать позицию "захвата луны под глубоким морем", чёрные могут заставить их разменять ладей и закончить игру вничью.

4. ... K4-1  5.R5-6 K4+1

Если 5. ... C3-1, то 6.R5=6 C3=4 7.R6=7 C4=3 8.R7=6 C3=4 9.C6+8 R6+1 10.R6=5, и, отводя свою пушку на домашнюю базу, красные побеждают.

6.R5=6 C3=4  7.R6=7 C4=5

Если 7. ... C4=3, то 8.R7=6 C3=4 9.C6+8 R6+1 10.R6=5, и красные побеждают.

 8.R7+6 K4+1   9.R7=5 R6+2  10.R5+1 K4-1  11.C6+7 C5-1
12.R5-1 K4+1  13.P2=3 P9+1  14.P3=4 P9=8  15.P4=5 P8=7
16.P5=6 R6=3  17.P6=7 R6=4  18.R5+1, и красные побеждают.

Дополнительный анализ (см. диаграмму). Здесь у красных есть много разных атак; мы же, в качестве примера, приведём четыре следующих варианта:

(а) 1.C6=1.

Красные хотят получить полное преимущество от продвинутой пешки, организуя комбинированную атаку пушкой и пешкой. Однако эта атакующая пешка не такова, какой может показаться на первый взгляд. Весьма часто игроки стремятся попасть в этот тип тактического безрассудства, особенно когда на них оказывается турнирное давление.

1. ... C3-2  2.R5+3 K4+1  3.C1=7 R3=8

Теперь чёрная пешка быстро приближается к красному дворцу, в то время как красные ладья и пушка не могут сделать многого против позиций чёрных. Красные эту игру проиграли.

(б) 1.C6-4.

Основное правило в эндшпиле - отступать пушкой. Однако в данной позиции пушка не подходит для того, чтобы оперировать ею с домашней базы, поскольку чёрная пешка уже подошла к дворцу слишком близко.

1. ... C3-2  2.R5=6 C3=4  3.C6+4 P3+9
4.K5+1 P4=5  5.K5+1 R3=5  6.K5=4 R4=5
7.C6=4 P9+1  8.K4-1 P9=8  9.R6-2 - ничья.

(в) 1.R5=6

Эта угроза матовой атаки красных смотрится как крайне сильный ход, однако на самом деле это не очень хороший выбор.

1. ... R3=5

Если 1. ... P4=5, то 2.C6=1 K4=5 3.R6=5 K5=6 4.R5-3 C3-2 5.R5+6 K4+1 6.C1=7 R3+2, красная ладья получает контроль над центром и, с использованием классического "захвата луны под глубоким морем", красные выигрывают.

2.C6=5 K4=5  3.C5-6 R5=8  4.C6=5 K5=6  5.C5=4 R8+9
6.C5+1 P4+1  7.C4=6 C3+4  8.C6+4 R8=6  9.C6=1 - ничья.

(г) 1.R5+3

Это - ход отдачи и взятия, который является здесь единственным выигрышным.

1. ... K4+1  2.R5-3 P4=5  3.R5-3 C3=5
4.R5+3 P3+9  5.K5+1 P3=4  6.R5=1

Попутно аннигилируется чёрная пешка, до того, как опасность от неё станет слишком велика, если вместо последнего хода красные сыграют 6.P2=3, после чего последует 6. ... P9+1 7.P3=4 R4-4 8.P4=5 P9=8 9.P5=6 P8=7 10.P6=7 P7=6, что позволит чёрным следующим ходом разменять ладьи, и ничья станет неизбежна.

6. ... R4-2  7.R1=5 - и красные побеждают.

Про эти четыре варианта можно сказать очевидное: хотя доска в сянци и мала, количество комбинаций и перестановок различных линий игры несчётно, и в каждом из этих вариантов есть своя сложность и своя красота. Изучающий Игру должен уделить им большое внимание.


ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ДРУГИХ ТИПОВ ЭНДШПИЛЕЙ С ЛАДЬЁЙ.

Есть поговорка: "одна единственная ладья заставляет трепетать все остальные фигуры". Ладья - флагман армии: в одиночестве или в комбинации с другими фигурами, она всегда готова занять в атаке лидирующую роль.

В этой главе мы хотим представить нашим читателям три типа эндшпилей с ладьёй, а именно: эндшпиль с одинокой ладьёй, эндшпиль с ладьёй и пешкой и эндшпиль с двумя ладьями. Внимательное изучение этих эндшпилей поможет читателям глубже понять тонкость и мощь ладьи и, мы надеемся, применить полученные знания на практике.

ИГРА 21.

Как видно на диаграмме, в этом эндшпиле у чёрных материальное преимущество - ладья и два коня. Слабость их заключена в разбросанности фигур и в том, что ладья поймана в углу доски. Аксиома сянци: ладье следует избегать углов. Красные получают преимущество из-за плохой ладьи чёрных, и быстро взламывают их защиту.

1.E5-3

Слон открывает центральную вертикаль королю, что создаёт чёрным угрозу мата следующим ходом. Связка слонов блокирует вражескую ладью на длительное время, позволяя в результате достичь победы.

1. ... H1-3  2.R2+4 K4+1  3.R2-1

Это глубокий и дальнодействующий ход, которым одновременно ловится чёрный конь.

3. ... K4-1  4.R2-7

Чёрной ладье закрывается путь к бегству, и одновременно происходит приготовление к прямой фронтальной атаке.

4. ... H3-5  5.R2=6 K4=5  6.R6+6 K5=6  
7.R6=5 K6+1  8.R5-1 - и красные побеждают.

ИГРА 22.

Многие игроки в сянци понимают, что метод победы для ладьи с далеко (до дальней горизонтали) продвинувшейся пешкой против одинокой ладьи противника состоит в занятии мягкого контроля над центром. Техника эта называется "поиск горы под глубоким морем" (она очень похожа на "захват луны под глубоким морем"). В данном эндшпиле преимущество красных в том, что чёрная ладья крайне ограничена, поскольку стоит чересчур близко к красному королю, и поэтому ей не хватает пространства для манёвров.

1.P3=4 K5=4  2.R4-2 K4-1

Вынужденно. Если 2. ... R5-6, то 3.P4=5, и красные выигрывают, создавая умную матовую угрозу.

3.R4=6 K4=5  4.R6+3

Тут открывается слабость загнанной в угол чёрной ладьи. Изучающие Игру должны уделить этому важному моменту большое внимание.

 4. ... R5=3  5.R6=5 K5=4  6.K4=5 R3-2  7.R5-3 R3=4
 8.P4=5 R4+3  9.K5-1 R4-3 10.R5+2 K4+1 11.P5=6 R4+4
12.K5+1 R4-3 13.P6=7 R4+2 14.K5-1 R4-2 15.R5+1 - и красные побеждают.

ИГРА 23.

На данной диаграмме показан мини-эндшпиль с матовой атакой ладьи и двух пешек. Отметьте красного слона, играющего в этой битве важную роль.

1.P7+1 K4-1  2.P7+1 K4+1  3.RP=6

Жертва пешки ради победной атаки - жизненно важный ход. Теперь у чёрных есть два варианта ответа:

(а) Если 3. ... R3-5, то 4.E5+7

Таким образом очищается центральная вертикаль, что позволяет красным следующим ходом устроить угрозу мата ладьёй. Связка ладей противника разорвана полностью.

4. ...RR=8

Здесь нет хода лучше. Если 4. ... K4-1, то 5.R5-1 K4-1 6.R5=7, и красные получают выигрышную позицию с ладьёй и пешкой против ладьи.

5.R5=6 R8=4  6.P6+1 - и красные побеждают.

(б) если RR=4, то  4.P6+1 R4-3  5.E5+7 - и красные побеждают.

Открытая атака на чёрную ладью ходом 5.R5=6 была бы здесь не столь пряма и точна.

ИГРА 24.

На данной диаграмме ладья чёрных расположена плохо. Красные могут связать ладью и советников противника и победить в этой игре.

1.P5+1 K6-1
Если 1. ... A5+6, то 2.P5=4 K6+1  3.R7=4 K6=5  4.A4-5 A4-5
        5.R4=5 K5=4  6.R5=6 K4=5  7.R6+4, и красные побеждают.
2.R7=1 K6=5
Если 2. ... R4=1, то 3.P5=6 R1+1  4.P6+1 A5+6  5.A4-5 R1+1
        6.R1=4 R1-1  7.P6=5 R1=5  8.R4=1, и красные побеждают.
3.R1+3

Петля вокруг чёрных фигур затягивается.

3. ... A5-6

(а) Если 3. ... K5=6, то 4.P5=4 K6=5 5.P4+1 A5-6 6.P4+1 K5=4 7.P4=5 K4=5 8.R1+2, открытая атака на чёрную ладью, и красные побеждают;

(б) если 3. ... R4-1, то 4.A4-5 A5-6 5.P5=6 R4=3 6.P6+1, и красные побеждают.

4.P5=6

В данной позиции, с ладьёй и пушкой против ладьи и советника, красные должны победить, поскольку фигуры чёрных расположены не идеально. Далее для чёрных есть два основных варианта ответа:

(а) Если 4. ... R4=1, то 5.R1-1 R1=2  6.R1=4 A6+5

Если 6. ... R2=8, то 7.A4-5 A6+5 8.P6+1 R8+1 9.R4+2 R8=6 10.R4-1 A5+6 11.A5+6 A6-5 12.K4=5, и красные побеждают.

7.R4+2 R2+8  8.P6=5 R2=4  9.K4+1 A5+4  10.A4-5, и красные побеждают.


(б) Если 4. ... R4=6, то 5.K4+1 R6=8  6.R1-1 R8+7
            7.K4-1 R8+1  8.K4+1 R8=4  9.R1=5 R6+5

Если 9. ... K5=4, то 10.P6=5 R4-3 11.R5=4 K4=5 12.A4-5 A6+5 13.R4+2, и красные побеждают.

10.P6=5 R4-8  11.K4=5 A5-6  12.P5-6 R4=5
13.R5+2 A6+5  14.P6+1 - и красные побеждают.

ИГРА 25.

В данном эндшпиле план победы для красных заключается в ограничении свободы движения чёрной ладьи, в первую очередь - недопущение того, чтобы она покидала дальнюю горизонталь. Как только чёрная ладья парализована, вопросом становится - как с помощью ладьи и пешки сломать защиту из двух советников.

1.R8+1

Пересекающий реку в сторону территории противника, этот ход, хотя он и делается лишь на шаг вперёд, очень силён, поскольку угрожает освободить пешку на седьмой вертикали для атаки.

Если красные сыграют 1.P7+1, то далее 2.R8+5 R4-4 3.R8-5 R4+4 - ничья.

1. ... R4=3

Если 1. ... R4+3, то 2.R8+4 R4-3 3.R8+6, и после размена ладей красные, с их дополнительной пешкой, смогут победить двух чёрных советников.

2.P7+1 K5+4  3.R8=6 K4=5  4.R6=7 R3=1  5.P7=8

Если 5.R7=3, то R1+6 6.R3=1 R1=5 7.A6+5 R5-3 8.P7+1 R5=3 9.P7=8 R3=4, и хотя в финальной схватке красные и могут победить, этот путь считается чересчур трудоёмким и мучительным по сравнению с основным вариантом.

5. ... K5=4  6.P7+1 R1+1

Если 6. ... R1=3, то 7.R8=6 K4=5 8.R6=7 R3=1 9.R7=8 R1=3 10.P7+1 R3=4 11.R8+3 R4+2 12.R8+1 R4-2 13.R8=7, и красные побеждают.

7.R8+1

Использование красными выжидающего хода мостит им путь к победе. Если бы красные сыграли 7.R8+4, то K4+1 8.R8=7 R1+5 9.R7=8 R1=5 10.A6+5 R5=3, и чёрные в состоянии закончить игру вничью.

7. ... R1-1  8.P7+1 A5+4  90.R8+2

На данном этапе у чёрных есть два варианта ответа:

(а) Если 9. ... A4-5, то 10.P7=6 K4=5  11.R8-2 R1=3
            12.P6=5 A6+5  13.R8=3;
(б) Если 9. ... A6+5, то 10.P7=6 K4=5  11.R8-2 K5=6
            12.R8=4 K6=5  13.R4=2,

и в обоих вариантах красные побеждают с помощью угрозы открытой атаки на чёрную ладью.

ИГРА 26.

На данной диаграмме показано, как ввести ладью с пешкой в хорошую игру в эндшпиле. Чёрная ладья вовлекается в перегруженную и невозможную ситуацию. Здесь очаровывает своевременное использование красными ожидающих ходов.

1.R1=2 R2=7

Это единственная защита; все другие ходы ведут к немедленному проигрышу.

2.R2+2 K6+1  3.R5=4 K6=5  4.K5=6

Давление на чёрных растёт. Красные угрожают страшной матовой атакой ходом 5.R2=4.

4. ... R7+2  5.P4=5

А не 5.R2-1, поскольку тогда чёрные сыграют 5. ... A5+6 6.P4+1 K5-1 7.R2+1 K5-1 8.R2=6 (???) 9.R6-1 K5+1 10.R6=4 P7=6 11.P4=5 E7+5 12.R4-4 P8=7 - ничья.

5. ... K5=6  6.R2-2 R7=6  7.R2+1 R6-1  8.P5+1 - красные побеждают.

ИГРА 27.

Материальные силы сторон на данной диаграмме равны, и расположение их фигур тоже более-менее схоже. Обе стороны имеют хорошие шансы заматовать противника. Красные, делая первый ход, в состоянии использовать контршах против шаха чёрных, к тому же красные могут с пользой выполнить стратегический план "окружение Вей, чтобы спасти Чао"(???). Чёрные же, со своей стороны, могут лишь вовремя ухватиться за ничью после тяжёлой битвы. Это хороший пример короткого и острого эндшпиля.

1.P3=4

Красные жертвуют пешку, чтобы увеличить темп атаки. Это также подготовка ко встречному шаху против шахующей атаки чёрных, нацеленная на контроль над игрой.

1. ... K6+1  2.P4+1 K6=5  3.P4=5 K5=4  4.K5=4

Это - встречная матовая атака против матовой атаки чёрных. Внимательно отметьте существование смертельно опасной контратаки против чёрных, даже когда красные занимаются своей защитой.

4. ... R9+1  5.K4+1 R9-1

Глаз за глаз, зуб за зуб, встречная матовая атака против матовой атаки красных.

6.R3+1 K4-1  7.P5+1 R9=6  8.P5=4 R6=9
9.P4=5 R9=6 10.P5=4 R5+1

Здесь чёрные изменяют свои ходы. В соответствии с правилами, если обе стороны повторяют свои ходы, то за этим следует ничья.

11. P4+1 K4=5  12.R4-1 P5=6  13.R3-7 P6+1
14.R3=4 P5=6  15.K4+1 - ничья.

ИГРА 28.

На данной позиции у чёрных, с ладьёй, пешкой и двумя советниками, позиция лучше. Красные должны, не теряя времени, эксплуатировать близость их пешек к дворцу чёрных, чтобы ухватить ничью за хвост.

1.R1=6 K4=5  2.R6=7 K5=4  3.R7+3 K4+1  4.R7-5 P7+1

Если 4. ... R8+7, то 5.K5-1 R8=7 6.R7=6 A5+4 7.P4=5, и матовая атака приводит красных к победе.

5.R7-1

Преследование и уничтожение чёрной пешки - правильный ход. Если 5.R7=6, то A5+4 6.P4=5 A6+5.

Чёрная пешка становясь в дальнейшем угрожающей силой, создаст трудности в достижении ничьи.

5. ... P7+1  6.P7+1 P7+1  7.P4=5

Чёрная пешка загнана на ближнюю горизонталь, блокируя путь переброски ладьи на правый фланг после шаха, ставящегося красному королю.

7. ... K4-1  8.P5=6 P7=6  9.K5=4 R8+7  10.K4-1 A5+4 - ничья.

ИГРА 29.

На данной диаграмме мы видим двух красных ладей, работающих в близкой связке и совершающих серию опустошительных атак на защитные силы чёрных, обнаруживая превосходство сильного войска чёрных, состоящего из двух ладей и двух пешек! Эта техника очень полезна в практической игре.

1.R8+2

Продвижение ладьи на два шага вперёд, чтобы следующим ходом начать матовую атаку, - это очень сильная игра. Если 1.R7+7, то A4-5 2.R8+2 K4=5 3.R7+2 A5-4, и у загнанной в угол чёрной ладьи будет опустошительный матующий ход R9=5! Это ход "широкий меч, пронзающий сердце", упоминавшийся в предыдущих главах. На 1.R8+2 у чёрных есть два следующих варианта ответа:

(а) Если чёрные ответят 1. ... E3+5, то 
2.R7+8 K4=5  3.R7=6 R1=3  4.R6-1 E5+7  5.R8=6 R3-7
   Если 5. ... A6+5, то 6.RR=9, и красные побеждают.
6.RR-1 E7-5  7.RR=4 P7=6  8.R6=4

Если 8.R4-3, то R9-7, чёрные могут отвести ладью в целях защиты назад, и ничья неизбежна.

8. ... A6+5  9.RR=2 A5-6  10.R2+3, и красные побеждают.

(б) Если же чёрные ответят 1. ... E1+3, то
2.R7+5 R1-7  3.R7=6 R1+2  4.A4+5

Идя советником вверх, как очевидно, чтобы расчистить вертикаль короля, красные угрожают матовым ходом R8-4.

4. ... R9-1  5.R6-7

Это жизненно важный порядок ходов, разрушающий связь чёрных ладей. Если красные ошибочно сыграют 5.R8=4, то чёрные могут ответить R1-4, настойчиво предлагая размен ладей, и ничья будет неизбежна.

5. ... R1-2  6.R7=4 A4-5  7.A4=6 K4=5  8.R8=6 E3+1
9.RR=2 R1-2 10.R6=5 K5=4 11.R2=6 K5=4 - и красные побеждают.

ИГРА 30.

На данной диаграмме две красные ладьи противостоят широкому спектру атакующих и защищающих сил чёрных. Основным здесь является обеспечение победы столь быстро, сколь это только возможно. Этот эндшпиль показывает нам, как красные применяют приводившиеся ранее размышления.

1.R8+3 E5-3  2.R4=6

Это очень сильный ход, который сохраняет контроль над дворцом.

2. ... R8=5  3.A6+5 H5+3

А это - лучшая защитная атака, создающая красным максимум возможных сложностей. Если бы чёрные вместо этого сыграли 3. ... H5+7, красные просто ответили бы 4.R6+1, и победили.

4.R8=7 K5+1  5.R7-1 K5-1  6.R6=5

Правильный ход. Если 6.R6=7, то R5+1 7.P5+1 (???) 8.K5=6 P5=4 9.K6+1 P3+1 10.K6-1 P3+1 11.K6-1 R7=6, и чёрные побеждают.

6. ... A6+5  7.K5=6
 Если 7.R7-1, то K5=6, и с матовой атакой чёрные побеждают.
7. ... K5=6  8.R7+1 K6+1
 Если 8. ... A5-4, то 9.R5=7 P5=4  10.FR=6 K6+1  11.R7+2, и красные побеждают.
9.R5=3 H3-4  10.R3+1 (???)
 Если 10. ... K6-1, то 11.R3=5, и красные побеждают.
11.R7-3 P5=6  12.R3-1
 Если 12.R7=4, то K6=5  13.R3-1 A5+6  14.R4+1 K5-1  15.R3+1 K5-1
          16.R4=6 H4+5  17.R3+1 H5-6  18.R6+3 K5+1  19.R3-1 K5+1
          20.R6-2, красные побеждают.
12. ... K6-1  13.R7=1 - красные побеждают.

eng→rus: shogi.ru, Д.К., 2005.
версия: 5.12.18