ПОСЛОВИЦЫ СЁГИ С ПРИМЕРАМИ

Предисловие

Фигуры

Пешка

1. Пешка стоит тысячи золотых
2. Пешка позади золота крепче скалы

Стрелка

3. Сбрасывай стрелку на нижнюю горизонталь

Конь

4. Умело сбрасывай коня позади
5. Высоко прыгнувший конь - добыча для пешки

Серебро

6. Ходи серебром зигзагами
7. Дзёсэки "Серебро на голове коня противника"

Золото

8. Храни золото до конца (для решающего удара)
9. Отманивай золото вперёд по диагонали
10. С золотом на нижней горизонтали можно жертвовать ладью
11. Ход золотом назад хорош
12. С золотом выше серебра жди неприятностей

Слон

13. В дебюте слон сильнее ладьи
14. На слона отвечай слоном

Лошадь

15. Уводи лошадь в свой лагерь

Дракон

16. Дракону лучше быть внутри

Токин

17. С токином на 5c не проиграешь
18. Токин быстрее, чем кажется

Дебют

1. Избегай сидящего короля
2. Не ставь короля и ладью рядом
3. Защищай короля тремя генералами
4. Строя ягуру, не двигай боковую пешку
5. Строя мино, выдвигай боковую пешку
6. Не ставь короля на диагональ слона
7. В дебюте ходи пешками по нечётным вертикалям
8. Создай авангардную пешку и укрепляй её
9. Авангардная пешка на 5e - Императорская гора
10. Авангардная пешка на 4e - Императорская гора
11. Размен ладейной пешки приносит три выгоды
12. При размене слонов не двигай центральную пешку

Миттельшпиль

1. От серебра перед пешкой защищайся пешкой
2. С тремя пешками в руке - вступающая пешка и висячая пешка
3. Захвытывай авангардную пешку с помощью вступающей пешки
4. Против смещённой ладьи меняй слонов
5. Ставь ладью на стратегически важную вертикаль
6. Незащищённая фигура дарит темп
7. Атаку начинай с жертвы пешки

Эндшпиль

1. Приближайся к королю, окружая его
2. Загони короля на дальнюю горизонталь
3. Против короля на краю двигай крайнюю пешку
4. К королю перед конем сложно приблизиться
5. Сбрасывай серебро сбоку от короля
6. Сбрасывай серебро позади короля
7. Атака четырьмя фигурами не провалится
8. В эндшпиле скорость важнее материала

Другие

1. Сбрасывай фигуру туда, куда хочет сбросить противник
2. Защищайся от главных фигур, заставляя их приблизиться
3. Не убегай от вилки
4. Бери две фигуры за одну, даже если среди них пешка
5. Ранний побег стоит 8 темпов